Презентация тему есенин биография. Презентация на тему "сергей александрович есенин". Образ Родины в творчестве Есенина

Биография Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать приказчиком, поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”

Родители Сергея Есенина: отец Александр Никитич Есенин (1873 - 1931), мать - Татьяна Фёдоровна Есенина, в девичестве Титова (1875 - 1955). На коленях - дочь Александра

В 1904г. Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет. В 1909г. окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики. В 1912г. Сергей Александрович Есенин, окончив Спас-Клепиковскую учительскую школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию И.Сытина в качестве помощника корректора.

Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Александрой (Шурой); Есенина Екатерина Александровна (1905 - 1977) ; Есенина Александра Александровна (1911 - 1 июня 1981);

Анна Романовна Изряднова (1891 - 1946). Фото - 1910-e годы. Осенью 1913 Сергей Есенин (18 лет) вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий (Георгий). Далее события сложились так,что они расстались печально и нежно, без ссор и скандалов. В период жития с Анной Романовной было написано Есениным около 70 известных стихотворений, ставших русской классикой. В течение своей жизни Есенин помогал Изрядновой материально,навещал сына. Приходил и перед самой своей гибелью.

В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок”. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие. Поэты - Сергей Есенин (слева) и Николай Клюев Фото - 1916 год.

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей.

Жена Есенина, актриса - Зинаида Николаевна Райх (1894 - 1939) 30 июля 1917 года Есенин (21 год) обвенчался актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна, которую Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Далее Сергей Есенин помогал Зинаиде материально, навещал детей. В 1922 году Зинаида Райх вышла замуж за режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874 - 1940), он был старше ее на 20 лет.

Дети Сергея Есенина и Зинаиды Райх: Константин Сергеевич Есенин (03.02.1920, Москва - 26.04.1986, Москва), похоронен на Ваганьковском кладбище. Был известным футбольным статистиком. Татьяна Сергеевна Есенина(1918 - 1992).Член Союза писателей. Жила в Ташкенте. Директор музея Сергея Есенина.

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", " Инония ", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921). Сергей Есенин у березы. Фото - 1918 год.

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р.Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Сергей Есенин (слева) и Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 - 1962). Москва, лето. Фото -1919 год.

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Приемная дочь Айседоры Ирма Дункан (1898 - 1978), Айседора Дункан, Сергей Есенин. Москва. Фото - май, 1922 год. С Айседорой Дункан, которая была старше на 18 лет, Есенин познакомился осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова. Есенин и Дункан сочетались браком 3 мая 1922 года, и Айседора приняла российское гражданство. После свадьбы поехали в Европу - были в Германии, Франции, Бельгии, Италии, и жили четыре месяца в США. Поездка продолжалась с мая 1922 по август 1923 года.

Сергей Есенин и Айседора Дункан, на улицах Венеции.Фото - август 1922 год. Сергей Есенин и Айседора Дункан на пароходе " Paris ".Фото (3) - 1 октября 1922 год.

Брак их, несмотря на страстность отношений, был краток,и вскоре произошел разрыв. Их развели. В 1924 году Дункан вернулась в США. Айседора ненадолго пережила Есенина - на 1 год и 8 месяцев. В Ницце, повязав свой длинный кроваво-красный шарф, она отправилась на прогулку на автомобиле. Последние ее слова были: "Прощайте, друзья! Я иду к славе". Шарф обмотнулся вкруг колеса и затянул смертную петлю на шее танцовщицы. Кончина была мгновенной.

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина " и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового (" красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. Сергей Есенин и его последняя жена Софья Андреевна Толстая-Есенина (1900 - 1957). Фото - 1925 год.

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице « Англетер », повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью. Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.

Любой березняк – По Есенину звонница! Никто уже так Перед ней не помолится. Как храм, березняк В честь Поэта возносится. Никто уже так На нож правды не бросится. Татьяна Смертина

Cлайд 1

Cлайд 2

Детство Есенин Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября по н.с.) в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. В трехлетнем возрасте был отдан на воспитание родителям матери, то есть Титовым, так как семья, в которой он родился и вырос, вовсе не была, вопреки утверждению самого поэта, такой уж простой. Есенины были безземельнее своих односельчан. Уже дед поэта, Никита Осипович, на том клочке земли, какую приобрёл после женитьбы (56 кв. аршин!), ничего, кроме избы и двора для скотины, построить не смог, «не осилил» и купить огород. В еще более тяжелом положении оказался его сын-Александр.

Cлайд 3

Даже в лучшие свои довоенные годы семья Есениных фактически жила не на деревенские, а на городские – торговые - деньги. Мясная лавка купца Крылова, где работал приказчиком отец Сергея, Александр Никитич, с приходом Советской власти, закрылась. Корова и огород, лошади не было, служили лишь подспорьем. Не было даже сада, хотя у соседей имелись пусть небольшие, но обильные плодами сады. Крестьянское детство без своих яблок и даже без запаха вялого укропа – травма на всю жизнь!

Cлайд 4

Мать поэта Татьяну Федоровну, женщину крепкую и более чем земную, неприкаянность никчемушника-мужа сильно раздражала, тем сильнее раздражала, что выросла она в семье с иным укладом: братья – ухватистые, умелые мужики, а отец к тому же еще и знатный лошадник, у которого и лучшие в селе лошади, и отменная упряжь. Разлад между родителями не мог не сказаться на самочувствии Есениных-младших, особенно Сергея. Внешне он был похож на отца, и это сходство, при разнице устремлений, создавало почву для постоянных «распрей». С матерью, и именно в силу разности и натур и характеров, Есенину было проще. Однако при всей своей неприспособленности судьбу детям выбирал, и ладил именно отец.

Cлайд 5

Титовы жили в другой части села Константинова – в Матове. Дед Федор был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое – дед, бабка и внук Сергей. Старики были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако, не проникся верой в бога и не питал особого интереса к церковной службе. С малых лет Есенин проявлял известную самостоятельность в чувствах, побуждениях, в отношении к окружающим, не поддаваясь безотчетно внешним влияниям, а как-то по-своему в них разбираясь. Кроме того, семья не была единственной школой его воспитания. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Cлайд 6

Учеба С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.

Cлайд 7

Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой. Преподавали в Константиновском училище супруги Власовы. Лидия Ивановна рассказывает: «Класс, в котором учился Сережа, вел мой муж (Иван Матвеевич). Но он по делам школы часто отлучался, и я оставалась за него. Когда он привозил новые книги, Сережа к нам обязательно приходил – в школе он уже все перечитал. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассникам стихи. В школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина». В мае 1909 Есенин окончил училище с похвальным листом «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам он получил отличные оценки.

Cлайд 8

В августе 1909 было решено отправить Сергея в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Она готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ. Есенин без труда сдал вступительные экзамены и поселился в интернате при школе. Обстановка закрытого учебного заведения с поднадзорным существованием и казенным порядком, с засилием духовных лиц и церковных премудростей тяготила живого, пытливого юношу. Душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным проселкам, домой, в Константиново, но был доставлен матерью обратно. Сергей продолжал учиться, мечтая, как признался потом в письме к товарищу, Грише Панфилову, «скорее убраться из этого ада».

Cлайд 9

Среди учителей школы были священнослужители, чиновники, исполнительные служаки, но были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, старый учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов, но крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея, да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистики приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии. После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд «Звезды». Учитель одобрил его. Хитров советовал ему по окончанию школы всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только переехав в один из центров культурной жизни страны – в Петербург или Москву.

Cлайд 10

Творческий путь Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где работал отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Сытина. Сюда его устроили единомышленники «Суриковского литературно-музыкального кружка», членом которого он становиться в том же году. Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет академического отделения Народного университета имени Шанявского. В университете существовал творческий литературный кружок. Есенин принимал участие в его работе. Весной 1914 он выступил на заседании кружка с чтением своих стихов. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками.

Cлайд 11

Выходивший в Москве детский журнал «Мирок» уже опубликовал к тому времени четыре его стихотворения (литературным дебютом было стихотворение «Береза»), а большевистская газета «Путь правды» приняла к печати его стихотворение «Кузнец».

Cлайд 12

Весной 1915 Сергей Есенин приезжает в Петроград, где знакомиться с А.А.Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта – самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В начале 1916 выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные поэтом в 1910 – 1915 годах. Здесь складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и прочее очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Cлайд 13

В начале 1918 Есенин снова переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и другие), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925. Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Cлайд 14

Поиски в сфере образности сближают поэта с А.Б.Мариенгофом, В.Г.Шершеневичем, Р.Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919).

Cлайд 15

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н.Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая»,1924).

Cлайд 16

После путешествия со своей женой Айседорой Дункан по Европе и Америке на родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». В этот период создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие. Главное место в стихах по-прежнему занимает тема родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» - «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет. Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925).

Cлайд 17

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 -1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике чувствуется глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…» и др.) Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Проглядываются мысленные нити, связывающие «Черного человека» с предшествующим творчеством Есенина: «За погибшую душу мою…», «Уйду бродягою и вором…», «Много зла от радости в убийцах…», «Знаю я, что пьяницей и вором век свой доживу…».

Cлайд 18

Любовь в жизни поэта Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви и, как бы я не уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство…»

Cлайд 19

Анна Изряднова Только курсистка Аня, также служившая корректором у Сытина, сумела в семнадцатилетнем мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь. С Анной Изрядновой Есенин состоял в гражданском браке, и она родила ему сына. Анна не перечила и ничего не требовала от него, просто любила. Через три месяца после рождения сына Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила.

Cлайд 20

Зинаида Райх В одной из деревень Вологодского уезда 4 августа 1917 года был зарегистрирован брак Есенина с Зинаидой Николаевной Райх. Сергей познакомился с ней ранней весной 1917 года в редакции петроградской газеты «Дело народа», где она работала секретарем-машинисткой. Ее родители жили в Орле. Там и провели молодожены последние дни августа 1917. После этого они сняли квартиру в Питере на Литейном проспекте. В Москву Есенин с женой переехал в марте 1918. Поселились они в небольшой гостинице на Тверской; там было неуютно и сыро, жили впроголодь, получая скудный продовольственный паек, но усердно трудились. В конце мая 1918 у Есениных родилась дочь Татьяна, почти два года спустя – сын Константин. Но семейная жизнь не ладилась. Поэт устраивал ужасные скандалы и часто бил беременную Зину. С женой поэт разошелся еще до рождения второго ребенка. После разрыва Зинаида вышла замуж за друга, режиссера Мейерхольда, и стала актрисой его театра.

Cлайд 21

Айседора Дункан В 1921 году в Москву по приглашению советского правительства приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Осенью того же года на квартире художника Якудова с ней познакомился Есенин. Дункан русского не знала, поэт же не знал иностранных языков, и впоследствии они объяснялись в основном жестами. Айседора и Сергей быстро сблизились, и 2 мая 1922 был зарегистрирован их брак. Оба молодых пожелали носить двойную фамилию. Дункан была старше Сергея на 17 с половиной лет. До Есенина она была несколько раз замужем, хотя браками это назвать трудно – Дункан была сторонницей женской эмансипации и свободной любви, а брак считала вещью отжившей. Супруги совершили несколько поездок за границу, в том числе и в США, а осенью 1923 года их брак распался – слишком уж «неравным» он был. В последнем письме к Айседоре Есенин признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». Айседора пережила поэта на два года – кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

Cлайд 22

Галина Бениславская Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читал стихи. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. На дне рождения Сергея американская танцовщица Дункан, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта. Не раздумывая, она увезла его к себе в особняк. После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин не стал больше жить со стареющей и ревнивой танцовщицей. Поэт вновь пришел в комнату Бениславской. Галина много времени, сил и стараний бескорыстно отдала на хоть какое-то устройство литературно-издательских дел Сергея. Чувствуя в ней настоящего друга, Есенин давал ей разные поручения, доверял ей рукописи, деньги, переговоры с издательствами. Когда оборвалась жизнь Есенина, Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для нее потеряла смысл. Она застрелилась около могилы поэта. Похоронили ее рядом с Сергеем Есениным. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».

Cлайд 23

Софья Толстая Еще не разведясь с Айседорой Дункан, Есенин увел Софью у своего приятеля – прозаика Бориса Пильняка. Поэт познакомился с ней весной 1925 года на домашней вечеринке у Бениславской. В июне 1925 года Есенин женился на Толстой и переехал к ней в большую мрачноватую квартиру. Софья любила Есенина! В то время, когда какие-то типы, пьяные и грязные, ели, пили и пользовались деньгами Есенина, у Сони не было новых башмачков, ботков, ничего нового, все старое, сносившееся… Но и сам поэт в этом браке не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Другу своему, проживающему в Тифлисе, Есенин сокрушенно писал: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеиться, хочу бежать! Куда? На Кавказ!».

Cлайд 24

Роковые дни Обстоятельства жизни поэта, сложившиеся к середине 1925 года, мало способствовали эволюции его духовного мира. На смену плодотворнейшему периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла новая, теперь уже кратковременная полоса душевного кризиса. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма. Порвав с Мариенгофом и уехав от него, Есенин не имел никакого пристанища: ночевал то в «Стойле Пегаса», то у друзей. Потом он поселился у Галины Бениславской, работавшей на тот момент журналисткой в газете «Беднота». Находясь на Кавказе, поэт мечтал о том, как возвратившись в Москву, начнет жить по-новому. Но в Москве многое повторилось. К нему навязывались люди, постоянно твердившие, что его лирика никому не нужна. Они знали, что Есенину больно думать, что его стихи не нужны, и наперебой старались усилить эту боль.

Cлайд 25

К осени 1925года неустроенность, скитальческая жизнь осложнились физическим нездоровьем поэта. У него были явно расшатаны нервы, и врачи посоветовали ему пройти двухмесячный курс лечения. 26 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. Ему отвели отдельную палату во втором этаже. Палата была просторной, светлой, но раздражал существующий порядок. Ворча на эти неудобства, Есенин, однако, не только лечился, но и работал. В клинике были написаны стихотворения: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…». Но клинику поэт покинул задолго до истечения положенного срока – на столько охватило его решение покинуть Москву, резко изменить обстановку, оторваться от лишних, мешающих ему людей. 21 декабря Есенин вышел из помещения клиники якобы по делам (по этой причине его отпускали и раньше) и не вернулся. Утром 24 декабря поэт приехал в Ленинград. Поселился в гостинице «Англеттер». Но и здесь его не оставили в покое. Он снова очутился в той обстановке, от которой бежал. Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение, написанное кровью («До свиданья, друг мой, до свиданья…»), некрологи, мемуары, стихи… 31 декабря на Ваганьковском кладбище был похоронен великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Cлайд 28

*** До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. С.Есенин, 1925

Биография писателя - юбиляра.

Слайд 2

  • Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина.
  • Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).
  • Слайд 3

    Дом-музей Сергея Александровича Есенина

  • Слайд 4

    Есенин о своем детстве:

    • "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".
  • Слайд 5

    Земская начальная школа

    • В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".
  • Слайд 6

    Москва

    • Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.
    • После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина.
  • Слайд 7

    1913 год

    • Есенин примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).
  • Слайд 8

    Дебют поэта

    • С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912.
    • Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение "Береза").
  • Слайд 9

    1915 год

    • Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым, сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
  • Слайд 10

    Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.

  • Слайд 11

    Служба в армии

    • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • Слайд 12

    Групповой снимок персонала и команды поезда 7 июня 1916 г

  • Слайд 13

    "Радуница"

    • Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.
  • Слайд 14

    Революция

    • В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918) проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.
  • Слайд 15

    Имажинизм

    • Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.
  • Слайд 16

    "Москва кабацкая"

    • В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской.
    • Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).
  • Слайд 17

    Айседора

    • Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей АйседоройДункан(осень 1921), которая через полгода стала его женой.
  • Слайд 18

    Есенин и Айседора, 1922

    • Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923),
  • Слайд 19

    1923-1925

    На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР".

    К этому периоду относятся лучшие произведения:

    • "Отговорила роща золотая...",
    • "Письмо к матери",
    • "Мы теперь уходим понемногу...",
    • цикл "Персидские мотивы",
    • поэма "Анна Снегина" и др.
  • Слайд 20

    Трагический финал

    • Одним из последних произведений стала поэма «Страна негодяев» , в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах.
    • Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.
  • Слайд 2

    Сергей Александрович Есенин(1895-1925)

  • Слайд 3

    Детские годы.

    Есть на Рязанской земле село Константиново, известное в мире благодаря русскому поэту С.Есенину. Здесь, в крестьянской семье, он родился. Детство провёл в доме родителей отца, потом – матери. Рязанщина с её просторами и красотой природы навсегда осталась в сердце поэта. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

    Слайд 4

    Учеба.

    Есенин выучился читать с пяти лет, закончил земскую четырёхклассную школу в Константиново с похвальным листом. Сохранился «список учащихся Константиновского училища Рязанского уезда, подвергнутых испытанию при окончании в оном курса в мае месяце 1909 года». Из 11 учеников испытания на «пять» выдержали 4 человека, в том числе Сергей. Следующей образовательной ступенью стала церковно-учительская школа в Спас-Клепиках. Интерес и любовь воспитанников к литературе развивал учитель словесности Е.М. Хитров, первый литературный наставник будущего поэта. «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам», - позже отметил Есенин в «Автобиографии». За время учёбы им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912). Разные источники питали творчество С.Есенина: красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, библейские истории, рассказанные дедом, русская поэзия, позднее лирика А.А.Блока и А.Белого, проза Н.В.Гоголя. Закончив учёбу, Есенин в конце июля 1912 года едет в Москву. Он мечтает о поэтическом признании. Литературная Москва сначала холодно встретила белокурого смельчака. Вначале Есенин работал лавке, затем в книгоиздательстве, в типографии. Осенью 1913 года Сергей поступает в Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского. Было в Москве ещё одно место, куда всей душой потянулся молодой поэт, - Суриковский литературно-музыкальный кружок.

    Слайд 5

    Поиски «песенного» слова.

    В начале 1914 года в первом номере детского журнала «Мирок» впервые опубликовано стихотворение Есенина «Берёза» под псевдонимом «Аристон». Начинают печататься есенинские стихи и в детских журналах, и в газетах. Пишет он под своей фамилией, получает 15 к. за строчку. В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград никому не известным начинающим поэтом, а когда спустя неполных два месяца он уезжал к себе в Константиново, его стихи уже печатались в лучших петроградских газетах и журналах. 9 марта 1915 года- день первой встречи с Блоком–стал для Есенина едва ли не самым радостным и счастливым. Талант его признал первый поэт России. Так начался литературный путь поэта. Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.

    Слайд 6

    В начале творческого пути.

    Очень скоро к Есенину приходит известность, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Поэтический мир Есенина становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. Молодой Есенин исповедует христианскую мораль, христианские ценности любви к ближнему. Начавшаяся Первая мировая война была воспринята поэтом как трагедия. Тревожные настроения, предчувствие приближающейся к деревне беды переданы в стихотворении «Русь» (1914): Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. В 1915 году Есенин входит в группу новокрестьянских поэтов «Краса» (С. А. Клычков, Н. А. Клюев, С.М. Городецкий, А. М. Ремизов и др.). Все были талантливы, все были объединены любовью к русской старине, устной поэзии, народным песенным и былинным образам. Общение с поэтами крестьянского направления только укрепляет мировоззренческие позиции Есенина, ориентированные на христианскую мораль, крестьянскую культуру, на традиции фольклора. Своеобразным итогом первой половины творчества поэта является статья «Ключи Марии», написанная в 1918 году, в которой отражено познание им природы художественного образа, осмысливается через народное поэтическое слово исторический опыт русского народа. С.Есенин и Н.Клюев 1916г.

    Слайд 7

    Лицом к новому.

    Октябрьскую революцию Есенин принял не по-марксистски, а как крестьянскую и христианскую по содержанию, надеясь, что Октябрь принесет свободу крестьянской Руси. Поэта захватывает вихревое начало, вселенский, космический размах происходящих событий, грядущие изменения и преобразования в России. Россия представлялась Есенину новым Назаретом: из нее в мир придут идеи преображения, духовного обновления, христианского социализма. Художественный стиль стихов тех лет отличала высокая патетика. Стремясь отозваться на новые события, поэт пишет маленькие поэмы: «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918).

    Слайд 8

    Имажинизм.

    Желая видеть в современности радиальные перемены, Есенин пришел к мысли о создании иной поэзии. Он примкнул к новому поэтическому течению - имажинизму, у истоков которого стояли В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф, хотя его поэзия была по сути совершенно иной. «Нет, я не примкнул к имажинистам, они наросли на моих стихах», - говорил Есенин, доказательством чему может служить ранее стихотворение 1910 года. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Имажинисты увлекли Есенина пристальным вниманием к образотворчеству. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат»; «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде» и т. Однако идеология имажинизма была чужда Есенину. Имажинисты ставили во главу угла художественный образ как самоцель искусства, изгнали из поэзии интуицию, подменив ее логикой, не признавали духовных и национальных начал русской поэзии, выстраивая стихотворения на физиологических, вульгарных образах. Есенин видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Задолго до возникновения имажинизма он многого достиг в работе над словом, над использованием метафоры. Но формалистические выверты, акробатика слов, характерные для имажинистов, были чужды Есенину. Он расширял значение слова, но никогда не терял его смысла, полагая, что самое важное - поэтическое мироощущение. Поэтому уход был неизбежен. Выступления имажинистов становились все более частыми и шумными, приобретали эксцентрические формы. Параллельно с возвратом к простоте как принципу поэтики Есенин пришел к мысли о том, что революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая и мужицкому счастью не суждено сбыться. Он пережил крах своих революционных иллюзий. В 1920 году Есенин много ездит по стране, выступает на поэтических вечерах. И постоянно думает о судьбе России, об искоренении русского крестьянства, о своейсобственной судьбе, обо всем, «что случилось в стране». Предчувствие близкого конца становится все сильнее и сильнее. Оно звучит в «Сорокоусте», в «Исповеди хулигана» и в других стихотворениях: «Волчья гибель», «Я последний поэт деревни...», «Сторона ль ты, моя сторона...». Поэту было трудно сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт. Ломается старинный уклад, и Есенин не спешит объявить себя певцом обновленной земли.

    Слайд 9

    «Душно здесь живому….»

    В 1922-1923 годах создана драматическая поэма «Страна негодяев», ставшая логическим продолжением темы конфликта власти и крестьянства. В ней снимается ореол романтики с защитников революции, слышится разочарование поэта в политике власти. В 1924 году написан сборник стихотворений «Москва кабацкая», в котором нашли выражение мотивы драматической судьбы поэта, его одиночество, бесприютность. Образ лирического героя тех лет - «забияка и сорванец», разбойник и скандалист, одинокий и отверженный среди хохочущей толпы. В 1924- 1925 годах на Кавказе Есенин под впечатлением от пребывания в Баку, Тифлисе, Батуми написал цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», на тональность которого повлияла любовная лирика поэтов Востока. Поэт хотел преодолеть духовный кризис, очиститься от того наносного, что сопутствовало ему порой в жизни, пытался обрести согласие с самим собой и с миром. Достижение гармонии и покоя в любви к прекрасной персиянке неосуществимо для лирического героя. Мыслями он вновь и вновь возвращается к родине, к дому, и перед ним возникает образ рязанских раздолий и девушки с севера. Повторы и обращения создают эффект причудливого восточного орнамента: Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ. Летом 1925 года Есенин вернулся в Москву. С тяжелым предчувствием оставлял он своих новых друзей - бакинских журналистов, среди которых он так хорошо себя чувствовал: Прощай, Баку! Тебя я больше не увижу. Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг. И сердце под рукой теперь больней и ближе, И чувствую сильней простое слово: друг. С.Есенин (в центре) в Батуми

    Слайд 10

    Лирика последних лет.

    Стихи Есенина последних лет насыщены трагическим пафосом; все сильнее становится ощущение поэтом своей ненужности: «В своей стране я словно иностранец», «Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть». В статье «Судьба Есенина», написанной в эмиграции после смерти поэта, 3. Н. Гиппиус заметила: «В стихах о родине, где от его дома не осталось и следа, где и родных частушек даже не осталось... он вдруг говорит об ощущении своей «ненужности». Вероятно, это было ощущение более страшное: своего... уже «несуществования». Об этом поэт пишет в стихотворениях «Русь уходящая», «Русь советская» и др. Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет. В элегии «Отговорила роща золотая…»(1924) возникают печальные раздумья поэта о смысле всего сущего и своей судьбе, о подчинённости человеческого существования законам природы. В стихотворении господствует символическая цветовая гамма(«роща золотая» - символ человеческой жизни; «сиреневая цветь» – весна человека, костёр «рябины красной» – догорающий костёр жизни).

    Слайд 11

    Смерть поэта.

    В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года С.А. Есенин трагически погиб. «Отчаянье, беспутье, бездорожье - вот причины гибели поэта, - считал Ю. П. Анненков. - Пути русской поэзии оказались в те годы отрезанными и вскоре были заколочены наглухо». Поэзия Есенина, сказал А. Н. Толстой, «есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Он служил всю жизнь поэзии, отдавая этому великому делу все силы, всю энергию души. Точно и полно это выразил М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Сергей Александрович Есенин Презентация Лютгольц Л.В. Учителя литературы МОУ «СОШ №23» Биография писателя- юбиляра

    Cлайд 2

    Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду". Есенин о своем детстве:

    Cлайд 5

    Земская начальная школа В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".

    Cлайд 6

    Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина Москва

    Cлайд 7

    1913 год Есенин примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

    Cлайд 8

    С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение "Береза"). Дебют поэта.

    Cлайд 9

    Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым, сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех. 1915 год

    Cлайд 10

    Cлайд 11

    В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. Служба в армии

    Cлайд 12

    Cлайд 13

    "Радуница" Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

    Cлайд 14

    В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918) проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Революция

    Cлайд 15

    Имажинизм С.А.Есенин 1919 г. Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.

    Cлайд 16

    В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924). "Москва кабацкая"

    Cлайд 17

    Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой.

    Cлайд 18

    Есенин и Айседора, 1922 Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923),

    Cлайд 19

    На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". К этому периоду относятся лучшие произведения: "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. 1923-1925

    Cлайд 20

    Одним из последних произведений стала поэма «Страна негодяев» , в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. Трагический финал