Эконочической основой административно-командной экономики является. Командная экономика

Собственность – это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Собственность проявляется и как экономическая, и как юридическая категория. Как экономическая категория собственность проявляет себя тем, что эти отношения определяют формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей.

Юридическая определенность отношений собственности выражается в том, что посредством юридических законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности. Посредством этих правовых норм собственность как экономическое отношение приобретает юридическое оформление. Оно проявляется в том, что различные субъекты собственности получают юридическое право распоряжаться ею.

Собственность – основа экономической системы и эту системообразующую функцию она выполняет в том случае, если реализуется экономически. Важнейшими формами экономической реализации собственности выступают доход (домохозяев и фирм); прибыль предпринимателей, ссудный процент, рента, дивиденд и другие формы приращения имущества. Это происходит благодаря тем субстанциям, через которые проходит собственность – присвоению, отчуждению, распоряжению, владению и пользованию ею.

Присвоение – это процесс экономического и юридического закрепления ресурсов, имущества, средств производства, материальных благ и услуг, различных видов доходов за хозяйствующим субъектом или физическим лицом. Присвоение предполагает наличие двух сторон отношений собственности: субъектов и объектов присвоения. В качествесубъектов присвоения выступают физические и юридические лица, аобъектами присвоения являются ресурсы, производственное оборудование, объекты производственной и социальной инфраструктуры, финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности и т.д.

Существенной стороной собственности выступает распоряжение . Распоряжаться объектами собственности может только реальный собственник, обладающий юридическим правом на это. Он может продать собственность, пустить ее в хозяйственный оборот, осуществить дарение или наследование, сдать в аренду и т.д. Иные лица, если они не наделены определенными полномочиями, сделать это не могут.

Владение предполагает возможность совершать в течение определенного срока хозяйственные действия над объектами собственности: пользоваться зданиями, оборудованием, техникой, кредитом, возделывать землю и т.д.

Пользование означает извлечение из объектов собственности их полезных свойств с целью производства материальных благ или оказания услуг. Пользование вещами предполагает в конечном счете потребление этих вещей или изготовленных из них изделий.

По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы.

Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ееформой – специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам. Взаимосвязь между типами и формами собственности показана на таблице 2.

Таблица 2 – Типы и формы собственности

Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно–историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально–экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности называется формационной, хотя и не совпадает с ней полностью.

Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам.Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции.Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности.

В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:

    национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);

    строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

    покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.

Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности (таблица 3).

Таблица 3 – Классификация видов собственности

а) по форме присвоения

Индивидуальная

Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.

Коллективная

Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.

Государственная

Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.

б) по форме права собственности

Частная

Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).

Государственная

Федеральная, республик

и других образований в составе государства, муниципальная.

Совместная

Совместных предприятий и организаций

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения.

Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно–групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

Форма собственности на экономические ресурсы и способ координации экономической деятельности являются основными признаками общественно–экономических систем.

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.

Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами.Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.

Налоги – это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов.

Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.

Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.

Услуги – это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.

Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.

Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.

Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия – это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Экономическая система – упорядоченная совокупность социально–экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

Сравнивая рыночную экономику с командно-административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно–государственной.

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем – рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой–то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы.

Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель – это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Таблица 5 – Основные черты японской и шведской моделей экономики

Японская модель

Шведская модель

1. Глобальная цель – высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов.

1. Глобальная цель– решение социальных проблем.

2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию.

2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления.

3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран.

3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости.

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

Существует несколько типов экономических систем. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа: свободная рыночная экономика, командная (центрально-управляемая) и смешанная экономика. Кроме данных систем, имеются и другие: традиционная и переходная система. В данной книге они не рассматриваются. Они различаются по двум признакам: господству отношений собственности и системе управления.

Свободная рыночная экономика . Ее характеризуют господство частной собственности и управление, основанное на совершенной конкуренции, системе свободных рынков и неконтролируемых цен. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

Командная экономика - полная противоположность свободной рыночной экономике. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества. В чистом виде командная экономика в современном мире не существует. Это уже история.

Смешанная экономика. Она базируется на господстве смешанной собственности и системе управления, возникшей на основе взаимодействия частного и государственного капитала. Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям: налогово-бюджетное (фискальное) и кредитно-денежное.

Свободная рыночная экономика

Свободная рыночная экономика базируется на господстве частной собственности и индивидуальном принятии решений посредством системы конкуренции и рынка. В своей первоначальной форме это экономика эпохи свободной конкуренции (laissezfaire), т.е. когда очень много производителей (продавцов) продукции и огромное количество потребителей. Такая экономика нетипична для настоящего времени, но мы ее изучаем для лучшего понимания современной смешанной экономики.

Свободная рыночная экономика имеет 7 характерных признаков. Эти признаки - "азбука" свободной рыночной экономики (далее рыночной экономики).

Частная собственность - основа рыночной экономики

Институт частной собственности является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он служит развитию рынка, обогащению собственника и в некотором роде повышению благосостояния нации в целом. К частной собственности относят индивидуальную, коллективную, кооперативную, акционерную, корпоративную, а также любую другую негосударственную форму собственности.

Индивидуальная собственность - собственность человека, семьи (домохозяйства), используемая для удовлетворения личных потребностей.

К объектам индивидуальной собственности обычно относят непроизводственные бытовые объекты, вещи, имущество. Например, автомобиль, участок земли, дом, деньги, ценные бумаги могут находиться в личной собственности. Источником индивидуальной собственности граждан являются их трудовые доходы от участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, иные доходы, полученные в порядке выплаты государственных платежей: пенсии, стипендии, субсидии, пособия по безработице, инвалидности и другие виды социальной помощи.

Собственность индивида ничего не меняет в уровне благосостояния нации до тех пор, пока его имущество не используется в кругообороте продуктов, доходов и расходов. Скажем, если имущество (автомобиль, земельный участок и т.д.) индивид сдает в аренду, то он вправе получить так называемую арендную плату. Это уже нетрудовой доход. Таким образом, индивидуальная собственность становится частной. Косвенным образом индивидуальная собственность участвует в рыночном обращении капитала, стимулируя общественное производство через потребление его продукции.

Коллективная собственность - форма собственности, при которой все члены общности имеют равные права на ее владение и использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда.

Наиболее распространенными формами коллективной собственности являются кооперативная, партнерская и акционерная. Кооперативная собственность - это собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Она возникает в результате денежных и иных имущественных взносов лиц (членов кооператива), доходов, полученных от реализации продукции. Партнерская собственность возникает, когда право собственности принадлежит двум и более лицам. Она образуется в результате добровольных взносов (денежных или иных) участников партнерства. Акционерная собственность образуется в результате выпуска и реализации акций. Держатели акций относятся к субъектам акционерной формы собственности. Эта форма собственности наиболее совершенная и гибкая. Она создает широкие возможности для привлечения капитала, расширения базы собственников, их участия в управлении компанией.

Корпоративная собственность образуется как акционерная собственность. Но есть отличие: в ее основе лежит объединение капиталов (контрольных пакетов акций) преимущественно юридических лиц. Это наиболее распространенная форма собственности в развитых странах.

В целом собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т.п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). В то же время существуют широкие юридические ограничения права частной собственности. Так, законом запрещено использование каких-либо ресурсов для производства, наносящего вред здоровью, например наркотиков.

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.

    Под типом экономических систем понимается такая их однородность, которая обладает общими существенными устойчивыми особенностями.

    Можно выделить следующие типы экономических систем, которые сложились в мире в последние два столетия:

    Традиционная экономика – этот тип экономики присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на освящен­ных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и соци­альной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют неоднозначные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результа­тов.

    Рыночная экономика свободной конкуренции начала складываться во второй половине 18в. после промышленного переворота. Для этой экономической системы характерны следующие черты: преобладание частной собственности на экономические ресурсы, произведенную продукцию и услуги; свобода предпринимательства и выбора; личный интерес как главный мотив поведения; конкуренция; установление цен под влиянием спроса и предложения; ограниченная роль правительства.

    Административно-командная экономика – это тип экономической системы, при котором господствует общественная собственность на средства производства, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяются административным центром на основе системы его команд (СССР и социалистические страны).

    Смешанная экономика - тип экономич. системы, кот. характеризуется след. чертами: сочетанием частного и государственного секторов экономики; сочетанием рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетанием частнособственнических рыночных мотивов с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

    В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии: основные формы собственности (выделяют общественные системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного и смешанные); способ координации экономических субъектов действия (традиционный, рыночный, централизованно-плановый); уровень технического развития (традиционное общество, переходное общество, экономика сдвига); господствующая форма хозяйствования (экономическая система с натуральной формой хозяйствования и с товарной формой хозяйствования).

    15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.

    Различают юридическое и экономическое понятие собственно­сти. В юридическом смысле слова под собственностью понимают отношения между людьми, характеризующиеся правом владения и распоряжения вещью, закрепленные в юридических законах и нор­мах. Для регулирования этих отношений создается соответствую­щая юридическая надстройка с ее институтами типа судов, проку­ратуры и др.

    С экономической точки зрения собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения средств про­изводства и создаваемых с их помощью материальных благ. Если юридическое право собственности, закрепленное в законах и нор­мах, особых изменений не претерпевает, то собственность на сред­ства производства как отношения между отдельными людьми, группами людей, общественными классами меняются в соответст­вии с изменяющимися социально-экономическими условиями жиз­ни людей. Характер производства, обмена, распределения и по­требления материальных благ зависит от того, в чьих руках нахо­дятся средства производства.

    Существует две формы собственности: частная и общес­твенная.

    Частная собственность выражает отношения при­своения средств и результатов производства частными ли­цами. Различают два вида частной собственности: трудо­вую и нетрудовую. В рамках каждого из них существуют многообразные формы:

    Трудовая - от предпринимательской трудовой дея­тельности, от ведения собственного хозяйства и других форм, в основе которых лежит труд данного лица;

    Нетрудовая - от получения имущества по наследству, дивидендов от владения акциями, облигациями и дру­гими ценными бумагами, доходов от средств, вложен­ных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.

    Общественная собственность означает совместное при­своение средств и результатов производства. Она включает два вида: коллективную и государственную собственность

    Коллективная собственность - это вид собственности когда права собственника осуществляет коллектив людей совместно владеющий имуществом. Таким образом, субъек­тами коллективной собственности выступают коллективы работников.

    Формами коллективной собственности являются коопера­тивная, народная (коллективная), акционерная, арендная и др.

    Кооперативная собственность - это разновидность кол­лективной собственности, общее достояние всех членов ко­оператива, объединивших свои средства и труд для осущес­твления совместной производственной или иной деятель­ности.

    Народная (коллективная) собственность образуется в результате перехода всего имущества государственного пред­приятия в руки коллектива, выкупа арендованного иму­щества.

    Акционерная собственность - наиболее распространен­ная в рыночной экономике разновидность коллективной соб­ственности. Образуется в результате продажи акций и об­лигаций, а также хозяйственной деятельности.

    Арендная собственность возникает в результате арен­ды трудовым коллективом имущества государственного предприятия. Хотя собственником имущества остается го­сударство, трудовой коллектив получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату. Он является собственником произведенной продукции, полученных от ее продажи доходов, приобретенного имущества.

    Государственная собственность- это отношения собственности, при которых владение и распоряжение объектами собственности осуществляется органами гос. власти. В гос. собственности находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы собственности нецелесообразно на данном этапе. Если гос. собственность может быть подвергнута приватизации, то общенациональная является достоянием нации при любой экономической политике.

    Государственная собственность может быть республиканской и муниципальной.

    Муниципальная собственность – собственность государства, которой распоряжаются местные органы государственной власти. Частная собственность – это та, где право пользования, владения и распоряжения принадлежит 1 физическому лицу (или группе лиц).

    Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

    В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

    Преимуществами командной экономики являются:

    1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

    2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

    3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

    4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

    Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

    1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

    2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

    3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

    4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

    Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

    Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

    Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

    В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

    Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

    Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

    Основные черты:

    государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

    сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Основные черты хозяйственного механизма:

    непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

    Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

    Командная экономика

    Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

    Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

    На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

    Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

    Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

    Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

      Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

      Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

    Из минусов стоит отметить:

      Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

      Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

      Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

    Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

    В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

    Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

    Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

    Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

    Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

    Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

    Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

    Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

    Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

    Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

    На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

    1) право частной собственности;

    2) частная хозяйственная инициатива;

    3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

    Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

    Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

    К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

    Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

    Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

    И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

    Именно рынки:

    1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

    2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

    3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

    Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

    Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

    Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

    Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

    Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

    Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

    Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

    В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

    Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

    а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

    б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

    В результате в странах командной системы:

    1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

    2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

    3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

    В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

    Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

    Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

    Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

    1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

    2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

    Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

    Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

    В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

    В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

    Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

    На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


    Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

    Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

    В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

    В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

    В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

    Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

    Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

    1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

    2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

    3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

    К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?