Можно ли взыскать судебные расходы на представителя, если договор на оказание юридических услуг заключен уже после того как состоялось решение суда? Существенные условия договора оказания услуг Можно ли заключить договор после оказанных услуг

Существенные условия договора возмездного оказания услуг обязательно должны в нем соблюдаться.

Без их указания или при неправильном заполнении данных могут возникнуть проблемы с признанием соглашения недействительным.

Чтобы этого не произошло, и сделка состоялась, следует уделить особе внимание правильному составлению договора.

Только таким способом можно обезопасить участников сделки от злоупотребления и мошенничества.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье дает определение договора возмездного указания услуг.

В пункте первом данной статьи сказано, что таким признается договор, по которому одна сторона – исполнитель обязана в рамках соглашения оказать определенные услуги в пользу заказчика, а второй, в свою очередь, должен их оплатить.

П.2 ст.779 Гражданского кодекса России определяет перечень возможных разновидностей такого договора.

К ним относятся сделки об оказании медицинских, информационных, образовательных и других услуг.

Форма и оформление

Теоретически соглашение оказания услуг может быть заключен между сторонами в устной форме.

Они вправе договориться об условиях выполнения заданий заказчика, сроках и оплаты и т.д.

Однако это грозит отсутствием своевременной оплаты для исполнителя или некачественным выполнением работ для заказчика.

Чтобы избежать проблем и разногласий лучше составлять договор возмездного оказания услуг строго в письменной форме. Он подписывается сторонами, что означает их согласие с условиями сделки.

Документы такого типа могут быть составлены в простой письменной форме, что означает отсутствие обязанности заверять их у нотариуса. Сделать это можно при опасении участников сделки в том, что могут быть допущены ошибки при самостоятельном составлении.

Законом не запрещено привлекать к делу специалистов, если стороны этого желают. Однако обращение к нотариусу сделает процедуру оформления сделки более дорогостоящей.

Структура и содержание

Договор обычно состоит из нескольких пунктов и имеет особенную структуру. В самом начале указывается его название, ниже место и дата его заключения. После этого основной текст документа содержит следующие разделы:

  • Предмет. Здесь должны содержаться данные о самой услуге описываться все важные моменты ее исполнения.
  • Срок действия. В данном разделе содержится информация по дате вступления договора в силу и прекращения его действия.
  • Срок оказания услуги. Необходимо установить срок, в который исполнитель должен выполнить услугу, которая предусмотрена соглашением.
  • Права и обязанности сторон. Пункт должен содержать все важные обязанности исполнителя и заказчика в отношении друг друга. Стороны могут видоизменять типовую форму договора и включать в данный пункт все параметры, которые считают нужными.
  • Порядок расторжения соглашения. В пункте содержатся условия, по которым стороны могут расторгнуть договор и последствия таких действий. Здесь может быть исчерпывающий перечень всех обстоятельств, наступление которых влечет прекращение действия соглашения.

В заключении должны проставляться подписи, реквизиты сторон. Кроме того, участники сделки вправе самостоятельно дополнять текст пунктами о разрешении споров и других нюансах сделки, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества.

Условия договора

В основе любого соглашения лежат условия, которые выдвигают стороны в отношении качества выполняемой услуги и оплаты за нее.

Участники сделки вправе самостоятельно определять условия, которые следует оговаривать в договоре.

Однако есть некоторые из них, которые следует учесть и выписать в текст соглашения обязательно.

К ним относятся:

  • Выдвигаемые к выполняемой услуге, в том числе требования к качеству и т.д.
  • Условия приема выполненной работы и отказа от нее. Однако в случае отказа по независящим от исполнителя причинам заказчик должен возместить все расходы на текущий момент, которые понес исполнитель.
  • Правила и сроки оплаты, способ перечисления денег и т.д.
  • Действия сторон в спорных ситуациях, порядок разрешения разногласий и т.д.

Правило о личном исполнении услуг установлено законом в статье Гражданского кодекса Российской Федерации. Именно поэтому если никаких дополнительных условий по этому поводу в договоре не предусмотрено, предполагается личное оказание услуги исполнителем.

Кроме предмета сделки и оплаты выполненной работы иные условия считаются дополнительными и оговариваются сторонами по собственному смотрению.

Существенные условия договора возмездного оказания услуг

Законом предусмотрены условия, без точного включения которых в текст договора его нельзя считать действительным.

Это означает, что отсутствие определенных данных в тексте соглашения автоматически влечет его недействительность.

Таковым в случае договора возмездного оказания услуг является предмет договора.

Он должен быть четко описан в тексте, т.е. должно быть понятно, какая именно услуга оказана. Об оплате также должно быть оговорено в тексте документа, так как заказчик обязуется ее внести.

Точный перечень существенных условий договора возмездного оказания услуг в законе не оговорен. Однако по смыслу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что именно условие о предмете и оплату являются существенными.

Типичные ошибки

В составлении, а также толковании договора возмездного оказания услуг иногда возникают ошибки. Наиболее распространенная и опасная из них – отсутствие существенного условия. В случае спорной или многозначной ситуации заинтересованная сторона может воспользоваться этим фактом и оспорить договор в судебном порядке. Это может повлечь признание его недействительным, и все соответствующие последствия.

Кроме того, данный договор часто по смыслу и сути путают с договором подряда.

Первый подразумевает совершение какого-либо действия в пользу заказчика, тогда как второй, несмотря на первоначальное сходство, подразумевает иной результата.

По соглашению подряда исполнитель также совершает действия, но результатам станет конкретный предмет (объект), отделимый от самой деятельности.

Добрый день. Позиция МинЭкономРазвития выглядит так:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМА
от 2 октября 2015 г. N Д28и-2847, от 29 июля 2015 г. N ОГ-Д28-10150
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Относительно возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Однако в данном случае речь идет о заключении контракта после окончания работ. Что касается заключения контракта в ходе оказания услуги, то возможно Вам поможет следующий ответ

Комитет государственных закупок
Мурманской области
Можно ли при заключении контракта с единственным поставщиком на поставку коммунальных услуг (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение) руководствоваться нормами гражданского законодательства. Так в части заключения контракта с 01.03.2016 прописать, что правоотношения сторон распространяют свое действе с 01.01.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена. Данная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 03.08.2015
№ ОГ-Д28-10424.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок. В соответствии с нормами ст. 158 и ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной), сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Таким образом, при осуществлении закупки на оказание коммунальных услуг (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение) в соответствии с пунктами 8, 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять оплату на основании выставленных счетов.

Но речь тут идет о единственном поставщике. Из Вашего вопроса не усматривается, является ли он таковым в Вашем случае. Если же нет, то ответственность наступит по указанной коллегой норме.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Будет ли являться нарушением закона включение в договор условия о распространении действия договора на более ранний период ? Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Следовательно, для распространения действия договора на отношения сторон, возникшие до даты его заключения, необходимо прямое указание на это в договоре. Такое указание может быть сделано путем включения в договор пункта о том, что он распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с определенной даты в прошлом.Отсутствие в договоре условия, повторяющего формулировку п. 2 ст. 425 ГК РФ, не препятствует признанию договора действующим с указанной в нем даты начала срока его действия.

Действительная воля сторон в этом случае направлена на применение договора к отношениям, возникшим с даты начала исполнения обязательств, а проставление более поздней даты при его подписании является лишь технической неточностью, которая устраняется фактическим исполнением договора с более ранней даты.Данный вывод поддерживается и судебной практикой, а именно: при наличии прямого указания в договоре даты начала действия договора его подписание более поздней датой не влечет признания договора действующим с даты подписания (Постановление ФАС Центрального округа от 7 февраля 2012 г. по делу № А14-3428/2011).

Выдержка из постановления: "…Как установлено арбитражным судом, между истцом и ответчиком 26 января 2007 г. заключен договор на поставку электрической энергии № 1043 от 1 января 2007 г., по условиям которого истец (гарантирующий поставщик) обязался отпускать (поставлять), а ответчик обязался оплачивать полученную электрическую энергию (мощность) в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором.Пунктом 9.1 договора стороны согласовали срок действия договора с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 г., с возможностью его пролонгации... Довод заявителя кассационной жалобы о том, что договор № 1043 вступает в силу не с 1 января 2007 г., а с 26 января 2007 г. правомерно отклонен арбитражным судом, как несостоятельный... Арбитражным судом установлено, что договор поставки электроэнергии № 1043 от 1 января 2007 г. между истцом и ответчиком заключен 26 января 2007 г.В силу п. п. 1, 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

В п. 9.1 договора стороны прямо установили срок его действия с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 г., с возможностью пролонгации. Таким образом, исходя из положений данной правовой нормы и волеизъявления сторон, следует, что стороны в порядке п. 2 ст. 425 ГК РФ заключили соглашение о распространении действия спорного договора энергоснабжения на период с 1 января 2007 г. г".

При рассмотрении споров о дате, с которой действует договор, суды учитывают фактические отношения сторон в период с даты начала действия договора, указанной в нем, до даты его подписания. К примеру, ссылки на указанный договор в переписке между сторонами в этот период признаются доказательством наличия у сторон волеизъявления на распространение действия договора на отношения сторон, возникшие до его заключения (Определение ВАС РФ от 7 июня 2011 г. № ВАС-6673/11 по делу № А27-4396/2010)

Таким образом, включение в договор условия, что началом срока оказания услуг считать срок, который установлен заказчиком ранее даты заключения сторонами договора, не противоречит требованиям гражданского законодательства. При этом, следует обратить внимание, что такой срок не должен быть слишком длинным, дабы не вызывать у заказчика трудностей при осуществлении оплаты по заключенному договору, и соответствующий интерес у органов, призванных обеспечивать контроль в сфере антимонопольного законодательства.Проведение конкурентной закупки является публичной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов - участников закупки. Победитель закупки может быть определен только после завершения процедуры проведения самой закупки.Оказать заказчику требуемые услуги до завершения процедуры закупки может лишь лицо, которое получило фактическое одобрение от заказчика на поставку товаров или выполнение/оказание работ/услуг, а также подтверждение (гарантию) последнего на оплату исполненных обязательств, а также исходную информацию, без которой поставку товаров или выполнение/оказание работ/услуг невозможно.По смыслу указанной нормы п. 2 ст. 425 ГК РФ - распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Невозможно заключить договор на прошлое время и распространить его условия на прошедший период.

В условиях осуществления закупок для собственных нужд в рамках правового поля Закона № 223-ФЗ отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры закупки нарушают цели вышеуказанного закона, выражающиеся в развитии добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При несоблюдении этих условий, своими действиями заказчик нарушит принципы Закона № 223-ФЗ, закрепленные ст. 3 (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и др.).

Таким образом, установление условий, указанных в п. 2 ст. 425 ГК РФ, в проект договора, заключаемого по условиям проведения конкурентного способа закупки, является неправомерным со стороны заказчика.

Включение в договор условия, что началом срока оказания услуг считать срок, который установлен заказчиком ранее даты заключения сторонами договора, не противоречит требованиям гражданского законодательства и нормам закона 44-ФЗ. При этом, следует обратить внимание, что такой срок не должен быть слишком длинным, дабы не вызывать у заказчика трудностей при осуществлении оплаты по заключенному договору, и вопросы у контрольных органов, призванных обеспечивать контроль в сфере законодательства о контрактной системе.

О дним из распространенных договоров является договор возмездного оказания услуг. Именно в эту правовую форму облекаются консультационные услуги, услуги, связанные с обучением, услуги связи, медицинские услуги и т.д. В целях бухгалтерского и налогового учета услуги принято группировать в соответствии с определенными критериями.

Заметим, что не всегда можно провести четкую грань между работой и услугой (как, например, в случае ремонта оборудования). В международной практике работы и услуги объединяются в одну обширную группу услуг, называемых деловыми. Налоговый кодекс устанавливает разницу между работами и услугами в целях налогообложения.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Обратите внимание: от того, как будет сформулирован предмет договора, зависит оформление документов, подтверждающих выполнение обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Выполненные подрядчиком работы должны иметь материальный результат , соответствие которого условиям договора удостоверяется заказчиком в акте приемки работ. В этом и заключается одно из существенных отличий выполнения работ от оказания услуг. Кроме того, согласно положениям статей 720-723 Гражданского кодекса оплата работ зависит от предоставления их результата, удовлетворяющего заказчика (в отличие от вознаграждения, которое выплачивается исполнителю независимо от достижения результата, нужного заказчику).

Заключив договор возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется совершить определенные действия (осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Судебно-арбитражная практика

Как отметил ФАС Уральского округа в постановлении от 24.05.2004 г. № Ф09-1526/04-ГК, совершаемые исполнителем услуг действия не имеют материального результата, при этом оплачивается услуга как таковая, а не ее результат.

Очевидно, что между оплатой работ и оплатой услуг имеется существенная разница. При заключении договора подряда заказчика интересует исключительно материальный результат работ, а при приобретении услуг он заинтересован в совершении исполнителем определенных действий, поэтому подменять выполнение работ по договору подряда услугами производственного характера представляется неправильным.

Соответственно, в целях налогообложения реализацией признается:

  • по работам - передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе;
  • по услугам - возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе.

Общее законодательное регулирование отношений в данной области осуществляется Гражданским кодексом. Кроме него, отношения по возмездному оказанию услуг регулируются и другими нормативными актами, устанавливающими специальные требования к конкретным видам оказываемых услуг, например, Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и т.д.

Сторонами договора могут быть как юридические, так и физические лица. Согласно статье 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом, если иное не установлено соглашением сторон, то услуги должны быть оказаны исполнителем лично. В том случае, если исполнитель предполагает привлечение к работе каких-либо иных лиц, целесообразно данный момент прописать в договоре.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса стороны свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) . К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Но при составлении смешанных договоров следует помнить, что если в один договор входят элементы сделок, учет и оформление которых имеют свои особенности, следует четко и подробно разделить элементы, их стоимость и порядок оформления исполнения обязательств по каждому из разнородных элементов.

Пример 1

Если в договор на оказание консультационных услуг входят посреднические услуги с выделением стоимости, необходимо, кроме критериев и порядка сдачи-приемки консультационных услуг, предусмотреть критерии и порядок сдачи-приемки посреднических услуг и т.д.

В договоре на оказание услуг важно четко определить предмет договора и перечень оказываемых услуг . Например, если необходимо заключение договора на оказание консультационных услуг, то важно подробно указать, по каким темам и в каком объеме будут оказаны данные консультационные услуги.

Критерии установления качества оказанных услуг также должны быть четко определены в договоре или Приложениях.

По завершении договора, заключенного между организациями (предпринимателями), необходимо составить двусторонний акт, который будет подтверждать факт оказания услуг. Данный акт важен как для правильности ведения бухгалтерского учета, так и для доказывания обоснованности произведенных расходов и правильности исчисления налога на прибыль в случае возникновения спора с налоговыми органами.

Что вызывает особенный интерес у налоговиков?

Как показывает практика, договоры возмездного оказания услуг часто используются для незаконной «оптимизации» налогообложения. Суть способа состоит в составлении фиктивного договора оказания услуг для создания дополнительных расходов и уменьшения налога на прибыль на сумму данных расходов. Именно поэтому большая часть договоров оказания услуг становится объектом пристального внимания налоговых органов.

Некоторые услуги уже давно стали «красной тряпкой» для проверяющих:

  • юридические, консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью, финансами, кадровый консалтинг, маркетинг и прочее;
  • консалтинговые и маркетинговые услуги с «размытым» предметом договора, не позволяющим с достаточной степенью достоверности проверить их фактическое выполнение (так называемые «договоры ни о чем»);
  • услуги по управлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, постановке и восстановлению бухучета, содействию в привлечении финансирования и прочее;
  • автотранспортные услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспорта (ЕНВД), пакетированию и переупаковке, услуги по складскому хранению, погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги, связанные с обслуживанием основных средств (по содержанию и эксплуатации, техническому обслуживанию основных средств, ремонту, мойке окон, уборке, плановым проверкам электрооборудования, абонентскому обслуживанию оргтехники);
  • услуги по предоставлению персонала;
  • различные работы, когда на внешнее предприятие выводятся отдельные (как правило, вспомогательные, начальные или завершающие) этапы технологического процесса основного предприятия. При этом исполнитель работает на давальческом сырье, материалах, комплектующих, зачастую с использованием других ресурсов основного предприятия;
  • посреднические (агентские, комиссионные) договоры на закупку всего необходимого для основного предприятия или реализацию его товаров (работ, услуг).

Поэтому при оформлении и учете договоров оказания услуг существует целый ряд специфических особенностей, о которых необходимо знать юристам, руководителям и бухгалтерам, чтобы избежать возможных претензий со стороны налоговых органов.

На данный момент самыми распространенными и в то же время сложными в оформлении и учете видами услуг, с которыми сталкивается практически каждое предприятие при осуществлении текущей финансово-хозяйственной деятельности, являются консультационные, консалтинговые, маркетинговые, услуги на исследование конъюнктуры рынка и т.п. услуги.

На что может повлиять термин или понятие?

Следует отметить, что мода на понятные только «посвященным» иностранные определения и термины в русской транскрипции приводит к тому, что в названиях и предметах официальных договоров в последнее время можно встретить самые причудливые лингвистические изыски. Причем наибольшее распространение этот феномен нашел именно в договорах на оказание возмездных услуг.

Однако заказчику такое словотворчество может сослужить плохую службу. Дело в том, что налоговые органы при решении вопроса о правомерности включения вознаграждения по договорам возмездного оказания услуг в расходы, уменьшающие налог на прибыль, руководствуются прежде всего официальными классификаторами. Об этом свидетельствуют разъяснения Минфина, ФНС и арбитражная практика. И очень трудно будет объяснить налоговому инспектору, что такое, например, коучинг или аутстаффинг и каким образом они отразились на увеличении прибыли предприятия.

Поэтому при оформлении первичных документов необходимо все-таки руководствоваться общепринятой классификацией, а еще лучше - видами услуг, четко и ясно поименованными в Налоговом кодексе . А «модные» названия оставить для рекламных проспектов.

Но если вдруг возникла потребность в применении экзотического названия, необходимо четко и подробно описать услуги в договоре таким образом, чтобы вопросов по их квалификации и направленности на повышение эффективности основной деятельности организации не возникало.

В Гражданском кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок заключения и оформления договора оказания консультационных (информационных), маркетинговых, услуг. Все указанные договоры регулируются общими положениями главы 39 Гражданского кодекса о возмездном оказании услуг.

Услуга считается оказанной по факту подписания акта приема-передачи. Практически же услуга является оказанной в момент ее потребления заказчиком. Необходимо учитывать, что пока заказчик может отказаться от данной услуги и не подписать акт, услуга не может считаться оказанной.

Доказать факт оказания (получения) консультационных услуг на практике бывает достаточно сложно, так как результаты не имеют материального выражения (в частности, устные консультации, «горячие линии» по телефону) и потребляются в момент оказания, однако в конечном счете стороны получают взаимную выгоду, поэтому оформление сопровождающих документов важно как для заказчика, так и для исполнителя.

Вместе с тем не всегда имеется возможность точно определить момент потребления услуги (например, письменный ответ был направлен заказчику, но сотрудник заказчика, задавший вопрос, его не получил). Во избежание этой неопределенности используются нормы, регулирующие порядок приемки подрядчиком результата выполненных работ. Для отражения консультационных услуг в бухгалтерском и налоговом учете основными документами являются договор и акт приема-передачи услуг.

Рекомендации по заключению и оформлению договоров на оказание услуг

При проведении налоговых проверок налоговые органы большое внимание уделяют анализу договоров на возмездное оказание услуг. Если ваш договор действительно реальный, судебные органы, скорее всего, подтвердят вашу правоту. Но зачем доводить дело до суда? Поэтому при заключении договора, во избежание споров с налоговыми органами, желательно учесть следующие рекомендации:

  • четко сформулировать предмет договора;

Пример 2

В договоре следует прописать не просто «маркетинговые исследования», а «анализ факторов, влияющих на потребительское поведение потенциальных покупателей».

  • как уже отмечалось, избегать в предмете договора неизвестных и редких терминов , не указанных в классификаторах, узкопрофессиональных терминов и понятий, не позволяющих четко определить характер и назначение оказываемых услуг;
  • предусмотреть в договоре выработку конкретных практических рекомендаций (по результатам исследования руководителю организации целесообразно издать приказ об использовании результатов маркетинговых исследований (консультационных услуг) в производственной деятельности);
  • указать в договоре необходимость применения специальных научных приемов , в том числе оригинальных методик или способов проведения маркетинга и обработки полученных данных, в результате которых будут получены требующиеся именно заказчику для принятия управленческих решений выводы, заключения и рекомендации по исследуемому кругу вопросов. Особенно это важно в договорах с высокой ценой услуг;
  • определить ответственность исполнителя за несвоевременное или неполное выполнение им своих обязанностей. Это будет свидетельствовать о серьезности ваших намерений;
  • определить четкие сроки оказания услуг (если исполнитель не укладывается, лучше потом продлять сроки дополнительными соглашениями). Но злоупотреблять этим не следует, нужно изначально грамотно планировать этапы производственного цикла и финансовые потоки;
  • разработать техническое задание (программу, концепцию) на проведение соответствующего маркетингового исследования или консультационных услуг или поручить составить такое ТЗ исполнителю (ТЗ утверждается заказчиком);
  • определить реальную цену услуг с учетом положений 40 статьи Налогового кодекса. В случае если цена слишком высокая по сравнению с аналогичными услугами других организаций, обосновать ее размер дополнительно (например, дополнительными квалификационными требованиями, спецификой бизнеса или особенностями технологических процессов и т.д.). Например, понятно, что услуга, оказанная гражданином, имеющим среднее образование и окончившим двухнедельные курсы бухучета, не может сравниться по стоимости с услугой, оказанной международной консалтинговой корпорацией - лидером на мировом рынке соответствующих услуг;
  • предусмотреть возможность отрицательных результатов исследований или консультаций;

Пример 3

В договоре можно указать, что затраты экономически оправданы, так как результаты позволили организации избежать убытков.

  • оформить отчетные документы. Содержание отчета исполнителя должно соответствовать размеру вознаграждения и включать выводы, которые необходимо учитывать при проведении маркетинговой политики и осуществлении хозяйственной деятельности. Желательно также приложить, например, таблицы, графики, диаграммы с информацией по районам, видам товара, торговым точкам, группам потребителей, контрагентам и конкурентам;
  • установить в договоре четкие критерии, по которым будет оцениваться качество и объем выполненных работ;
  • проверить качество выполненной работы. Обратите внимание: если информация представляет собой хаотичный набор необработанных сведений, взятых с различных сайтов сети Интернет (без привязки к специфике деятельности заказчика), и носит поверхностный характер, будет невозможно обосновать оплату таких результатов и их экономическую целесообразность (в целях налогового учета);
  • обосновать экономическую целесообразность заключения договора и связать его результат с деятельностью, направленной на получение дохода (выпуск нового вида товара, расширение рынка сбыта и т.п.). Здесь можно оформить приказ по результатам исследований, служебную записку соответствующего штатного специалиста (экономиста, маркетолога и т.п.), маркетинговую стратегию и т.п.

Акт приема-сдачи оказанных консультационных услуг

В альбомах унифицированных форм нет типовой формы акта приема-сдачи оказанных консультационных (информационных) услуг. По общим правилам, согласно пункту 2 статьи 9 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.

Фактически стороны вправе составить такой акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухгалтерском учете.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению налогового органа, общество необоснованно включило в состав затрат расходы на информационно-консультационные услуги, предоставленные контрагентом, поскольку в актах выполненных работ не конкретизирован характер этих работ, нет полной информации о содержании хозяйственных операций. Суд не согласился с мнением налогового органа, указав, что представленные налогоплательщиком акты выполненных работ (услуг) имеют отсылку к соответствующим договорам, что позволяет определить содержание обязательства, поэтому суд правомерно признал доводы инспекции несостоятельными, а решение налогового органа в этой части недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2004 г. № А-62-2734/2003).

По мнению судебных органов, если налогоплательщик доказал, что спорная услуга фактически оказана и оплачена, формальные недочеты при оформлении документов не могут служить основанием для отказа в принятии затрат по таким договорам в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению инспекции, налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ (по договору на информационно-консультационное обслуживание) без содержания некоторых обязательных реквизитов:

  • не указаны измерители хозяйственной операции в натуральном выражении (количество переданной информации, оказанных работ);
  • не указаны измерители хозяйственной операции в денежном выражении (стоимость единицы переданной информации, оказанных услуг);
  • все три акта приема-сдачи работ имеют одинаковое содержание хозяйственных операций одного и того же отчетного периода.

Инспекция указала, что представленные налогоплательщиком акты приема-передачи работ не содержат некоторых обязательных реквизитов первичных учетных документов, предусмотренных статьей 9 закона «О бухгалтерском учете», при этом договор на оказание информационно-консультационных услуг также не позволяет определить объем переданной информации и стоимость единицы переданной информации.

Суд принял сторону налогоплательщика, установив, что договор на оказание информационно-консультативных услуг фактически исполнен, что подтверждается материалами дела и установлено судом. Оказание услуг выражено в проведении анализа расходов и доходов от аренды и в составлении бюджета налогоплательщика на три месяца.

При этом судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что характер, объем и стоимость оказанных информационно-консультационных услуг указаны в актах приема-передачи, подписанных сторонами, в форме ссылки на договор, позволяющий определить содержание обязательства и включающий обязательные реквизиты (постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2005 г. № А65-16820/2004-СА1-19).

Но, несмотря на приведенную положительную судебную практику, с нашей точки зрения, следует все-таки прислушаться к мнению налоговых органов и не заставлять инспектора лишний раз придираться к вашим документам.

Поэтому во избежание претензий налоговых инспекторов желательно учитывать следующие требования при оформлении акта приема-передачи результатов консультационных, маркетинговых, консалтинговых и т.п. услуг. Акт приема-передачи результатов услуг (оригинал) должен быть подписан обеими сторонами договора и иметь следующие реквизиты:

  • ссылку на договор оказания услуг;
  • наименование юридических лиц и их представителей в соответствии с учредительными документами;
  • дату составления, дату (период) оказания услуг;
  • описание услуги (можно сослаться на конкретный пункт договора или соответствующих Приложений);
  • стоимость консультационной услуги;
  • наименование должностей лиц, подписавших документ;
  • подписи должностных лиц с расшифровкой фамилий и печати сторон (факсимильная подпись не допускается);
  • указание на отсутствие претензий заказчика к качеству услуг и согласие с выставленной суммой.

Очень часто проверяющие отмечают в качестве нарушения «невозможность четко идентифицировать, какие именно услуги были оказаны и приняты по акту». В связи с этим при использовании в актах сдачи-приемки услуг ссылок на договор данные ссылки должны быть точными и подробными, позволяющими четко и безошибочно идентифицировать оказанные услуги, их оплату и принятие к учету.

Нежелательно употреблять общие фразы типа «услуги по договору № 15 от 21.10.2006 г. оказаны в полном объеме, стороны претензий друг к другу не имеют». Как видно из приведенных выше примеров судебной практики, суды принимают ссылки на договор в описании услуг, но зачем опять-таки доводить до суда?

Если услуги по договору не разовые, а оказываются поэтапно или в соответствии с дополнительными соглашениями, при составлении каждого акта необходимо сослаться на соответствующие пункты договора или приложений, где упомянуты именно эти услуги.

Для упорядочения и упрощения учета платежей по договору в акте можно указать суммы, уже оплаченные по договору, даты и номера платежек. Если сумма причитается, ее также можно указать в акте: «Сумма к оплате: пятьдесят одна тысяча рублей».

Такое же требование предъявляется к счетам-фактурам. Текст в графе «Наименование оказанной услуги» должен полностью совпадать с формулировкой акта сдачи-приемки услуг. Если это невозможно, необходимо сослаться на соответствующий пункт акта.

Дополнительные документы к договору оказания услуг

Дополнительные соглашения к контракту или договору о виде (видах) услуг (если в тексте самого договора не указан вид услуги) составляются, когда возникает необходимость договориться о каких-либо условиях, не включенных в основной договор (например, о способе передачи результатов).

Если организация оказывает услуги иностранной компании, необходимы копии документов о государственной регистрации заказчика (покупателя услуг) - иностранного юридического лица - на территории Российской Федерации (в случае отсутствия регистрации его на территории РФ - учредительные документы данного иностранного юридического лица). Эти документы необходимы для подтверждения места фактического присутствия (или отсутствия) покупателя-заказчика на территории нашей страны, для установления места потребления консультационных услуг в целях правильного исчисления НДС (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В отдельных случаях по условиям договора с заказчиком представляются иные документы (оригиналы), подтверждающие оказание услуги, например, заключение аудиторской фирмы о достоверности отчетности. Налоговые интересы заказчика услуг будут лучше защищены, если кроме акта приема-передачи услуг будет оформлен подробный отчет о проделанной работе в рамках такого договора. Если в качестве первичного учетного документа используется другой документ, то к нему предъявляются все указанные требования.

На практике у фирмы, которая оказывает консультационные услуги, особо сложных вопросов по их налоговому и бухгалтерскому учету в связи со спецификой деятельности не возникает. Главное, что они должны принимать во внимание, - экономическую обоснованность затрат и принципы определения цены сделки в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса.

Если маркетинговые исследования осуществляет подразделение налогоплательщика, например, отдел маркетинга, необходимо доказать необходимость выделения такой структуры, четко определить не только функции сотрудников, но порядок и форму представления результатов исследований (в штатном расписании, в должностных инструкциях).

В целях экономического обоснования расходов необходимо определить, каким образом результаты деятельности данного отдела используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика и влияют на получение прибыли.

Гораздо больше вопросов возникает у фирм, получающих услуги. Связано это, как мы уже говорили, с тем, что недобросовестные фирмы в целях уменьшения налоговой базы и по налогу на прибыль, и по НДС часто используют договоры возмездного оказания услуг. Причем иногда доходит до смешного: налоговые органы при проверке обнаруживают, что великий консультант, учредитель и генеральный директор консалтингового агентства «Пуп-Консалтинг Плюс» господин Пупкин, получивший за высокопрофессиональный отчет по маркетинговому исследованию мирового рынка какого-нибудь редкого вида стального сплава на пятистах пятидесяти листах пару миллионов рублей, на самом деле - горький пропойца и безработный неудачник Пупкин из глухой деревни Кукуево, периодически задерживаемый местным участковым за кражу капусты у соседей и антиобщественное поведение. Как правило, при допросе выясняется, что он не только больше ста рублей за всю свою жизнь в руках не держал, но и о существовании стали, фирмы или заказчика и слыхом не слыхивал. Естественно, после этого налоговый орган признает договор фиктивным, заключенным для вида, налогоплательщика - недобросовестным, со всеми вытекающими последствиями.

Раньше суды, как ни странно, игнорировали подобные расследования, проведенные налоговыми органами по формальным признакам (нарушения процессуального характера). Но в последнее время они все чаще принимают сторону налоговых органов.

Кстати, следует отметить, что перекладывание бремени доказывания своей собственной добросовестности на налогоплательщика все чаще применяется судами и, к сожалению, становится сложившейся практикой. Это еще раз подчеркивает значение правильности оформления и учета первичных документов.


Сообщаем следующее : Регулирование не изменялось.

Стороны по прежнему вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Проблемы могут возникнуть только в случае, если заключение договора подчиняется положениям о закупках. В этом случае любые отношения до торгов могут быть расценены как попытка обойти закон. Но негативные последствия будут касаться только исполнителя - он не сможет получить оплату.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Внимание! Если заказчиком выступает бюджетное учреждение и исполнитель не заключил с ним государственный (муниципальный) контракт, то суд может отказать во взыскании стоимости оказанных услуг*

Так, Президиум ВАС РФ в постановлениях от 28 мая 2013 г. № 18045/12 и от 4 июня 2013 г. № 37/13 отказал подрядчику (исполнителю) во взыскании с заказчика оплаты за выполненные работы (оказанные услуги) при отсутствии государственного (муниципального) контракта.

Такая позиция основана на положениях пункта 1 статьи 763, пунктов 2 и 3 статьи 764 Гражданского кодекса РФ.

Если заказчиком выступает бюджетное учреждение, обязательно должен быть заключен государственный (муниципальный) контракт и соблюдена процедура закупки. Ситуацию, когда исполнитель оказывает услуги без заключения такого контракта, суды квалифицируют как обход закона.*

При этом исполнитель не сможет взыскать стоимость оказанных услуг как неосновательное обогащение. Связано это с содержанием пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ: «не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства».

Президиум ВАС РФ особо отметил: «...выполнение работ без государственного (муниципального) контракта... свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства».

Кроме того, Президиум ВАС РФ подчеркнул: «Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона № 94-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения» (постановление Президиума ВАС РФ от 4 июня 2013 г. № 37/13).

См. также:

  • Работы выполнены в отсутствие госконтракта. ВАС РФ запретил взыскание их стоимости;
  • Подрядчик не может потребовать от бюджетного учреждения оплаты фактически выполненных работ, если отсутствует государственный (муниципальный) контракт.

Однако нужно иметь в виду, что, принимая данные постановления, Президиум ВАС РФ учел продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства споров:

  • спорные работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем отопления и водоотведения);
  • в названных делах речь шла о работах, которые могли и должны быть отложены до тех пор, пока стороны не заключат в установленном порядке соответствующие государственные контракты.

Данные обстоятельства могут быть не присущи иному спору.

Например, если между сторонами имели место длящиеся и регулярные отношения, которые не могли быть отложены, то велика вероятность, что суд взыщет задолженность с учреждения.

Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного cуда РФ рассматривала дело, в котором:

  • до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный в установленном порядке государственный контракт;
  • после окончания спорного периода государственный контракт был снова заключен;
  • прекращение оказания услуг в спорном периоде противоречило бы требованию законодательства и создало бы аварийную ситуацию;
  • оказание услуг было направлено на защиту охраняемых законом публичных интересов.

В результате требования истца о взыскании неосновательного обогащения были удовлетворены.

Пример из практики: суд учел продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства спора и взыскал с войсковой части неосновательное обогащение при отсутствии государственного контракта

6 февраля 2012 года войсковая часть (заказчик) и ООО «Ж.» (подрядчик) заключили государственный контракт на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) с территории войсковой части и размещение их в местах захоронения. Срок действия договора - до 15 декабря 2012 года.

По истечении указанного срока (31 декабря 2012 г.) заказчик направил подрядчику письмо, в котором:

  • просил не прекращать вывоз ТБО, пока не будет заключен по итогам аукциона новый государственный контракт;
  • гарантировал оплату оказанных услуг по факту вывоза ТБО.

ООО «Ж.» пошло навстречу и в период с 16 декабря 2012 года по 10 марта 2013 года продолжало оказывать услуги. Войсковая часть при этом подписывала соответствующие акты без претензий по объему, качеству и срокам.

Однако 26 марта 2013 года заказчик направил подрядчику письмо, которым отказался от оплаты «ввиду отсутствия между сторонами договорных отношений в этот период».

ООО «Ж.» обратилось в арбитражный суд с иском к войсковой части о взыскании 2 384 703 руб. 85 коп. неосновательного обогащения. При этом подрядчик сослался на «фактически сложившиеся между сторонами в спорном периоде отношения по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), о которых войсковая часть просила предприятие и оказание которых без претензий по качеству войсковая часть не отрицала». В качестве доказательств оказания услуг подрядчик представил счета-фактуры, счета и акты.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, однако апелляционный и федеральный арбитражный суды с данным решением не согласились. В удовлетворении иска было отказано.

ООО «Ж.» обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ с кассационной жалобой.

Коллегия отметила, что «единственным основанием для отказа в удовлетворении требования... послужила сформулированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13 правовая позиция».

Однако «продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства споров, применительно к которым была сформулирована изложенная правовая позиция, существенно отличаются от обстоятельств настоящего спора».

Коллегия указала на следующие отличия:

1. «...в названных делах спорные работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем отопления и водоотведения), тогда как в настоящем деле, до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный в установленном порядке государственный контракт, а после окончания спорного периода... государственный контракт войсковой частью был снова заключен с предприятием. При этом судебная коллегия отмечает, что прекращение предприятием вывоза ТБО в спорном периоде противоречило бы требованию пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований. Таким образом настоящий спор касается длящихся и регулярных отношений между предприятием и войсковой частью по вывозу ТБО».

2. «...в названных делах речь шла о работах, которые могли и должны быть отложены до заключения сторонами в установленном порядке соответствующих государственных контрактов. Как следует из материалов настоящего дела, продолжая вывоз ТБО предприятие исходило из недопустимости создания аварийной ситуации и подрыва боеготовности войсковой части. Таким образом, предприятие на регулярной основе продолжало выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке».

Кроме того, коллегия отметила, что «деятельность предприятия, вывозившего ТБО с территории войсковой части в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов». Это связано с тем, что Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» признает обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. А пункт 1 статьи 22 названного закона устанавливает требование о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления.

Также коллегия указала: «...отказ в иске... для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, по существу, противопоставлялся бы другим публичным интересам - закрепленным в Законе № 52-ФЗ гарантиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Такое противопоставление при отсутствии в действиях подрядчика намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорной деятельности в отсутствие государственного контракта противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Исковые требования были удовлетворены в полном объеме (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № А77-602/2013).

Таким образом, возможность взыскать с контрагента неосновательное обогащение при отсутствии государственного (муниципального) контракта зависит от следующих факторов:

  • длительности и регулярности характера договорных отношений (наличие в прошлом и настоящем контрактов между сторонами);
  • возможности отложить выполнение работ (оказание услуг) до заключения контракта (нужно оценить, будет ли при этом нарушен закон или создана аварийная ситуация);
  • направленности деятельности подрядчика (исполнителя) в спорном периоде (в примере выше - защита охраняемых законом публичных интересов);
  • отсутствия претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ (оказанных услуг).