Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N13. Консультация для родителей "Развитие художественного творчества детей. Пальчиковое рисование" Темы консультаций родителей по рисованию

Влада Салдакеева
Консультация для родителей «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки»

Консультация для родителей нетрадиционные формы рисования " Если дома нет кисточки "

Консультационный пункт для родителей "Если дома нет кисточки . " ()

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации . Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать , а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать .

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения . Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей , что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду? Кляксография, рисование пальцами , солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и т. д.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и “это сделал Я – все это моё!”.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием , перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

А вообще рисовать можно везде и чем угодно : печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Основная наша цель с вами – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности, свою индивидуальность.

Но… - может быть, скажет кто-нибудь из родителей , - все это в том случае пригодится моему ребенку, если он захочет стать художником.

Позвольте вам возразить, уважаемые мамы и папы. Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

Консультация для родителей

“РИСУЕМ КРУГЛЫЙ ГОД!”

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Рисование - одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себя большие возможности для развития ребёнка. Простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Начиная обучать малыша рисованию, родителям не лишним будет узнать несколько важных правил.

1. Рисовать лучше днём, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.

2. Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое.

3. Обязательно позаботьтесь об удобстве рабочего места. Выделите ребёнку отдельный столик, застелите его клеёнкой, наденьте на малыша фартук.

4. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления творчества: у ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге и других изобразительных средств.

5. Для рисования лучше давать отдельные листы бумаги. Желательно, чтобы она была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой.

6. Чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребёнка. И вообще, лучше не начинать рисование в плохом настроении, так можно отбить у ребёнка желание творить.

7. Если ребёнок нечаянно разлил краску на бумагу, устройте соревнования: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенной кляксе или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

8. Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку, хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

9. Родители ни в коем случае не должны критиковать детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается. А если ребёнок будет постоянно слушать поучения, то вскоре он просто разочаруется в своих способностях и вовсе забросит рисование.

10. Научите детей рисовать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончится.

11. Относитесь бережно к детскому творчеству. Постарайтесь сделать так, чтобы детские рисунки не отправлялись в корзину, а были предметом гордости ребёнка, собирались и хранились, дарились и показывались близким и друзьям.

Творческих успехов вашему малышу и Вам!

Введение детей в мир искусства – одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулируют детское творчество, развивают фантазию, воображение, наблюдательность.

Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание подрастающего поколения. В нашей стране создаются все условия для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Сегодня мы постепенно возвращаемся к вечной истине: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему так важно научить ребенка восхищаться красотой раннего весеннего утра, пейзажа, портрета, созданных великими художниками, вышитого руками мастерицы полотенца. Выполненными своими руками рисунком, поделкой… Необходимо, чтобы ребенок с малых лет находил в труде источник духовной радости, учился трудиться не только для того, чтобы добывать хлеб насущный, но и для того, чтобы рядом с ним всегда жила красота.

Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. У детей расширяется кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения.

Для четкого руководства, обеспечивающего успешное развитие детского творчества, педагоги, в первую очередь должны иметь представления о типах детского изобразительного творчества, для которых характерна своя форма художественного выражения (выделены Г. Ридом) : мыслящий, чувственный, ощущающий, интуитивный.

Задача педагога - руководить детским творчеством планомерно, вести ребенка к более полному реалистическому изображению. Вместе с тем, при отсутствии систематической воспитательной работы наблюдается явление спада интереса и качества детского творчества.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение (в рисовании тоже) имеет процесс.

В отличие от малышей, старшие дошкольники уже способны достаточно внимательно рассмотреть и осмыслить жизненные явления, предметы, состояния, могут сосредоточить внимание и изобразить что-то интересное. Наша с вами задача - беречь и развивать эту способность, сохранить любовь детей к рисованию.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве.

Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции.

Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно--пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами.

Через изобразительное искусство и рисование развиваем чувство прекрасного, учим «подмечать правильность и стройность в предметах, формируем способность, наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Дети, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л. С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью. Особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.

Дошкольное детство - особо ответственный и чрезвычайно важный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.) . С помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивают то, что получилось. Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

«Через красивое к человечному - такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Несомненно, в любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность!

Мастерская для родителей

«Рисуем всей семьёй»

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, как источника развития детей.

Задачи:

* Познакомить родителей с особенностями детских рисунков.

*Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.

*Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования.

Оборудование:

материалы для рисования (бумага, кисточки, краски, салфетки, трубочки, карандаши, фломастеры), работы детей, анкеты для родителей, памятки для родителей, диск с фотографиями.

Предварительная работа :

Оформить альбом с образцами нетрадиционного рисования.

Подготовить памятки, анкеты.

Оформить выставку детских работ.

Подготовить варианты оформления детских работ.

План проведения.

1. Рассмотреть выставку детских работ.

2. Беседа «Обучение рисованию детей с проблемами в развитии»

3. Познакомить родителей с результатами анкетирования.

4. Знакомство с нетрадиционным рисованием.

6. «Моё настроение» - узнай рисунок своего ребёнка.

8. Показать на экране слайд – шоу «Рисуют наши дети!»

9. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

Конспект

1.Рассмотреть выставку детских работ и книг.

Родители заходят, рассматривают выставку детских работи книги по теме «Нетрадиционное рисование»,рассаживаются и прикрепляют бейджики(с именами и подсказками для других родителей«Ирина Ивановна, мама Ромы»).

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады очень рады видеть вас!

2. Беседа «Обучение рисованию детей с проблемами в развитии»

Сегодня мы с вами побываем в странеТворчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями. Кто – то скажет нам это всё известно, но мы очень надеемся, что какие – то открытия ждут всех.

Все рисовали в детстве? А кто продолжает рисовать и сейчас?

Рисование это обязательныйэтап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто – то в альбомах, кто – то мелом на асфальте, кто – то на обоях илиленолиуме.

Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности ребенка (рисунки, поделки и др.) - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.

Особенностью наших детейявляется недостаточность общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания , сниженном объеме памяти, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью и пресыщаемостью.

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка , развивают познавательные процессы.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования) , моторики, речи.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми , имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной деятельности детей обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Особенность занятий в том, что взрослый своим примером, увлеченностью должен заинтересовать ребенка. Не учить рисовать, а показать как. А затем уже на фоне появившегося интереса развиватьи совершенствовать навыки рисования.

3.Знакомим родителей с результатами анкетирования.

Из проведенного анкетирования стало известно, что материалы для занятий дома с детьми есть почти у всех, может быть, конечно, разнообразие их не так велико.

Зачитываются результаты- понимание родителями ценности изобразительного творчества в развитии ребёнка в семье. (анонимно)

Очень важен правильный подход к изодеятельности ребёнка в семье.

Правильная оценка его творчества.

Поощрять, помогать, создать ситуацию успеха в творчестве у ребёнка через уважение к детским работам. (показать как можно оформить детские работы)

Создать условия для приучения ребёнка к изодеятельности (рабочее место, разнообразные материалы для занятий изо)

4. Знакомство с нетрадиционным рисованием.

Конечно,удержать внимание наших особенных детей не просто, заинтересовать тоже и просто непосильный труд для многих что-нибудь сделать до конца.

Не ждите, что в один день все появиться само собой и тем более не стоить думать, что это всё не для вашего ребенка. Просто оставить все материалы в доступном месте и ждать когда ребенок начнет рисовать – это не наш случай.

Заметьте, что без вашей заинтересованности и безвашегоактивного участия, возможно, вся эта, безусловно, полезная и развивающая деятельность просто останетсяне замеченной.

Рисование нетрадиционнойтехникой стимулирует положительную мотивацию ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Посмотрите, как вы думаете,каким способом нарисован этот рисунок? (рассматриваютобразцы нетрадиционного рисования, и описывается техника выполнения)

5.Мастер – класс: «Опускаем руки в краску»

Как научить ребёнка рисовать, если высами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приёмов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие.

Сейчас мы хотим провести небольшой практикум по рисованию. Нам понадобится краска разных цветов, вода, бумага и фломастер.

(обучение родителей: рисование монотипии, тычкование, кляксография)

Раздать памятки родителям «Нетрадиционное рисование с детьми»

6. «Моё настроение» - узнай рисунок своего ребенка.

А теперь посмотрите на наши мольберты и найдите среди этих работ рисунки своего ребёнка.

Предлагаем родителям порассуждать, почему он так думает, что это рисунок его ребёнка и если он прав, то может забрать рисунок.

Познакомить родителей с психологическими особенностями выбора цвета, какие черты характера присущи тому или иному выбору.

7.Проведение теста «Моё дерево»

Перед вами бумага и простой карандаш, ластик. Представьте себя в образе дерева и нарисуйте его, пожалуйста. (Родители рисуют, звучит музыка,затем им предлагается интерпретация рисунка.)

Каквидите, рисунок очень много может рассказать о человеке и его душевном состоянии.

8.Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»

Предлагаем посмотреть на ваших детей и нашу жизнь в детском саду.

9.Подведение итогов собрания.

Наша встреча заканчивается. Сегодня было много интересного, полезного, нового.

Предлагаю вам собрать «Чемодан в дорогу» и написать несколько слов, что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.

Татьяна Николаева
Консультация для родителей «Рисуем вместе с детьми»

Консультация для родителей: «Рисуем вместе с детьми: нетрадиционные техники рисования.»

Один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте –это рисование. Именно рисование позволяет ребенку выразить свои чувства, мысли, настроение, мечты и даже тайные страхи, все то, о чем он не всегда может сказать словами. Рисование обогащает внутренний мир ребенка, развивает зрительно- моторную координацию, тактильные ощущения, фантазию, воображение, речевые навыки, мышление. Но рисовать только кисточками и карандашами не всегда интересно и весело. Рисовать можно всем, что есть под рукой и всем, чем позволяет фантазия и воображение…

Рисование ладошками. Нужна поверхность, где можно проявить творчество (лист бумаги, обои, кусок ткани размер не имеет значения, гуашевые краски, кусочки поролона или кисточка. Ладошки покрывают краской и наносят отпечатки на поверхность. Получаются волшебные бабочки, цветы невиданной красоты, жар-птицы, рыбки, осьминожки, чудо-деревья и многое другое.

Рисование пальчиками. Пальчики обмакивают в краску и рисуют все, что пожелает душа юного художника. Как один из вариантов, можно использовать ватные палочки.

Рисование полужесткой кисточкой «тычками» . Можно взять кисточку для работы с клеем. Кисточку обмакивают в краску и держа ее вертикально, наносят тычки на поверхность рисунка. Такая техника рисования позволяет более выразительно передать красоту пушистых одуванчиков, мохнатых зверушек, густую крону деревьев и т. п.

Рисование штампами. В магазине можно приобрести различные штампы. Но гораздо интереснее изготовить штампы вместе с ребенком. Для этого подойдут различные фрукты и овощи (картофель, морковь, сельдерей, яблоки, груши и т. д.). Разрезать пополам, вырезать нужную форму штампа, обмакнуть в краску и украсить узорами любую поверхность. Таким образом можно оформить красочные поздравительные открытки, разрисовать подарочные салфеточки, скатерть или стены в детской, расписать красочные футболки и топики, украсить кусок ткани, а затем сшить из нее наряд для любимой куколки. Фантазируй, не ленись! Краски желательно использовать акриловые, чтобы шедевры были более долговечны.

Рисование мятой бумагой. Кусок бумаги сминают в комок, затем макают в краску и наносят им рисунок.

Рисование трубочками (кляксография). На поверхности бумаги разбрызгивают кляксы из краски и, пока краска не впиталась, с помощью коктейльных трубочек выдувают краску из кляксы в разные направления. Получаются необычные и веселые рисунки.

Рисование пластилином. Маркером на поверхность (картон обклеенный скотчем, стекло, прозрачная пластиковая крышка от контейнера и пр.) наносится контур рисунка. Кусочки пластилина размазывают так, чтобы контуры рисунка не «размывались». Пластилин можно размазывать, скатывать маленькими шариками, скручивать колбасками и завитушками. Работы получаются красочными и выразительными.

Рисование на ткани «узелками». На куске ткани завязывают узелочки с помощью ниток. Образуются небольшие своеобразные «шишечки», затем эти «шишечки» окрашивают акриловыми красками. Когда ткань подсохнет, ниточки на узелках обрезают и ткань расправляют. Получаются диковинные цветы и различные райские птицы.

Это далеко не весь перечень нетрадицинных техник рисования. Рисовать можно мыльными пузырями, песком, крупой, засушенными листочками и цветочками, с помощью трафаретов, ниток и веревочек. Способов рисования множество и ограничены они могут только вашей фантазией. Самое важное –это познакомить детей с их разнообразием. Заинтересовать их, научить видеть красоту окружающего их мира, воспитать в них ценителей прекрасного, художественно- эстетический вкус.

Не секрет, что основы формирования личности закладываются еще в младенчестве, во времена беззаботного детства. Для гармоничного развития ребенка с ним надо играть, петь, танцевать, заниматься спортом, гулять и, конечно, рисовать, лепить и вырезать. Все это нужно делать вместе с детьми, и, тогда вы, дорогие мамы и папы, станете для своих любимых детей самыми близкими и лучшими друзьями.

Публикации по теме:

«Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик» г. Соликамск, Пермский край «Адаптируемся вместе» консультация для.

Анкета для родителей «Играем вместе с детьми» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» Уважаемые родители! Целью анкеты является обобщение и закрепление представлений об игре.

«Едим вместе». Консультация для родителей Какая мамочка не боится,что в садике ее ребенок не будет кушать. Распространенное мнение о том,что дети плохо едят в садах из-за того,что.

Консультация «Играйте вместе с детьми в кубики» Как заинтересовать малыша конструированию из кубиков? Начинать надо с развития эмоционально положительного отношения ко всему новому. Азарт,.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры,.

Консультация для педагогов «Творческая деятельность вместе с детьми» Творческая деятельность вместе с детьми. Решение задач программы и достижение ее главной цели - тесно связана с нашей совместной с детьми.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству"

Я рисую белым мелом облака,

Я рисую, будет день наверняка...

Рисование - способ самовыражения внутреннего мира ребенка. И насколько ярок внутренний мир маленького художника, настолько живо воплощение его идей, фантазий, образов. Дети очень любят рисовать, потому что через данный вид деятельности проявляются творческие возможности нераскрытого еще в полной мере маленького таланта. Каждый свободно выражает свои чувства, желания, восторги, мечты, предчувствия, ...страхи. Рисование само по себе увлекательно, познавательно, приносит радостные нотки ощущения окружающего мира.

Рисовать дети начинают рано, и уже к 2,5-3 годам они достаточно ярко и точно могут выразить свои мысли и фантазии. Подрастая, ребенок может заявить"Я не умею рисовать" и отстраниться от этой деятельности, так как по его словам" не видит значимых результатов". Здесь выражается страх ребенка перед оценкой взрослых его работ, отражается неуверенность, осторожность в оценке творчества. Почему так происходит? Причины, на мой взгляд могут быть разные, и заключаются в следующем:

Взрослый часто навязывает определенные стереотипы(дом - только такой, трава -только такая)и т.д.

Отрабатывается алгоритм изобразительной деятельности (повторение по образцу);

Исключается возможность самовыражения дошколенка в линии, цвете.

Возможно, некоторая боязнь предоставить ребенку множество разнообразного материала для рисования.

Чаще всего ребенку предлагается обычный набор для рисования:

Папа даст мне карандаш,

Мама даст мне краски,

Сяду я скорей за стол

Раскрашивать раскраску...

Известный художник В.Фаворский отмечал:"Когда ребенок обращается к искусству, ему дают карандаши, краски и бумагу, и это ошибка; необходимо дать ему всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге,на стене, делает рисунки для своего платья, делает наряды из газет."Вспоминая свое детство, кто из вас не пытался рисовать первым попавшимся в руки камешком, гвоздиком, палочкой

Какие же необычные материалы я включаю в детское творчество? Их достаточно много: зубная щетка, пух, полая трубочка, целлофан, ватная палочка, печатки, нитки, бутылки, камешки, листья, восковые свечки, мыльная пена, жгутики, ладошка, тампон. Любой новый материал и каждый новый приобретенный навык - это предмет гордости для ребенка.

Так, тонирование листа для последующего рисования превращается в интересную игру, когда смяв бумагу и сделав из нее жесткий тампон, он обмакивается в краску и заполняет весь лист. Увлекательно для дошколят и тонирование листа целлофаном. На целлофан наносится краска, а затем раскрашенный целлофан накладывается на лист,ладонью разглаживается и снимается- фон готов, очень необычный. Чтобы быстро нарисовать волны, я предлагаю "волшебную бутылочку". На пластиковую бутылку клеем ПВА наклеиваются по косой линии нитки, потом они раскрашиваются. При прокатывании бутылочки по листу бумаги остаются волны. Мы с детьми пользуемся остатками пенопластовых плиток, наносим краску на плитку и пропечатываем ими весь лист. Фон получается необычный. Можно тонировать лист цветными мелками, угольком, поролоном.

Используя разнообразные нетрадиционные материалы, педагог сам должен отработать технику рисования и показать ожидаемый результат детям, чтобы они в дальнейшем самостоятельно их применяли для создания творческих работ.

Очень интересен в этом плане прием кляксографии, когда "прогоняется краска" по листу бумаги с помощью трубочки при продувании воздухом и появляются необычные очертания.

1,2,3- клякса, клякса, оживи!

Стань скорей мышонком,

Лесным олененком,

Зайчиком, медвежонком,

Послушным поросенком,

Или кем -нибудь еще,

Я нарисую хорошо!

Поворачивая и рассматривая рисунки, дети проявляют свою фантазию, воображение и получаются незамысловатые картинки, главное дорисовать детали- и образ готов. Есть возможность разнообразить рисование красками, добавив в нее мыльные пузыри и нанеся на оргстекло. Прикладывается лист, разглаживается- рисунок с набросками готов, остается дорисовать, включить фантазию. В этой технике красивыми получаются пейзажи.

Можно детям предложить приготовить из отработанных фломастеров "тычки", вставив кусочки поролона,и нарисовать ими букет цветов для мам к 8 Марта, достаточно необычно. Также детям предлагались разные нетрадиционные материалы: нитки, бусы, пуговицы, ватные палочки, восковые мелки, поролон, гуашь с солью, манкой. Каждый самостоятельно делает выбор, чем ему рисовать.

Вот уже подряд два дня я сижу рисую...

Много средств и техник разных - выбирай любую!

Я раскрашу белый свет

В самый свой любимый цвет...

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным в плане выбора способов воплощения задумок и творческих идей. Они дают детям возможность удивляться и радоваться миру. Рисуйте как дети! Рисуйте вместе!