Автор произведения город солнца. Т. Кампанелла и «Город Солнца

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы непросто, так как это все-таки нет художественное, а философское произведение. Его название является прямой отсылкой к произведению "Град Божий" блаженного Августина. Текст написан в "суровом" стиле.

По своей форме утопия Кампанеллы "Город Солнца" - это диалог между собеседниками, имена которых не приведены. Один из них Мореход (о нем известно только то, что он из Генуи), второго называют Главным Гостинником, по всей видимости, подразумевается гроссмейстер Ордена госпитальеров.

Если пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы с самого начала, то произведение без всяких предисловий начинается просьбой Главного Гостинника о том, чтобы Мореход рассказал о своих последних приключениях.

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Проводя анализ "Города Солнца" Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет "Города Солнца" Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

При анализе "Города Солнца" Томмазо Кампанеллы можно обратить внимание, что многое в этом обществе унифицировано. Например, женщины и мужчины носят практически одинаковую одежду, существует предписанная форма, что носить в самом городе, а что за его пределами. Указывается даже, как часто следует ее стирать и менять.

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола - звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая "к солнцу исходит и к нему возвращается". Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в "Городе Солнца" изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.

Еще одним известным произведением, невостребованным католической социальной доктриной, является книга монаха Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца».

Джованни Кампанелла родился в бедной семье сапожника. В 15 лет вступил в доминиканский орден (ради получения образования) и получил имя Томас. Увлекается философией и астрологией. В Неаполе Кампанелла стал организатором заговора против испанских властей. Заговор был раскрыт, и его, конечно же, казнили бы, но ему был предъявлены и обвинения в ереси, что требовало вмешательства Церкви. А потому Кампанеллу осудили на пожизненное заключение. Провел в тюрьме 27 лет. Был в пятидесяти тюрьмах, перенес невообразимые пытки (одна из них длилась 40 часов). Наконец, был выпущен по заступничеству папы в 1626 г. Конец жизни провел во Франции.

В тюрьме написал «Город Солнца» (1602- на итальянском, 1623 - издана на латыни). Книга, слабая литературно, привлекает четкостью социальных формулировок. Идеологию общества «Города Солнца» Кампанелла обосновывает так:

«Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине».

Сам город Солнца построен в соответствии с астрологическими воззрениями Кампанеллы - на холме находится величественный храм Солнца, который окружен семью (по числу тогда известных планет) окружностями стен. На стенах в виде «граффити» изображены знания по всем наукам и искусствам - для того, чтобы дети во время игры их незаметно постигали.

В «Городе Солнца» нет не только частной, но и личной собственности. Этот принцип распространяется даже на общность жен - иначе частнособственнический инстинкт не вытравить. Не наслаждения и увеселения, а труд и овладение знаниями являются смыслом жизни соляриев. Собственно, труд и учение у них одно: «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы». Но опять-таки все трудятся (всего по 4 часа), и этого достаточно для возникновения общества изобилия. Рабов нет - солярии считают, что рабство развращает нравы.

Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог развития личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже программированию.

О распределении произведенного Кампанелла говорит кратко:

«потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом».

Если у Мора в «Утопии» семья является основой всего общества, то в «Городе Солнца» брака и семьи нет - есть лишь функция деторождения:

«так как частные лица по большей части и дурно производят потомство, и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная обязанность наблюдения за этим, как за первой основой государственного благосостояния, вверяется заботам должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица. Поэтому производители и производительницы подбираются наилучшие по своим природным качествам, согласно правилам философии».

Это уже больше напоминает первую «утопию» - «Государство» Платона. Но Кампанелла строит отношения между полами еще рациональнее. В результате Город Солнца предстает как огромная фабрика по производству здорового потомства.

Власть в городе Солнца осуществляется по теократическому принципу. «Верховный правитель у них -- священник, именующийся на их языке "Солнце", на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь». И снова, как и у Мора, господствует не христианство, а некая религия монотеистическая Солнца, замешанная на изрядной доле астрологии. Правда, никакой веротерпимости нет - веровать как-то иначе в городе Солнца просто невозможно.

В целом «Город Солнца» оказывается более фантастичной и к тому же менее христианской книгой, чем «Утопия».

Николай Сомин

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.

Томас Мор

Предисловие

Эти два сочинения, «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, просятся под одну книжную обложку. Хотя сочинение Кампанеллы было написано почти столетие спустя после сочинения Мора («Утопия» написана в 1516 г., а «Город Солнца» в итальянской версии – в 1602 г., в латинской – в 1614 г.), но оба они принадлежат одной культурной эпохе – эпохе Возрождения. Эпоха пронизала эти сочинения единым духом гуманизма и социальности (см.: Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: Наука. 1978. С. 43–63).

Особенно важно подчеркнуть следующий момент. Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Нельзя не согласиться, что выступивший позже Кампанелла находится, несмотря на фигуру умолчания по этому поводу, в зависимости от Мора, но и при всем том видит совершенное общество все-таки иначе, чем Мор (см.: Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. С. 241–251), Существенней, однако, то, что объединяет образы «наилучшего государства» (выражение Мора) в сочинениях Мора и Кампанеллы не просто зависимость взглядов второго от взглядов первого из них, но гораздо большее, а именно то, что перекрывает различия, делает их различиями внутри единства. Речь идет о единстве, проистекающем из принадлежности образов совершенного государства у Мора и Кампанеллы к общему типу с тем идеальным государством, образ которого представил Платон в своем диалоге-трактате «Государство». Этот общий для Мора и Кампанеллы как продолжателей дела Платона тип представлений об идеальном обществе и государстве суть коммунистическая утопия.

При этом Т. Мор и Т. Кампанелла, стремясь быть более последовательными коммунистами, чем Платон, действие принципа общественной собственности, призванной заменить частную собственность, распространяют из высших социальных слоев, в качестве каковых у Платона выступают правители (философы) и стражи (воины), на все общество. Тем самым вместе с всецелым проведением принципа общественной собственности в «наилучшем государстве» они предполагают и всеобщность действия в нем принципа социального равенства.

Надо сказать, что объединяет «Утопию» и «Город Солнца» еще то, что значительность идей каждого из этих произведений оплачена высокой ценой: трагической судьбой их творцов. Т. Мор был казнен за верность своим убеждениям, разошедшимся с интересами королевской власти (Мор, будучи авторитетным политиком, опасным для короля, не отказался от мнения о предпочтительности сохранения в Англии католицизма в противоположность принятию англиканства, так как с католицизмом он связывал возможность более благоприятной для страны и народа социальной политики). Кампанелла за подготовку восстания против испанского владычества в Калабрии, с которым он связывал перспективу не только национального освобождения, но и установления социального строя в духе строя «Города Солнца», почти тридцать лет подряд, а в общей сложности около тридцати трех лет, провел в тюремных застенках испанских властей, страдая от жестоких пыток и ужасных условий заключения. Одновременно с испанцами Кампанеллу преследовала папская инквизиция, расценившая его творчество как ересь и приговорившая его к пожизненному заточению. Только чудом, благодаря случайному стечению обстоятельств, Кампанелла избежал казни и вышел на волю в конце жизни. В «Городе Солнца» он говорит, имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим взглядам, а значит, и верность их самих, даже путем испытания пыткой. Солярии, т. е. граждане Города Солнца, – пишет Кампанелла, – «неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения» (Кампанелла Т. Город Солнца. М.Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 114). Впрочем, и в этом отношении – в отношении высокой, до готовности к пожертвованию жизнью, меры верности коммунистической идее и убежденности в ее истинности, Мор и Кампанелла наследовали Платону, который тоже буквально рисковал жизнью, пытаясь убедить тирана Дионисия, а затем – и Дионисия младшего в необходимости осуществить на Сицилии учение об идеальном государстве.

Именно идущая от Платона через Мора и Кампанеллу литературная и философская традиция коммунистической утопии ближе, чем какие-либо иного рода представления о совершенном и желательном устройстве общества, подводит к философски и научно обоснованному К. Марксом и Ф. Энгельсом проекту будущего общества. Ближе, потому что марксистский проект, как и проекты названных утопистов, является тоже коммунистическим проектом. В той форме, какую коммунистическому проекту будущего общества придали классики марксизма, это уже не утопия, не «место, которого нет», а практически воплощаемый и воплощающийся, вопреки всем преградам, тип общества.

Сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет обостряться, Если еще совсем недавно они вызывали едва ли не исключительно академический интерес, рассматривались только в качестве примеров истории утопической мысли, то сейчас они будут интересны многим читателям и за пределами академической сферы, поскольку стимулируют попытки поиска ответов на злободневные вопросы о дальнейших судьбах реального социализма/ коммунизма и в нашей стране, и в мире.

Думается, что нет непроходимой границы между утопией и наукой. По-настоящему значительные произведения утопической мысли, к которым, безусловно, относятся «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, сохраняют свою актуальность в плане значения для научной социальной футурологии. Особенно в такой переломный момент истории, как нынешний, они способны и удовлетворять интерес широкого читателя, и, вместе с тем, питать научную мысль о перспективах социального развития. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы, с одной стороны, для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости, а, с другой стороны, истинность иных положений теории ставят под вопрос.

С этой точки зрения мы бы обратили внимание на центральную идею коммунистических утопий Мора и Кампанеллы – идею о необходимости замены частной собственности общественной, а также еще на две остро звучащие в современной действительности темы: тему судьбы религии (шире – веры) и тему гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе.

УТОПИЯ ТОМАСА КАМПАНЕЛЛЫ "ГОРОД СОЛНЦА"

Данилова Е. , 212 гр. (2005-2006 гг.)

Итальянский философ Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 году в монахи – Джованни Доменико) является одним из представителей раннего утопического коммунизма. Кампанелла разделял натурфилософские взгляды материалиста Телезио, выступал против аристотелевской схоластики, развивал передовые для того времени идеи сенсуализма, где ощущение представлялось единственным источником познания, и деизма (мир сотворил Бог, а дальше мир предоставлен действию собственных законов), которые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, увлечением магией и астрологией.
За свое свободомыслие Кампанелла неоднократно подвергался преследованиям инквизиции. Так, в 1599 году Томмазо пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета. Заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестких пыток был брошен в тюрьму, где провел в общей сложности 27 лет. Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли Томмазо выстоять.
Как и Томас Мор, Томмазо Кампанелла был занят умозрительным построением идеальной общественной системы. Результатом его размышлений стала утопия «Город Солнца», которую филсософ написал в заключении в 1602 году, а опубликовал впервые в 1623 году. Мы знаем, что утопия – это неосуществимое мечтание, порожденное историческими обстоятельствами, которые побуждали к деятельности и приводили к определенным результатам. Томмазо был прогрессивным мыслителем и писателем эпохи Возрождения, времени, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука энергично пошли вперед по своему нескончаемому пути, когда мысль упрямо обгоняла действительность в поисках новых горизонтов. В жизни Италии XVII века после успехов в сфере мануфактурного производства наступило время упадка. Перемещение главных торговых путей, которое было связано с господством турок на Средиземном море и с Великими географическими открытиями, и жесткий экономический кризис послужили одной из причин того, что тысячи людей не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. При этом в Италии того периода, экономически разобщенной и политически раздробленной, не могло сложиться революционной ситуации. В этих условиях утопизм, как мечтание о разрешении такой гибельной для страны ситуации, по существу, был неизбежен.
Стоит добавить, что не только под воздействием внешних факторов, но и в зависимости от мировоззрения автора в разных утопиях выражаются нередко противоположные общественные идеалы и устремления, фантастичность же этого жанра предполагает колоссальный спектр возможностей. Идеи утопий представляют собой органическое единство изображения и мысли, мысли не столько доказываемой, сколько показываемой, подвластной эмоционально-эстетическому восприятию и оценке философа.
«Город Солнца» был создан под воздействием «Утопии» Томаса Мора, о котором Кампанелла впервые услышал в доме богатого неаполитанца дель Туфо, поддержавшего писателя в трудные минуты. На страницах произведения Кампанелла мечтает о единстве и благоденствии человечества, об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, а всеобщий труд гарантирует изобилие. Правда, в нем существует и строгая регламентация быта, и власть жрецов, носящая буквально теократический характер. Свой коммунистический идеал Томмазо обосновывал велением разума и законами природы.
«Город Солнца» написан в форме диалога между Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Собеседники лишены внешнего описания, но при этом из идеи города Солнца понятны взгляды героев на жизнь, их мысли, которые пытаются проникнуть в туманное будущее. Все средства изображения и изложения подчинены в утопии созданию грандиозной картины общества как единого коллектива, образа мечты справедливой жизни, основанной на труде, в чем и проявляется социальная характерность автора. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого он оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца.
Этот город расположен на горе и «разделяется на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам». В каждом из поясов – удобные помещения для жилья, работы, отдыха. Предусмотрены и оборонные сооружения: валы, бастионы. Кампанелла рассказывает, что «...чтобы захватить каждый следующий (пояс), надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда». Вместе с тем стены города украшены чудесной и в то же время поучительной живописью, которая снабжена пояснительными надписями.
По устройству город Солнца – это теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник, «именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком». По словам Морехода, у правителя есть три так называемых соправителя: Пон (Мощь), ведающий военным делом, Син (Мудрость) – познанием, свободными искусствами, ремеслами, и Мор (Любовь) – продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием.
Смысл символики имен позволяет раскрыть пантеизм Кампанеллы, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. В результате основные качества бытия («прималитеты») определяют характерные свойства человека: мощь обнаруживается в силе, мудрость – в способности представления и воображения, любовь – в желаниях и стремлениях. Прималитеты находятся в постоянной борьбе с небытием: с немощью, незнанием и ненавистью – как отрицательными человеческими качествами. Элементы диалектики в философии Кампанеллы служат обоснованием плодотворному насилию в общественной жизни. По мнению философа, зло необходимо не только выявить, но и подавить. Так, убить тирана в городе Солнца – почетно, изгнать вздорного и ничтожного монарха – человечно. Кампанелла считает, что «сначала все исторгается и искоренятеся, а потом уже созидается...». Таким образом, Томмазо готов повести народ на бой ради осуществления идеалов равенства.
Следует отметить, что верхушка города Солнца выбирает низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику. Правительство собирается каждые восемь дней. Недобросовестные начальники могут быть волею народа смещены, кроме четырех высших правителей, которые подают в отставку сами. Предварительно они советуются между собой и лишь тогда, когда на смену может прийти более мудрый и достойный, уходят в отставку. Необходимо подчеркнуть, что в городе Солнца, как пишет Кампанелла, «того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Жители города Солнца недоумевают, почему «мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит много слуг для своего распутства».
По мысли философа, источником всех человеческих зол является эгоизм. Томмазо считает, что когда люди отрешатся от себялюбия, у них останется только любовь к общине, которую он считает эталоном государственного устройства. Таким образом, только поравнение членов общества буквально во всех отношениях (общие столовые, одинаковые украшения, общие дома) приведет к счастливой жизни. Писатель неоднократно повторяет, что если люди были бы «меньше привязаны к собственности», то они «дышали бы большею любовью к ближнему». Жители одновременно и богатые, и бедные. Богатые, потому что у них есть все, что им необходимо, бедные потому, что у них нет ничего своего. Общественная собственность в «солнечном» государстве базируется на труде его граждан. Критика Кампанеллой частного владения указывает путь будущей прогрессивной литературы.
В государстве Томмазо Кампанеллы установлено равенство мужчин и женщин, которые даже проходят военную подготовку на случай войны. По мнению Томмазо, труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми. Впервые в истории человеческой мысли автор говорит о том, что труд не только потребность человека, но и дело его чести, дело, в котором конкуренция в итоге порождает изобилие. Но вместе с тем рабочий день соляриусов длится всего четыре часа. Кроме того, Кампанеллу весьма интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.
Довольно щепетильным является вопрос брачных отношений. Кампанелла предполагал их некую государственную регламентацию, пренебрегающую личными привязанностями человека. Для философа на первом месте стоит вопрос о качестве будущего потомства. Чтобы дети были телесно и духовно совершенны, опытный врач, пользуясь данными науки, по природным качествам подбирает наилучше совместимых родителей. Автор утопии обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство, и не может даже сравниться с «любовью к общине».
Несмотря на то, что женщины города Солнца имеют те же права, что и мужчины (они могут заниматься науками, служат в армии), все равно они из-за принципа «общности жен» воспринимаются как обесчеловеченная собственность. Кампанелла рисует своего рода бессемейный коммунизм (влияние нелучшей из идей Платона).
Интересны рассуждения Томмазо о красоте женщин: в городе Солнца нет некрасивых женщин, так как «благодаря их занятиям образуется (у женщин) и здоровый цвет кожи, и тело развивается, и они делаются статными и живыми, а красота почитается у них в стройности, живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги». Кампанелла утверждает, что все прихоти у женщин появились в результате праздности и ленивой изнеженности.
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает, условно говоря, на религию, так как культ Солнца и Земли, пантеистическое представление о мире как об огромном живом существе не укладывается в рамки религиозной догматики. Томмазо надеется на религию далеко не во всем, он разработал ряд правовых и моральных санкаций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против бездельников и развращенных личностей.
До конца жизни Томмазо, как и герои утопии, твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: «Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих блгодетелей...».
Итак, «Город Солнца» - произведение политическое и научное, в котором сливаются вместе как философский, так и эстетический подход к решению проблемы идеального государства. К сожалению, утопия Кампанеллы была объявлена по давней традиции примером «грубой» латыни и, следовательно, оценивается как факт философско-политической, но отнюдь не художественной жизни, с чем можно не согласиться.

Город Солнца

Tommaso Campanella

Stilo 1568 - Parigi 1639

Собеседники

Главный Гостинник и Мореход из Генуи.

Гостинник

Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.


Мореход

Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.


Гостинник

Ну, а там что с тобой приключилось?


Мореход

Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин, многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город Солнца.


Гостинник

Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?


Мореход

На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так, право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения третьим - еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.

Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны, что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать, составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние - по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них - в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены - восемь пядей, вогнутой - три, а промежуточных - от одной до полутора пядей.

Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена, опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время по ровному месту; однако же при проходе сквозь двойные ворота (во внешних и внутренних стенах) приходится подниматься по ступеням, но устроенным так, что подъем почти не заметен: идешь по ним наискось, и высота лестниц поэтому едва ощутима. На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством.

Гостинник

Продолжай же, продолжай, говори, заклинаю тебя жизнью!


Мореход

Храм прекрасен своей совершенно круглою формой. Он не обнесен стенами, а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный, с изумительным искусством воздвигнутый купол храма завершается посередине, или в зените, малым куполом с отверстием над самым алтарем. Этот единственный алтарь находится в центре храма и обнесен колоннами. Храм имеет в окружности свыше трехсот пятидесяти шагов. На капители колонн снаружи опираются арки, выступающие приблизительно на восемь шагов и поддерживаемые другим рядом колонн, покоящихся на широком и прочном парапете вышиною в три шага; между ним и первым рядом колонн идут нижние галереи, вымощенные красивыми камнями; а на вогнутой стороне парапета, разделенного частыми и широкими проходами, устроены неподвижные скамьи; да и между внутренними колоннами, поддерживающими самый храм, нет недостатка в прекрасных переносных креслах.

На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и другой - с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления. Имеются там и полюсы, и большие и малые круги, нанесенные в храме перпендикулярно к горизонту, однако не полностью, так как внизу нет стены; но их можно дополнить по тем кругам, которые нанесены на глобусах алтаря. Пол храма блистает ценными камнями. Семь золотых лампад, именующихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнем. Малый купол над храмом окружают несколько небольших красивых келий, а за открытым проходом над галереями, или арками, между внутренними и внешними колоннами расположено много других просторных келий, где живут до сорока девяти священников и подвижников. Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата. Там же, под флюгером, хранится написанный золотыми буквами свиток.


Гостинник

Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их систему управления. Это меня особенно интересует.


Мореход

Верховный правитель у них - священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев.

По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки. На внешних стенах храма и на завесах, ниспадающих, когда священник произносит слово, дабы не терялся его голос, минуя слушателей, изображены все звезды, с обозначением при каждой из них в трех стихах ее сил и движений.

На внутренней стороне стены первого круга изображены все математические фигуры, которых значительно больше, чем открыто их Архимедом и Евклидом. Величина их находится в соответствии с размерами стен, и каждая из них снабжена подходящей объяснительной надписью в одном стихе: есть там и определения, и теоремы, и т. п. На внешнем изгибе стены находится прежде всего крупное изображение всей земли в целом; за ним следуют особые картины всевозможных областей, при которых помещены краткие описания в прозе обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей; также и алфавиты, употребляемые во всех этих областях, начертаны здесь над алфавитом Города Солнца.