Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»? Перспективы международного сотрудничества в освоении космоса

Международное сотрудничество при проведении космических исследований реализуется в настоящее время по многим направлениям. Имеются специально созданные для этой цели международные организации, заключаются и реализуются двусторонние и многосторонние соглашения как по организационно-правовым вопросам, так и по вопросам выполнения разнообразных космических проектов, проводятся международные научные конгрессы, конференции и симпозиумы. Ряд стран ведет взаимный обмен научно-технической информацией и результатами космической деятельности.

Межгосударственная деятельность России в деле освоения и изучения космического пространства основывается на научно-техническом и интеллектуальном потенциале, созданном за последние более 40 лет, и исходит из экономического положения внутри страны, а также геополитических интересов России.

Партнерами Росавиакосмоса в рамках межагентских соглашений являются:

NASA - Национальное космическое агентство по аэронавтике США;

ЕСА - Европейское космическое агентство;

CNES - Национальный центр космических исследований Франции;

DAPA - Национальное агентство по исследованию космического пространства Германии;

CCWYC - Китайская государственная корпорация "Великая стена";

SAC - Комиссия космических программ Японии;

ASY - Итальянское космическое агентство.

В настоящее время Россия осуществляет активное сотрудничество по нескольким международным программам. Рассмотрим их более подробно.

Пилотируемая орбитальная Международная космическая станция (МКС) предназначена для проведения космических экспедиций различной продолжительности, эксперименты на борту станции в целях демонстрации медицинского, технического и организационного обеспечения непрерывной работы космонавтов на орбите, поддержание живучести многозвеньевого обитаемого сооружения. В итоге через несколько лет будет создан космический центр на орбите - самая внушительная станция в космосе за всю историю развития космонавтики - массой до 400 т (из них только российская часть составляет 110т), выведенное на начальную орбиту 350 км с перспективой перевода на рабочую орбиту 410 - 450 км с целью обеспечения большей продолжительности функционирования. Вклад России в разработку, изготовление и запуск элементов станции составит более 40 % от общего числа блоков. Партнерами России в этом

проекте являются США, Япония, Канада, государства - члены Европейского космического агентства .

Программа "Спектр" предусматривает проведение астрофизических исследований в различных диапазонах электромагнитного спектра. Объектами исследований являются Марс, Юпитер, Солнце, ряд других планет и небесных тел Солнечной системы. Партнерами России в этом проекте являются более 20 стран, в том числе США, Франция, Германия, Дания, Израиль, Турция, Индия, Япония.

Программа "АУОС-СМ" предусматривает проведение наблюдений Солнца с орбиты ИСЗ. Партнерами России в этом проекте являются 10 стран: США, Франция, Германия, Словакия, Польша, Индия, Япония, Болгария, Испания и Украина.

Программа "Прогноз-М2 " предусматривает изучение солнечной активности, процессов в земной атмосфере, солнечно-земных связей. Партнерами России в этом проекте являются 16 стран: Австрия, Италия, Болгария, Великобритания, Греция, Германия, Канада, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, Чехия, Словакия, Швеция, Куба и Украина.

Программа "Гранат" предусматривает проведение астрофизических исследований в различных диапазонах электромагнитного спектра. Партнерами России в этом проекте являются 4 страны: Франция, Дания, Болгария и Украина.

Программа "Бион" предусматривает проведение медико-биологических исследований. Партнер России - США (NASA , Эймский исследовательский центр).

Программа "Фотон " предусматривает производство материалов в космических условиях и проведение исследований в области микрогравитации. Партнерами России в этом проекте являются Франция, Германия, Европейское космическое агентство.

Программа "Метеор" предназначена для гидрометеорологического обеспечения потребителей. Партнер - США (NASA , Центр Лэнгли).

Выведение российскими ракетами-носителями зарубежных полезных нагрузок (космических объектов) - важное направление оказания транспортных космических услуг и укрепления позиций России на мировом рынке средств выведения. По оценкам специалистов , валютные поступления только от использования ракеты-носителя "Протон" могли бы в ближайшие 7-10 лет превысить 650 млн. долларов, а вся сумма возможных заказов на поставку на мировой рынок отечественных средств космической техники оценивается более чем в 2 млрд. долларов (общий объем мирового рынка - 400 млрд. долларов).

Кроме перечисленных следует также упомянуть программы по развитию космической системы поиска и спасания "Коспас-Сарсат " (за 20-летний период успешного функционирования система обеспечила спасение более 15 тысяч жителей Земли и завоевала международный авторитет и признание), по реализации проекта "Морской старт " и ряд иных.

Совместная работа многих стран продолжается в рамках таких программ, как "Интеркосмос " (основы этой программы были заложены на совещании в Москве в ноябре 1965 г.) и "Интерспутник" (соглашение подписано в ноябре 1971 г.).

Области применения космических средств в интересах международного сотрудничества постоянно расширяются. Во всех этих работах заинтересованы как передовые в научно-техническом отношении государства, так и развивающиеся страны, поскольку это способствует их развитию, укреплению взаимопонимания и доверия друг к другу, расширению контактов и сотрудничества.

Лидирующее положение в проведении космической деятельности занимают такие страны, как Россия, США, Франция и Китай. Значительные средства на космические программы, сравнимые с ассигнованиями России, выделяют Германия, Англия, Япония, Канада, Нидерланды, Бельгия, Испания и ряд других. Всего более 120 стран в той или иной степени участвуют в проведении исследований по освоению и использованию космического пространства. Среди них ряд новых космических держав - Индия, Пакистан, Израиль, Бразилия, Аргентина, Иран - наращивают и без того значительные финансовые вложения в развитие космической техники, разработку высокоэффективных ракетно-космических технологий.

В этой связи промедление и потеря темпов в развитии отечественной космонавтики может обернуться утратой позиций России на мировом космическом рынке. Практика выполнения Россией международных обязательств в области космоса - это показатель ее способности осуществлять полномасштабную космическую деятельность, вносить эффективный вклад в международные высокотехнологичные и наукоемкие проекты и программы.

Кроме того, международное сотрудничество в условиях сокращения бюджетного финансирования космической деятельности - важный фактор развития космического потенциала России в структуре космической деятельности мирового сообщества.

В своем докладе на Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке", посвященной 40-летию полета первого человека в космос, генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев отметил , что "Российская Федерация открыта для широкого, эффективного сотрудничества в сфере космической деятельности".

Завершая раздел, отметим, что космонавтика XXI века - это прогрессивная, постоянно расширяющаяся сфера целенаправленной деятельности в интересах человечества, одно из мощных средств решения глобальных проблем, в первую очередь, обеспечения всеобъемлющей международной безопасности.

Вслед за ведущими космическими державами - Россией и США - многие страны и развитые и те, которые до недавнего времени было принято условно относить к числу развивающихся, пришли к пониманию важности космической деятельности для успешного своего развития и реализации национальных интересов. Этим и объясняется повышенный интерес ряда иностранных государств к последним достижениям отечественной инженерной и научно-технологической мысли. Международное сотрудничество России в области исследования и освоения космического пространства продолжает свое развитие.

Наращивание и эффективное использование космического потенциала с учетом мер государственной поддержки обусловливает также решение многих социально-экономических проблем, способствует созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения. А это, без сомнения, один из векторов реализации национальных интересов России и упрочения ее позиций на мировой арене.

Проникновение человека в космос, начало исследования и использования космического пространства несомненно стало величайшим свершением земной цивилизации в двадцатом веке. Но возможностями ракетно-космической техники воспользовались недальновидные политики, руководители силовых ведомств, идеологи и пропагандисты. В результате космическое пространство стало природной средой, на которую распространилась гонка вооружений.

В этой главе главное внимание обращается на те трудности, которые уже возникли или могут возникнуть на пути превращения космического пространства в арену мирного сотрудничества всех государств. В их основе, по нашему убеждению, в первую очередь лежат имперские амбиции и чрезмерно утилитарная, эгоистическая позиция республиканской администрации Дж. Буша-младшего в отношении российско-американских отношений в целом и сотрудничества в космосе, в частности. Но и российская космонавтика тоже не свободна от недостатков и проблем, в том числе связанных с разработкой национальной политики в области исследования и использования космического пространства, с явно отстающим от реальных возможностей привлечением потенциалов космической программы для поддержки социально-экономических реформ в России, и с однобоким, давно уже не отвечающим сегодняшним реалиям подходом к международному сотрудничеству.

Первая группа этих проблем касается укрепления и расширения режима демилитаризации космоса . Различные аспекты предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве уже нашли свое отражение в действующих договорах и соглашениях, а также в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В выступлении министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова на 55-й Генеральной Ассамблее ООН была выдвинута идея «укрепления стратегической стабильности в самом широком смысле этого понятия». Отметив, что на смену стратегии выживания в международных отношениях должна прийти стратегия устойчивого развития и процветания человечества, российский министр иностранных дел разъяснил, что стратегическая стабильность в будущем не должна ограничиваться только дальнейшим поступательным развитием разоруженческого процесса, а включать в себя также обеспечение международной безопасности, противодействие использованию достижений науки и техники в целях, несовместимых с прогрессом, укрепление безопасности и спокойствие гражданского обществам личности, формирование механизма демократического управления международными валютно-финансовыми и торгово-экономическими системами, сохранение чистой и здоровой окружающей среды и ряд других задач невоенного, гуманитарного характера. Таким образом, курс мирового сообщества в международных отношениях должен будет не только содействовать снижению уровня военных угроз, но и обеспечивать всеобъемлющую безопасность, создавать благоприятные предпосылки для продвижения к устойчивой прогрессивной цивилизации будущего.

Выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В. Путиным инициатива, направленная на укрепление режима демилитаризации космического пространства1, как бы возвращает нас к началу космической эры, когда советский народ видел в освоении космического пространства на благо всего человечества свою историческую миссию и готов был для этого на любые жертвы. В этой связи уместно вспомнить такое высказывание американского исследователя Уильяма Шелтона из его книги, подводившей итоги первого космического десятилетия: «Оценить степень эмоционально-духовной приверженности русского народа космосу исключительно трудно. Однако такова непостижимая суть русского характера, которая в конечном итоге может оказаться куда более важной, чем экономические соображения или престиж в глазах остального мира. Те на Западе, кто занимается реалистическими оценками советского потенциала, не могут этого игнорировать. Не можем мы также игнорировать Константина Циолковского, первым сформулировавшего и внедрившего в общественное сознание русских их восприятие себя как народа, имеющего значимую судьбу в космосе»2. По мнению У. Шелтона, идеи К.Э. Циолковского возбудили национальное воображение советского народа и таким образом стали той материальной силой, которая воздвигла надежную стартовую площадку для мощного и неожиданного рывка через космическую границу.

В преддверии XXI века космонавтика изменила «основной профиль» своей деятельности: она в меньшей степени служит интересам военного противоборства в космосе и на Земле, и в то же самое время активно осваивает новую, весьма продуктивную функцию — средства укрепления международной стабильности, обеспечения всеобъемлющей безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества, мониторинга биосферы планеты, инструмента урегулирования конфликтов и миротворчества.

Политические условия на мировой арене коренным образом меняются, и в отношениях между государствами уже появилось много областей общих интересов, требующих конструктивного поведения, кооперации и интеграции, отказа от конфликтных и насильственных форм взаимодействия с другими участниками международных отношений. Однако и в этих условиях определенная часть потенциалов космической техники полностью или частично ориентируется на решение задач в интересах военных ведомств. По оценкам экспертов, к 2020 году не менее 25 государств будут иметь в своем распоряжении космические системы военного назначения, которые они либо создадут самостоятельно, либо закупят за рубежом. Для этого есть ряд объективных причин. Во-первых, ряд космических систем чисто военного назначения, которые были созданы в условиях военного противостояния, еще не исчерпали своего ресурса. Их эксплуатация продолжается, хотя теперь перед ними ставятся менее масштабные задачи военного плана, к которым добавляются актуальные задачи в интересах гражданских ведомств и коммерческих структур. Во-вторых, обеспечение международной безопасности после «холодной войны» требует совершенствования и повседневной эксплуатации прикладных космических систем двойного назначения, обслуживающих как военные ведомства, так и многие министерства и ведомства невоенного профиля, а также частный бизнес. Такие системы осуществляют глобальный мониторинг — сбор и распределение в реальном масштабе времени разнообразной информации, необходимой для своевременного принятия политических и других решений на высшем государственном и международном уровне. Наконец, военные научные исследования и разработки, призванные решать долгосрочные задачи обеспечения обороноспособности государств, включают в себя проблематику новых систем оборонительного и наступательного оружия.

Создание благоприятных условий для использования потенциалов космической техники в интересах стратегической стабильности в международных отношениях в XXI веке, для оздоровления мировой экономики и решения актуальных глобальных и региональных проблем потребует серьезной и всесторонней оценки реальных и потенциальных угроз, которые несут в себе магистральные тенденции развития национальных и международных космических программ, до сих пор не освободившиеся полностью от стереотипов «холодной войны».

В обозримом будущем масштабы и характер использования космического пространства в военных целях будут зависеть от того, какими средствами государства будут обеспечивать свою безопасность, а также от того, насколько успешным будет в этот период процесс ограничения вооружений и укрепления мер доверия в межгосударственных отношениях.

Рассматривая проблему снижения уровня милитаризации космического пространства в обозримом будущем в контексте укрепления и расширения международно-правовых принципов обеспечения безопасности и поступательного разоружения, участникам конференции придется обратить серьезное внимание, с одной стороны, на необходимость разработки новых и совершенствования уже действующих договоров и соглашений, призванных не допустить превращения космического пространства в арену боевого применения новейших систем оружия, а с другой — на поиск эффективных средств, норм и процедур, которые приблизили бы деятельность мирового сообщества по обеспечению использования космического пространства исключительно в мирных целях к действиям на магистральных направлениях ограничения вооружений и разоружения, прежде всего связанных с укреплением режима нераспространения ядерного оружия и полным запрещением испытаний ядерного оружия. Постановка этих проблем в контекст комплексной стабильности всей системы международных отношений XXI века позволит активизировать деятельность мирового сообщества по исследованию и использованию космического пространства не только на «разоруженческом» направлении, но также и в других областях, где всесторонний потенциал космической деятельности еще не востребован во всей его полноте.

Россия делает все возможное, чтобы сохранить и укрепить режимы всех действующих двусторонних и многосторонних договоров, ограничивающих самые опасные виды оружия массового поражения, и прежде всего Договора по ПРО, Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако недвусмысленно жесткая позиция новой республиканской администрации США в отношении Договора по ПРО в сочетании с планами развертывания национальной системы ПРО (НПРО), подрывает сами основы конструктивного взаимодействия Российской Федерации с США по проблемам ограничения вооружений и демилитаризации космоса. Вот как характеризовалась позиция Дж. Буша-младшего по этим проблемам накануне президентских выборов в анализе, выполненном корпорацией Си-Эн-Эн совместно с журналом «Тайм»: «Поддержка развертывания крупномасштабной системы национальной противоракетной обороны, напоминающей «Стратегическую оборонную инициативу» президента Рейгана и выход из Договора по ПРО, чему должна последовать Россия… Поддержка расходов на военные НИОКР в размере 20 млрд. долл. для разработки систем оружия для периода после «холодной войны»3.

Эта линия уже реализуется на практике, о чем свидетельствуют заявления нового министра обороны США Д. Рамсфельда и государственного секретаря К. Пауэлла и последовавшие за ними практические шаги в области внешней и военной политики США. В этом случае не нужно быть профессиональным аналитиком, чтобы утверждать, что своими действиями республиканская администрация грубым нажимом вынуждает российскую сторону действовать в соответствии со Статьей 2 Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений», принятого Государственной думой 14 апреля 2000 года. Эта статья гласит: «К исключительным обстоятельствам, дающим Российской Федерации в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из этого Договора, наряду с иными, относятся:

1) нарушение Соединенными Штатами Америки Договора СНВ-2, способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

2) выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного в городе Москве 26 мая 1972 года, далее именуемого Договором по ПРО, либо нарушение договора по ПРО и связанных с ним соглашений;

3) наращивание стратегических наступательных вооружений государствами, не являющимися участниками Договора СНВ-2, таким образом, что это будет создавать угрозу национальной безопасности Российской Федерации;

4) принятие и реализация Соединенными Штатами Америки, другими государствами или союзами государств, включая Организацию Североатлантического договора, таких решений в области военного строительства, которые создадут угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе размещение на территориях государств, вступивших в Организацию Североатлантического договора после подписания Договора СНВ-2, ядерного оружия;

5) развертывание Соединенными Штатами Америки, другими государствами или союзами государств вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении;

6) возникновение чрезвычайных обстоятельств, в том числе экономического или техногенного характера, делающих невозможным выполнение Российской Федерацией Договора СНВ-2, либо способных привести к возникновению угрозы экологической безопасности Российской Федерации»4.

Политическим и военным руководителям, а также экспертам из многих государств придется серьезно задуматься над характером тех новых угроз мировому сообществу, которые возникнут в результате нарушения Договора по ПРО. Однако анализ самых последних тенденций в развитии национальных и международных космических программ позволяет с достаточной степенью достоверности утверждать, что попытки США добиться односторонних военных преимуществ в космосе на этот раз не вызовут у других стран «ответной реакции». Это будет «гонка без преследователей». Ни Россия, ни страны Западной Европы, ни Индия, ни Китай, ни Япония не намерены вступать в соревнование с США за лидерство в военном использовании космического пространства. Свои космические программы эти государства ориентируют на решение более конструктивных задач в интересах социально-экономического и научно-технического прогресса. Таким образом, ответ на вопрос, кто и что препятствует реализации инициативы В.В. Путина, предусматривающей резкое снижение масштабов милитаризации космоса, прост — это США, упорно не желающие извлечь уроки из истории космической эры.

Пилотируемая космонавтика — итоги, перспективы, международное сотрудничество — еще одна группа важных проблем. Первый полет человека в космос несомненно относится к величайшим событиям в истории цивилизации. Не только сам полет, но и вся яркая жизнь первого космонавта планеты неразрывно связаны с культурным наследием цивилизации. Заслуга Ю.А. Гагарина перед историей состоит в том, что своим свершением он доказал реальность продвижения человечества во Вселенную, дал основания мыслителям поверить в осуществимость самых дерзновенных замыслов, связанных с проникновением человека в космос, убедил ученых и инженеров, занимающихся проблемами космонавтики, в том, что их научный расчет может принести в обозримом будущем еще более внушительные результаты в деле исследования и использования космического пространства.

Уникальные личные впечатления Юрия Гагарина и его последователей, первыми увидевших Землю из космоса, стали своего рода предостережениями всем тем, кто своими действиями ставит под угрозу интересы живущих и будущих поколений — будь то продолжением гонки вооружений и испытаниями новых видов оружия массового уничтожения, безрассудным расточительством природных ресурсов и увеличением антропогенных нагрузок на биосферу или политическими акциями, ведущими к национальным розням, сепаратизму, локальным конфликтам, другим формам вражды и противоборства между нациями, религиями и культурами. В памяти современников остались мысли первого космонавта о красоте и уникальности планеты Земля — колыбели могучего разума, обязанного встать на защиту жизни, добра и гармонии «у себя дома» и во Вселенной, о необходимости объединения усилий стран и народов во имя укрепления мира, расширения взаимовыгодного сотрудничества в решении обостряющихся глобальных и региональных проблем, ставящих под угрозу выживание человечества и многообразие самой жизни на планете, бережно передаются из поколения в поколение, служат благотворной основой для развития культуры, воспроизводства духовного богатства многих народов, становления общественного сознания, достойного высокой цивилизации.

Отдавая должное подвигу первого космонавта планеты, мы не должны забывать, что современная пилотируемая космонавтика — это в большей степени сфера международного сотрудничества, чем область «индивидуальной» деятельности отдельных государств. Но у многих наблюдателей и экспертов, причем не только у российских, вызывает сомнения и озабоченность стремление американской стороны поставить свои прагматичные национальные интересы выше интересов всех других участников.

Напомним высказывания авторитетного законодателя Дж. Брауна, сделанного в начале установления отношений сотрудничества между «постсоветской» российской и американской космическими программами: «США следует принять новую модель международного сотрудничества (в космосе)… Сейчас время огромных возможностей в отношениях с русскими потому, что они голодны, дешевы и в то же время обладают научно-техническими центрами мирового уровня, которые могли бы быть полезными для нас. Если мы позволим им развалиться, растерять их научные и технические ресурсы, они не будут помогать никому, включая нас и самих себя. Напротив, вероятнее всего их подхватит какое-нибудь другое государство, которое воспользуется этими их ресурсами в ущерб нам»5.

Вряд ли временные экономические и финансовые затруднения одного из участников международного космического сотрудничества можно считать убедительной причиной нарушения принципов равенства и взаимной выгоды. Нельзя также допускать, чтобы российско-американское сотрудничество в космосе и в будущем омрачали ситуации подобные тем, которые возникли на раннем этапе работ над проектом международной космической станции «Альфа», когда американская сторона формулировала права собственности на саму станцию и на информацию, получаемую в ходе ее эксплуатации, исходя исключительно из своего законодательства. Помощник директоpa HACA по проблемам координации политики и международным отношениям Р. Кларк так прокомментировал сложившееся тогда положение: «У русских нет опыта в правовых вопросах (касающихся взаимодействия подрядчиков, участвующих в космических проектах. — Г.X.). И они хорошо знают, что мы не можем менять наши законы, регулирующие закупку техники, чтобы сделать исключение для одного контракта»6.

Насколько можно судить из самых последних заявлений первых лиц республиканской администрации и комментариев американской прессы, на Россию будет оказываться весьма сильный нажим с целью дальнейшего вытеснения ее из проекта МКС и перевода ее из статуса полноправного участника проекта со всеми вытекающими из этого правами на его результаты в лучшем случае в статус подрядчика, покорно выполняющего заказы «коллективного хозяина» орбитальной станции во главе с США. Подвиг Ю. А. Гагарина и все то, что было сделано советскими и российскими космонавтами в разработке методик тренировок и подготовки международных экипажей, плодотворно трудившихся на станции «Мир», расценивается руководством проекта МКС как «общее наследие», которым можно свободно распоряжаться в своих корыстных целях.

В комитетах и подкомитетах Конгресса, осуществляющих законодательный надзор за национальной космической программой США, продолжается курс на ужесточение санкций в отношении России, на введение штрафов за срыв российской стороной поставок техники для орбитального комплекса. Конечно, нарушение Россией графиков работ над МКС даже по объективным причинам не делает ей чести. Однако куда более необъективной является устойчивая линия американской стороны на придание неоправданно высокого приоритета интересам собственной авиационно-космической промышленности, на обеспечение новых рабочих мест только в американских корпорациях, участвующих в проекте МКС, на получение одностороннего контроля над результатами экспериментов, которые будут осуществляться на борту орбитальной станции.

Такие члены американского Конгресса, как Дж. Сенсенбреннер или Д. Рокабакер, с упорством, достойным иного применения, постоянно критиковали действия России в проекте МКС, призывали к ограничению ее прав. Они требовали представить в Конгресс «Отчет по России», на основании которого предлагали принять «окончательные и решительные меры».

Можно ли в таких условиях рассчитывать на то, что космическая деятельность будет служить делу позитивной перестройки международных отношений, будет вносить ощутимые вклады в решение глобальных и региональных проблем? Должна ли Россия отложить в сторону свои национальные интересы и принять двойные стандарты в двусторонних и многосторонних космических проектах ради какого-то «всеобщего блага» в отдаленном будущем? Если мы хотим быть долгосрочными партнерами, обе стороны должны учиться содействовать обеспечению национальных интересов другой стороны. Общая преданность делу исследования — хорошая основа для того, чтобы Россия и США были здесь равными партнерами. Соединенные Штаты должны быть искренними в оценке особых условий, сложившихся в России. Только тогда перспективы участия России в программе международной космической станции и различных двусторонних российско-американских проектах будут благоприятными.

Пытаясь найти ответы на вопрос, кто и что затрудняет реализацию альтернативы взаимовыгодного и равноправного сотрудничества в сфере пилотируемых космических полетов, невозможно «не посмотреть в зеркало». А все ли сделали руководители российской космонавтики и другие лица, ответственные за участие России в международном сотрудничестве, для того, чтобы хоть как-то ограничить такого рода «имперские амбиции» США в космическом сотрудничестве? Думаю, далеко не все. Ведь подходы США к экономическому и научно-техническому сотрудничеству с другими странами достаточно хорошо известны и на эту тему выполнено немало исследований7. И тем не менее руководство РКА (а сейчас РАКА) продолжает видеть для себя только одного «предпочтительного» партнера. В то же самое время живой интерес к космическому сотрудничеству с Россией проявляют страны Западной Европы, Китай, Индия, Япония, Бразилия, многие другие страны.

Во время своей командировки в США в середине 1990-х годов автор этих строк выступил в одном из американских авиационно-космических журналов с небольшой заметкой, в которой указал, мягко говоря, на неискренность американской стороны в ее сотрудничестве с Россией в исследовании и использовании космического пространства. В качестве альтернативы сложившейся ситуации автор предложил идею «евро-азиатского космического проекта». Такой проект могли бы реализовать несколько государств Европы и Азии и, возможно, других регионов планеты в качестве альтернативы практике международного сотрудничества в космосе в 1990-х годах, в котором доминировали США. Такие страны, обладающие развитыми потенциалами космической техники и другими материальными возможностями, как Россия, Казахстан, КНР, Япония, Индия, Австралия, могли бы объединить свои усилия и ресурсы для реализации беспрецедентного по своим масштабам многостороннего проекта XXI века8. Трудно себе представить, как «обиделись» на меня американские ученые, официальные лица, журналисты, близкие к американской космической программе, — какая дерзость и неблагодарность…

Хозяйственно-прикладные аспекты использования космоса и управление космической деятельностью — темы, которые интересуют в начале XXI века всех участников космической деятельности, среди которых появляется все больше негосударственных, коммерческих организаций, занимающихся эксплуатацией прикладных космических систем и предоставлением клиентам все более широкого диапазона космических услуг.

Россия обладает большими возможностями для успешного развития космической деятельности с учетом меняющихся условий в стране и на мировой арене. Уникальный потенциал космической техники, бесценный многолетний опыт эксплуатации космических комплексов и участие в международном сотрудничестве в исследовании и практическом использовании космического пространства в сочетании с промышленной инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами, являются тем надежным фундаментом, на основе которого министерства и ведомства федерального правительства во взаимодействии с частным бизнесом могут существенно укрепить позиции России в мировой космической деятельности.

Среди перспективных направлений космической деятельности, на которых Россия может добиться реальных успехов, можно назвать производство на орбите материалов и продукции с уникальными свойствами, достичь которых в земных условиях невозможно; совершенствование технологий для земных отраслей экономики на основе достижений космической программы, а также предоставление широкого спектра платных услуг потребителям за счет использования космических систем и аппаратов.

Как показывает практика последних лет, российские и зарубежные клиенты, пользователи услуг, партнеры и инвесторы до сих пор не имеют правильного представления о характере и реальных возможностях российской космической программы. Причины этого состоят прежде всего в сохранении межведомственных барьеров, в отсутствии у российских организаций, и в первую очередь организаций космического профиля, необходимого опыта и квалифицированных кадров в области коммерциализации космоса, а также в низкой активности в передаче на внутренний и мировой рынки достижений российской космической программы.

Российский космический бизнес зародился в недрах контролируемой государством ракетно-космической отрасли национальной экономики. Сейчас в него вливаются качественно новые для российской социально-экономической среды структуры, проявляющие инициативу в реализации негосударственных проектов по разработке конкретных видов космической техники, оказанию услуг, связанных с использованием прикладных космических систем, а также с консалтингом, маркетингом космических технологий, товаров и услуг, и т.д. Расчеты показывают, что российская аэрокосмическая отрасль привлекает в настоящее время инвестиции на сумму около 800 млн. долл. в год. Дальнейшее совершенствование консалтингового обслуживания, имеющего главной задачей повышение доли космической программы на внутреннем и мировых рынках, позволит не только увеличить объем инвестиций в аэрокосмическую отрасль, но и создать мощные стимулы для прогресса в других высоко технологичных отраслях российской экономики9.

Среди задач, решение которых обеспечит поступательное развитие космической инфраструктуры планеты — с более широким участием частного бизнеса — в условиях глобализации мировой политики и экономики, можно назвать следующие:

Реализация реалистического, междисциплинарного долгосрочного прогноза эволюции глобальной космической инфраструктуры на период не менее 100 лет;

Углубление и расширение устойчивых прямых и обратных связей инфраструктуры мировой космонавтики с повседневной экономической и социально-политической деятельностью отдельных государств, регионов и всего мирового сообщества;

Совершенствование существующей и создание новой системы международного сотрудничества, кооперации и интеграции усилий участников космической деятельности. В этой области необходимо снизить удельный вес проектов, ориентированных на военно-политическое противоборство, вывести космические системы из-под одностороннего контроля военных ведомств, признать перспективность включения частного бизнеса в состав основных участников космической деятельности.

Получая доступ к космическим технологиям, товарам и услугам, частный бизнес, во главе которого стоят ответственные граждане, может стать основной движущей силой широкой коммерциализации космической деятельности. Конъюнктура существующего и перспективного рынка космических технологий, товаров и услуг является для частного бизнеса не сложившейся стабильной системой норм, правил и процедур, а объектом глубокого изучения с целью дальнейшего преобразовании в интересах участников космической деятельности, реальных и потенциальных потребителей космических товаров и услуг. Подключение частного бизнеса к космической деятельности сделает ее более активной, расширит ее связи с клиентами, инвесторами, широкой общественностью. Частный бизнес, в том числе российский, заинтересован в формировании надежных и рентабельных взаимосвязей глобальной космической инфраструктуры с реальными потребностями и экономическими возможностями мирового сообщества на планетарном, региональном, национальном и местном уровнях. В поисках путей и средств создания в полном смысле жизнеспособной модели космической инфраструктуры будущего, для которой будет необходимым согласовывать и принимать целевой космический бюджет, частный бизнес сможет преодолеть инертность, свойственную космической деятельности, во главе которой стоят органы государственного управления.

Хорошо известно, что сама по себе активизация деятельности частного бизнеса на рынках космических технологий, товаров и услуг не способна обеспечить поступательное развитие мировой космонавтики без адекватной поддержки космических программ из федеральных бюджетов соответствующих государств-участников. Однако даже в условиях, когда «критическую массу» планетарного космического бюджета составляют национальные космические бюджеты космических держав, — государств, производящих или эксплуатирующих определенные виды космической техники, а также государств — потребителей услуг, предоставляемых государствами или международными организациями, контролирующими прикладные системы, именно частный бизнес может оказаться источником заметного прироста планетарного космического бюджета.

В начале XXI века заметная доля финансирования мировой космической деятельности поступает от международных консорциумов космической связи, в которых частный бизнес играет все более важную роль. Доля участия частного бизнеса в совершенствовании существующих и создании новых национальных, региональных и глобальных систем космической связи, дистанционного зондирования, метеорологии, навигации и т.д. будет неуклонно возрастать. Продолжение этой благоприятной тенденции сможет расширить сферу доступа клиентов и потребителей к новым космическим технологиям, часть которых частный бизнес будет создавать и эксплуатировать самостоятельно. При этом частный бизнес будет поддерживать и углублять взаимодействие с космическими предприятиями, контролируемыми государством, что будет, помимо прочего, не только стимулировать процесс коммерциализации космической деятельности, но и расширять сферу востребованности обществом космических товаров и услуг.

Здесь мы подходим к проблемам жизнеспособности российской космонавтики, которые нельзя списать на трудности переходного периода и на «коварство» зарубежных государств, международных организаций или частных корпораций, якобы желающих всячески ущемить интересы России.

Космонавтика — уникальное историческое наследие Государства Российского. Наши предки и современники больше других потрудились для того, чтобы открыть человечеству путь в космос. Оспаривать значительные вклады России в развитие мировой космонавтики могут только люди мало осведомленные или те, кто стремится умышленно исказить реальное положение вещей. Россия до сих пор имеет в своем распоряжении всесторонний потенциал для дальнейшего изучения и практического использования космического пространства. И как она распорядится этим потенциалом в будущем — дело не только руководителей космической отрасли. Космическую программу невозможно рассматривать вне теснейшей связи с важнейшими направлениями развития общества, ее следует ориентировать на постоянное увеличение реальных вкладов в решение приоритетных политических и социально-экономических задач, затрагивающих жизненные интересы каждого россиянина.

На одни только трудности, с которыми столкнулась Россия на этапе построения демократического общества и перехода к рыночной экономике, нельзя списать нерасторопность руководителей государства и космической программы, а также законодателей в поисках средств и методов повышения экономической и социальной эффективности космической программы. Мы часто слышим, что все беды отечественной космонавтики — результат недостаточного и нерегулярного финансирования, следствие лишения космической программы статуса максимального благоприятствования по сравнению с другими секторами национальной экономики и науки. Это, конечно, правда, но, к сожалению, далеко не вся. Мудрую политику в космосе можно вести как с большими, так и с малыми средствами.

Российскую космическую программу на пороге XXI века можно сравнить с динозавром — огромным и сильным животным далекого прошлого, миниатюрный мозг которого не сумел приспособить его к меняющимся природным условиям на планете Земля. Оказавшись неконкурентоспособными в процессе эволюции жизни, динозавры уступили свою экологическую, нишу менее крупным, но более умным видам животных.

Что же может вывести из кризиса незаслуженно посаженную на голодный паек российскую космонавтику? На начальном этапе космической деятельности ее значение было принято оценивать исключительно по техническим показателям — количеству запусков, весу полезной нагрузки, продолжительности пребывания космонавтов и объектов в космосе, сложности бортового оборудования, объему полученной информации. Все это недвусмысленно увязывалось со значительными военными возможностями государства. В новых условиях с продуманной организацией перспективных научных исследований и разработок и выбором для реализации наиболее рентабельных проектов необходим еще и глубокий профессиональный анализ политических, экономических, правовых, социальных, философских и других гуманитарных аспектов космической деятельности, их всесторонний учет при выборе приоритетов на будущее и формулировании условий участия России в международном сотрудничестве, изучение конъюнктуры мирового рынка космических товаров и услуг и разработка стратегии деятельности России на этом рынке.

Будущее космической деятельности теперь в большей степени увязывается с возможностями удовлетворения повседневных нужд и потребностей общества. Руководители космической программы должны уметь доступно и понятно объяснить законодателям и общественности полезность космической деятельности, ее способность решить широкий диапазон приоритетных задач; убедительно доказать конкурентоспособность в открытом и честном соревновании с некосмическими областями экономики и сферы услуг. Большинство национальных и международных космических программ уже повернулись лицом к обществу, внесли изменения в свои долгосрочные планы и системы приоритетов, создали у себя подразделения анализа экономической конъюнктуры, передачи достижений в некосмические отрасли, активизировали работу по разъяснению широкой общественности смысла и пользы космических проектов. Для выполнения новых задач в космические программы приглашены профессионалы, которые в прошлом практически не работали на космос. Это экономисты, политологи, социологи, юристы, специалисты по связи с общественностью, философы, футурологи. Совместными усилиями инженерно-технического персонала и представителей гуманитарных специальностей космические программы приспосабливаются к меняющейся политической и социально-экономической обстановке на нашей планете.

К сожалению, в России широко практикуются явно устаревшие и утратившие свою эффективность чисто ведомственные методы планирования и реализации космической деятельности. Низкая эффективность инфраструктуры космической программы, ее слабые и недостаточно обеспеченные профессионалами взаимодействия с повседневной внутренней и внешней политикой, с социально-экономическим развитием государства и отдельных регионов наряду со снисходительным пренебрежением к общественному мнению серьезно омрачают перспективы обретения Россией достойного места в мировой космонавтике.

Руководители российской космонавтики продолжают уклоняться от открытого и конструктивного диалога с законодателями и общественностью, не придают должного внимания поискам потребителей продукции и услуг своей отрасли, не изучают с нужной глубиной конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, не разрабатывают долгосрочной стратегии участия России в международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства. Концепция космической деятельности разрабатывалась и принималась келейно, в тайне от общественности, таким же образом в нее вносятся дополнения и изменения. Что же касается средств массовой информации, то они с упорством, достойным иного применения, буквально упиваются материалами об авариях, отказах техники на Земле и в космосе, непроверенными слухами и сплетнями о тех, кто создавал и создает космическую славу нашей Родины.

Для развития российской космонавтики депутаты Совета Федерации и Государственной думы, осуществляющие законодательный надзор за космической программой, в своей деятельности должны опираться на помощь высококвалифицированных независимых экспертов. Это поможет им обосновывать законодательные инициативы, разбираться в предложениях, с которыми к ним обращаются федеральные ведомства, часто заинтересованные скорее в продвижении своих «корпоративных» замыслов, чем в обеспечении интересов всего общества. Необходимо также серьезно заниматься комплексным прогнозированием космической деятельности и доводить ее главные результаты до высших лиц государства, чтобы во всей полноте использовать всесторонний потенциал отечественной космонавтики при решении актуальнейших проблем внутренней и внешней политики России.

Заметим, что в США и других странах существует практика доведения до налогоплательщиков программных документов по космической программе — президентских посланий, ежегодных докладов высшим законодательным органам, отчетов космических ведомств. К сожалению, Концепция космической деятельности России — единственный документ такого рода — написана сухим «телеграфным» языком и прочитать ее «простому смертному» попросту невозможно. Что касается средств массовой информации, то они космическую тему практически игнорируют. Вот одно из типичных сообщений современной прессы: «Вчера под председательством Президента РФ Владимира Путина прошло очередное заседание Совета безопасности РФ. В повестке дня были вопросы долгосрочной политики и неотложных мер в области космической деятельности РФ. По данным вопросам выступили начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин и гендиректор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев»10. О том, какой будет космическая программа России в ближайшие годы, ни слова.

Космическая программа — дело общенародное. Она может иметь успех, если будет реализовываться под контролем государства и служить национальным интересам России. Инициатива отдельных конструкторских бюро и научно-производственных объединений, поиски ими источников внебюджетного финансирования не должны нарушать принцип приоритета национальных интересов космической программы. Потенциал российской космонавтики далеко не исчерпан. Вернуть ее на конкурентоспособные позиции можно и без значительных затрат. Нужна лишь политическая воля, настойчивость и энергия, которыми российское общество обладает в достатке.

Примечания

1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на Саммите тысячелетия ООН 6 сентября 2000 года. Постоянное Представительство РФ про ООН.

2. Wilpam Shelton. Soviet Space Exploration. The First Decade. N.Y, 1968, p. 14.

3. CNN/AllPoptics. Election 2000. CNN with Time. November 2, 2000, p. 2.

4. Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». Москва, 14 апреля 2000 г. Статья 2.

5. European Space Report. February 1993. Vol. 4. No. 2, p. 8.

6. Space News. December 6—12, 1993, p. 20.

7. См., например, Г.А. Арбатов (руководитель коллектива). США: научно-техническая революция и тенденции внешней политики. М., 1974; Г.А. Арбатов, В.И. Журкин, В.И. Павлюченко, отв. ред. Глобальная стратегия США в условиях научно-технической революции. М., 1979; И.Л. Шейдина. Невоенные факторы во внешней политике США. М., 1984; ГС. Хозии. США: космос и политика. . М., 1987.

8. Air/Space. April/May 1995, pp. 58-59.

9- Подробнее об этом см.: G. Khozin, A. Golovinkin, О. Pivovarov, S. Коnyaev. Potential of the Market for Space Technologies, Goods and Services in the 21st Century — in: The Space Transportation Market: Evolution or Revolution? Dordrecht — London — Boston. 2000, pp.1—9.

Г. С. Хозин. ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В КОСМОСЕ (СССР - США)

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал КП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.

Таким образом, основным содержанием принципа сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.

В рамках ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности, 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся: 1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств,2) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства, либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, "используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации". Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых являются то, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМСАТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о создании ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны.

Из других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании и обслуживании системы дальней связи для всех членов Лиги.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем и укреплению международного сотрудничества.

Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в октябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения Международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности". Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран), 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Он создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу. Курс международного права. М, 1989. С.194.

Глава НАСА Джим Брайденстайн заявил, что сотрудничество США и России по космосу находится на высокой точке, несмотря на аварию "Союза" 11 октября. По словам Брайденстайна, хотя полет к МКС не удался, следует считать большим успехом безопасное возвращение космонавтов на Землю.

Политолог: космос – та сфера, в которой у России и США нет конфликта Глава NASA Джим Брайденстайн назвал отношения с Россией в космосе великолепными. В эфире радио Sputnik политолог Николай Миронов высказал мнение, что космическая сфера может стать отправной точкой для расширения сотрудничества между РФ и США.

"Эта миссия - не только научная и исследовательская, но и дипломатическая. Мы видим, что наши страны во многих случаях не идут одним курсом, наши интересы во многом расходятся, но в исследовании космоса мы всегда могли оставить эти разногласия позади и плотно совместно работать. Это было ясно видно", - сказал Брайденстайн.

Он рассказал, как российские специалисты обнимались с американцами в Центре управления полетами, когда стало ясно, что космонавты приземлились удачно и находятся в безопасности. "На это стоило посмотреть", - сказал глава НАСА.

В эфире радио Sputnik ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт высказал мнение, что политика не влияет на сотрудничество России и США в космической сфере.

"Наше сотрудничество продолжается, и до сих пор никакие политические неприятности по существу не влияли на сотрудничество в области космической деятельности. Более того, в периоды заметных политических обострений мы начинали новые проекты. И эта тенденция - независимость нашего сотрудничества от всяких передряг в политике - сохраняется. Примером может послужить проект "Венера-Д". Этот российско-американский проект предполагает отправку робота на Венеру, и даже не одного, а нескольких. С учетом достижений в области технологий и Россия, и США рассчитывают получить новые, очень важные результаты по исследованию Венеры. Предполагается осуществить запуск в 2026 году, все технические возможности для этого есть, здесь все замечательно. Сотрудничество продолжается, нет никаких признаков, что оно будет свертываться. Наоборот, оно только расширяется", - сказал Натан Эйсмонт.

В четверг, 11 октября, произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль "Союз МС-10" с новым экипажем МКС.

Вице-президент ФКР: то, что произошло с "Союзом" – уникальная ситуация Источники назвали предварительную причину аварии при старте "Союза": один из блоков первой ступени не отделился в заданное время. Вице-президент Федерации космонавтики России (ФКР) Олег Мухин в эфире радио Sputnik прокомментировал ситуацию.

На борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Им удалось эвакуироваться на Землю в спасательной капсуле, они не пострадали.

"Роскосмос" создал аварийную комиссию. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности строительных работ. По предварительным данным, авария произошла из-за того, что один из четырех блоков первой ступени ракеты-носителя не отделился в заданное время, а когда это произошло, ударил по центральному блоку. Причиной могло стать несрабатывание пиропатрона системы разведения ступеней, рассказали ранее источники РИА Новости.

В последний раз аналогичная ситуация была в 1983 году.

Россия приостановила пуски с экипажами на борту.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный МП полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием (И» использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

Таким образом. Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д. В РАМКАХ ООН

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности 1963 г., 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию Космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся:

1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.



Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли-(ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации». Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны. АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов и арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании и обслуживании системы дальней связи для всех членов и.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных идем и укреплению международного сотрудничества. Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в ноябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - «предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических шов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 гг. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ шествует 3 категории членов: 1) национальные члены астронавтические общества различных стран), 2) университеты, Моратории, деятельность которых связана с подготовкой кадров т проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют. задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые (проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения осмоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете при комитета ООН по космосу.