Перспективы международного сотрудничества в освоении космоса. Международное сотрудничество в международном космическом праве

Высокий научно технический и производственный потенциал, который удалось сохранить России в области космического строения и вторичных космических услуг, несмотря на непростые экономические условия последних десяти лет, может сыграть решающую роль в конкурентной борьбе с США и проводящей самостоятельной космическую политику Европой, объединяющей космическую промышленность стран, входящих в ЕС.

Правительство России придает первостепенное значение расширению международного сотрудничества с ее участием в области космоса. Прежде всего речь идет об оказании на коммерческой основе услуг по выведению в космическое пространство зарубежных полезных нагрузок с использованием общепризнанных по своему качеству и надежности российских ракет-носителей.

Стартовые комплексы "Протон" успешно конкурируют за запуски на геостационарную орбиту, пока самую востребованную с точки зрения коммерции, теле- и радиовещаний и связи. Сегодня на низких орбитах, где используются РН "Союз", формируется рынок, в котором России принадлежит значительная доля.

Потенциал России в бизнесе космических запусков может существенно возрасти благодаря коммерческому использованию запаса конверсионных военных ракет-носителей, способных выводить малые и средние полезные нагрузки на низкие, полярные и эллиптические орбиты.

Россия располагает развитой наземной инфраструктурой для проведения космических запусков. Активная постоянная модернизация космодрома Байконур выводит его с точки зрения работы с клиентами в разряд самого современного космодрома. Открыты для выведения иностранных полезных нагрузок военные космодромы Свободный и Плесецк, а также космический полигон Капустин Яр.

Россия осуществляет, соблюдая свои международные обязательства, экспорт ракетных технологий.

Портфель заказов на поставку отечественной космической техники и услуг на мировой рынок ежегодно превышает 2 млрд. долларов.

В процессе коммерциализации космической деятельности ее активными участниками во все более определяющем масштабе становятся национальные и транснациональные частные и частно-государственные компании. Мировой космический рынок, учитывая его разнообразие, масштабы и научно-техническую специфику, не может не быть ареной конкурентной борьбы. Ее законы приводят к тому, что на отдельных направлениях этого рынка складываются специализированные на конкретных видах деятельности космические коммерческие альянсы. Чаще всего приобретают форму совместных предприятий, что позволяет осуществлять космические проекты в оптимальном режиме, максимально удешевляя их и привлекая лучшие технологии, специалистов, маркетинговый опыт, географические и прочие возможности.

Россия является активным участником космических коммерческих интеграционных процессов. Для продвижения на мировом рынке пусковых услуг российских РН "Союз" создано СП "Старсем". От Франции в него входят две фирмы: "Аэроспасьяль" (ведущий в Европе производитель ракет) и "Арианэспас".

На рынке геостационарной орбиты объединяются усилия американской компании "Локхид - Мартин" и российского Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева для совместного продвижения РН "Протон". Запуски из Плесецка российской ракетой "Рокот" продвигаются совместным российско-германским предприятием "Еврокот".

Широчайшие коммерческие перспективы открываются в процессе практической реализации возможных российско-австралийских проектов, связанных со строительством космодрома на острове Рождества и потенциально - с использованием австралийского полигона в Вумере для запуска коммерческих полезных нагрузок российскими ракетоносителями.

Если сравнить космические исследования со спортивными соревнованиями, то, без сомнения, Советский Союз выиграл первые матчи. Несколько лет потребовалось США для того, чтобы сравнять счёт и в итоге обогнать СССР.

После окончания холодной войны, на смену острому соперничеству пришло сотрудничество между двумя странами в области исследования космоса, которое достигло такого уровня, что сейчас даже можно заявить, что Россия и США играют в одной команде.

С течением времени в космическую гонку энергично включились другие участники, такие как Китай и Европейское космическое агентство.

СССР в обстановке секретности подготовил и осуществил полет Юрия Гагарина. Сообщение об успешном запуске первого человека в космос было передано во время полета космонавта, озадачив планету в цели и американцев в частности. Последние были убеждены в том, что их соперник - отсталая в техническом отношении страна.

Советская власть использовала в пропагандистских целях свое превосходство в исследованиях космического пространства. Положительный образ Гагарина, побывавшего в ряде западных стран и ставшего одним из самых знаменитых людей планеты, также способствовал улучшению образа советских людей в западных странах.

Соперничество между США и СССР в годы холодной войны в значительной степени способствовало развитию космической науки и техники.

Несмотря на то, что обе державы уже обладали необходимыми научно-техническими разработками, именно СССР, несмотря на скептическое отношение американцев, удалось в 1957 году вывести на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Месяцем позже советские ученые и конструкторы запустили в космос первое живое существо - собаку Лайку -, которая погибла в ходе полета.

Полет Гагарина 12 апреля 1961 года, подготовленный и осуществленный в обстановке секретности, стал еще одной затрещиной США, которые видели, что всего через несколько недель СССР опять вырвался вперед. Первый пилотируемый корабль «Восток» представлял собой набор тормозных ракет с двумя отсеками: в одном находились приборы, а другой (он был шарообразной формы), в котором размещался космонавт, использовался для приземления.

Шепард, первый американский астронавт

Американцы отправили, наконец, своего гражданина в космос 5 мая 1961 года. Алан Шепард (Alan Shepard) был выбран для полета на корабле Freedom 7, запущенном с помощью ракеты Mercury-Redstone 3 с мыса Канаверал.

Это полет был суборбитальным, длился от силы 15 минут, и ему предшествовала широковещательная пропагандистская кампания, развернутая НАСА.

Через несколько дней президент США Джон Ф. Кеннеди сделал еще один шаг в этом направлении, сообщив в Конгрессе о своем плане высадки человека на Луну до окончания десятилетия.

В августе того же года, СССР совершил еще один рывок, отправив в космический полет на борту корабля «Восток-2» Германа Титова, который провел в космосе целый день. До февраля 1962 года США не могли сравнять счет и осуществить орбитальный полет. Для полета на корабле Friendship 7 в рамках программы Mercury был выбран Джон Гленн (John Glenn).

Гении, о которых мало известно

Но первые пилотируемые полеты эпохи 60-х годов не были бы возможны без научной мысли группы людей, которые в начале XX века разработали многие принципы и приемы, используемые и по сей день. Русский ученый Константин Циолковский, американец Роберт Годдард (Robert Goddard) и немец Герман Оберт (Hermann Oberth) заложили основы современной ракетной техники и в большой степени способствовали тому, чтобы полет в космос стал явью.

Одним из тех ученых, кто обеспечил превосходство СССР на первых этапах космической гонки был Сергей Королев, известный как главный конструктор космических аппаратов.

В последующие годы, ученые и конструкторы обеих держав продолжили совершенствовать и испытывать новые корабли для длительных космических путешествий, такие как Gemini (США) и «Восход» (СССР).

По сравнению с Gemini, знаменитый корабль Apolo имел гораздо более сложную систему стыковки, которая впервые позволила осуществить прямой переход из одного отсека в другой. Благодаря полетам на Луну и голливудским сценаристам, это поколение космических кораблей приобрело небывалую известность.

Космические корабли «Союз» и станция «Мир»

Несмотря на две катастрофы с человеческими жертвами, одним из величайших достижений советской космонавтики были космические корабли «Союз», которые использовались для выполнения самых разных заданий. Конструкция этого корабля, который совершил свой первый полет в 1967 году, постоянно совершенствовалась. Он продолжает использоваться и в наши дни, а также является прототипом для создания кораблей будущего.

Его спускаемый отсек, приземляющийся с помощью парашюта, является единственным элементом, который возвращается на Землю.

Skylab, первая американская космическая станция, была выведена на орбиту в 1973 году. Вскоре в космос стартовала первая советско-американская экспедиция. Проекту под названием «Аполлон-Союз» пришлось решить немало технических проблем, прежде чем он был осуществлен в 1975 году.

Космическая станция «Мир» стала последним крупным проектом (1986-2001) СССР/России и первой орбитальной станцией в мире. В 90-е годы НАСА даже способствовала ее расширению.

Космическим кораблям многоразового использования исполняется 30 лет

Сложные корабли многоразового использования были разработаны НАСА для доставки в космос крупных грузов, с последующим возвращением на Землю для дальнейшего использования. Первый полет космического «челнока» состоялся 12 апреля 1981 года, то есть ровно 30 лет тому назад. А последний состоится в этом году, когда, в соответствии с планами, будут выведены из эксплуатации Endeavour и Atlantis. Последний полет Discovery успешно завершился в марте этого года.

Проведя консультации с экспертной комиссией, президент США Барак Обама объявил в прошлом году об аннулировании проекта Constellation, предусматривающего возобновление полетов на Луну, и завершении программы строительства кораблей многоразового использования. Это спорное и вызвавшее много нареканий решение на несколько лет оставит американских астронавтов без собственных транспортных кораблей для полета на Международную космическую станцию (МКС), пока не будут готовы капсулы Орион.

Будущее космической гонки

Несмотря на то, что нынешняя обстановка сильно отличается от той, что была во времена холодной войны, зависимость от России для полетов на МКС совершенно не воодушевляет многих американцев. Некоторые известные личности, такие как астронавты Нил Армстронг (Neil Armstrong), Юджин Сернан (Eugène Cernan) и Джим Ловелл (Jim Lovell), которые побывали на Луне, подвергли резкой критике Обаму за его новый план деятельности для НАСА, предупредив, что он повлечет за собой «катастрофические последствия для лидерства США» в космической гонке.

Тем не менее, другие астронавты поддерживают это решение, полагая, что корабли многоразового использования таят в себе опасность (Challenger и Columbia взорвались во время полета), и настало время заменить их более надежными и функциональными.

План Обамы также предусматривает привлечение частных предприятий в аэрокосмическую отрасль, которые под контролем НАСА разрабатывают новые транспортные корабли для доставки астронавтов на МКС, а также для будущих полетов.

На прошлой неделе корпорация Space X представила новую мощную ракету Falcon Heavy, способную в будущем выполнить полет до Марса и обратно. Хотя во время своих первых полетов она будет доставлять грузы на МКС, специалисты корпорации надеются, что Falcon Heavy будет также в состоянии брать на свой борт астронавтов.

Следующей серьезной целью НАСА является полет на Марс или какой-нибудь астероид в период до 2035 года. Китай также вплотную занялся исследованием космического пространства. Его ученые и инженеры работают над тем, чтобы отправить космические аппараты на Луну.

И все же современные космические исследования все в меньше мере воспринимаются как сфера деятельности отдельно взятых стран. Все чаще в полетах участвуют астронавты различных стран. За последние годы Европейское космическое агентство, НАСА и Роскосмос совместно выполнили целый ряд задач.

На борту Международной космической станции, которая начала работать в 2000 году, постоянно находятся астронавты. Она стала для них своего рода родным домом, символизируя международное взаимодействие, столь характерное для нынешнего этапа космических исследований.

Глава НАСА Джим Брайденстайн заявил, что сотрудничество США и России по космосу находится на высокой точке, несмотря на аварию "Союза" 11 октября. По словам Брайденстайна, хотя полет к МКС не удался, следует считать большим успехом безопасное возвращение космонавтов на Землю.

Политолог: космос – та сфера, в которой у России и США нет конфликта Глава NASA Джим Брайденстайн назвал отношения с Россией в космосе великолепными. В эфире радио Sputnik политолог Николай Миронов высказал мнение, что космическая сфера может стать отправной точкой для расширения сотрудничества между РФ и США.

"Эта миссия - не только научная и исследовательская, но и дипломатическая. Мы видим, что наши страны во многих случаях не идут одним курсом, наши интересы во многом расходятся, но в исследовании космоса мы всегда могли оставить эти разногласия позади и плотно совместно работать. Это было ясно видно", - сказал Брайденстайн.

Он рассказал, как российские специалисты обнимались с американцами в Центре управления полетами, когда стало ясно, что космонавты приземлились удачно и находятся в безопасности. "На это стоило посмотреть", - сказал глава НАСА.

В эфире радио Sputnik ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт высказал мнение, что политика не влияет на сотрудничество России и США в космической сфере.

"Наше сотрудничество продолжается, и до сих пор никакие политические неприятности по существу не влияли на сотрудничество в области космической деятельности. Более того, в периоды заметных политических обострений мы начинали новые проекты. И эта тенденция - независимость нашего сотрудничества от всяких передряг в политике - сохраняется. Примером может послужить проект "Венера-Д". Этот российско-американский проект предполагает отправку робота на Венеру, и даже не одного, а нескольких. С учетом достижений в области технологий и Россия, и США рассчитывают получить новые, очень важные результаты по исследованию Венеры. Предполагается осуществить запуск в 2026 году, все технические возможности для этого есть, здесь все замечательно. Сотрудничество продолжается, нет никаких признаков, что оно будет свертываться. Наоборот, оно только расширяется", - сказал Натан Эйсмонт.

В четверг, 11 октября, произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль "Союз МС-10" с новым экипажем МКС.

Вице-президент ФКР: то, что произошло с "Союзом" – уникальная ситуация Источники назвали предварительную причину аварии при старте "Союза": один из блоков первой ступени не отделился в заданное время. Вице-президент Федерации космонавтики России (ФКР) Олег Мухин в эфире радио Sputnik прокомментировал ситуацию.

На борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Им удалось эвакуироваться на Землю в спасательной капсуле, они не пострадали.

"Роскосмос" создал аварийную комиссию. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности строительных работ. По предварительным данным, авария произошла из-за того, что один из четырех блоков первой ступени ракеты-носителя не отделился в заданное время, а когда это произошло, ударил по центральному блоку. Причиной могло стать несрабатывание пиропатрона системы разведения ступеней, рассказали ранее источники РИА Новости.

В последний раз аналогичная ситуация была в 1983 году.

Россия приостановила пуски с экипажами на борту.

После распада СССР российские и американские политики задумались над трансформацией «космической гонки» в политику со-осво- ения космического пространства. Первый шаг в этом направлении был сделан в ходе совместного полета космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» (1975). После запуска Соединенными Штатами автоматических станций для изучения газовых планет Солнечной системы (1977) и испытания ими многоразовой транспортной системы «Спэйс-Шаттл» (1981) космическая гонка возобновилась. Однако к концу 1980-х годов сторонам стала понятна бесперспективность ее продолжения: ни одна из сверхдержав не достигла превосходства в военно-космической сфере. К тому же СССР и США ощутили общность интересов перед лицом конкуренции со стороны Европейского космического агентства (ЕКА). Возникли проекты совместного изучения космического пространства силами нескольких держав.

Прекращение «первой космической гонки» во многом было связано с решением Советского Союза отказаться от орбитальных баллистических ракет. По условиям Договора ОСВ-2 (1979) СССР и США обязались не создавать, не испытывать и не развертывать частично орбитальные ракеты. Единственной системой подобного класса в то время были советские баллистические ракеты РС-Зборб (SS-9 Mod 3 «Scarp») с неограниченной дальностью полета в пределах одного витка вокруг Земли.

В 1983 году они были сняты с боевого дежурства. По условиям Договора СНВ-1 (1991) СССР отказался также от межконтинентальной баллистической ракеты РС- 18А (55-19 «8п1еь>), которая, имея дальность полета до 10 000 км, теоретически могла рассматриваться как частично орбитальная. На ее основе были созданы ракеты-носители «Стрела» и «Рокот». Действия СССР доказали, что развитие ракетно-космических технологий не обязательно ведет к милитаризации космического пространства.

Параллельно Соединенные Штаты стали разрабатывать проекты кос- мического сотрудничества на основе орбитальных станций. Еще в 1984 году НАСА объявила о намерении создать станцию «Фридом». В 1986 году Вашингтон привлек к этой работе ЕКА, Канадское космическое агентство и Японское агентство аэрокосмических исследований. Но реализовать эту идею на тот момент не удалось. Ни один из участников проекта не имел технических ресурсов для создания космических станций нового поколения 20 . На этом фоне запуск СССР первого модуля орбитатьной станции «Мир» («Салют-8») 19 февратя 1986 года был воспринят как заметное отставание США в области освоения ближнего космоса.

В начале 1990-х годов интерес к международным программам развития космонавтики проявила и Российская Федерация. Причиной тому стало сокращение финансирования российских космических исследований в условиях структурного кризиса экономики. США, со своей стороны, также были заинтересованы в развитии такого партнерства, отдавая должное советскому опыту в создании орбитальных станций. 17 июня 1992 года президенты Б. Н. Ельцин и У. Клинтон подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Проблемы сотрудничества в космосе стали регулярно обсуждаться на заседаниях межправительственной «комиссии Гора-Черномырдина».

Особую роль в развитии партнерства сыграла частичная коммерциализация российской космической промышленности. Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) приватизировано часть акций принадлежащих ему предприятий. На их основе было создано несколько коммерческих предприятий: «Интернешнл лонч сервис» (Россия- США), «Си Лонч» (Россия-США), «Стерсем» (Россия-ЕС) и «Еврокот» (Россия-ЕС). Новые объединения стали использовать российские ракеты-носители для реализации коммерческих запусков орбитальных аппаратов. В такой ситуации американские и западноевропейские партнеры меньше опасатись попыток российских военных восстановить контроль над космической промышленностью и потому легче шли на разработку совместных проектов.

Первым шагом к развитию российско-американского сотрудничества стала запушенная 5 октября 1992 года совместная программа Роскосмоса и НАСА 21 «Мир-Шаттл». Российские космонавты стали доставляться на орбитальную станцию «Мир» американскими кораблями системы «Спэйс- Шаттл», а американские астронавты проводили на ней научные экспедиции. До затопления «Мира» 23 марта 2001 года было осуществлено семь кратковременных экспедиций, в ходе которых к станции были пристыкованы три модуля и состоялись визиты 34 американских астронавтов 22 .

Другим направлением российско-американского партнерства стало привлечение России к проектам развития космической связи. К началу 1980-х годов в Канаде, Японии, Скандинавских странах, Испании, Британии и США были развернуты системы мобильной спутниковой связи для гражданских пользователей. В 1991 году американские телекоммуникационные корпорации «Loral Space and Communications» и «Qualcomm» учредили с этой целью международный консорциум «Гло- балстар». Россия отставала на рынке гражданских спутниковых технологий: первая линия мобильной связи появилась в нашей стране только в 1990 году. В такой ситуации ОАО «Ростелеком» и консорциум «Гло- балстар» создали в 1996 году ЗАО «ГлобалТел» - эксклюзивного оператора системы связи «Стобалстар» в России. Новые формы сотрудничества позволили покрыть большую часть российской территории мобильной спутниковой связью и частично сохранить государственный контроль над ее использованием 23 .

На базе этих проектов Москва и Вашингтон преобразовали проект «Фридом» в идею строительства Международной космической станции (МКС) 24 . Это предложение Роскосмоса вызвало летом 1993 года серьезные дебаты в США. Однако администрация У. Клинтона стремилась «повязать» Россию серией стабилизирующих соглашений. 2 сентября 1993 года вице-президент США А. Гор и председатель правительства России В. С. Черномырдин объявили о намерении создать «подлинно международную» космическую станцию. 1 ноября 1993 года Роскосмос и НАСА подписали «Детальный план работ по строительству МКС». 23 июня 1994 года был утвержден план участия России в строительстве Международной космической станции. 29 января 1998 года пятнадцать стран подписали межправительственное соглашение о космической станции, в котором провозглашался переход к системе «искреннего партнерства» в космосе. Участники проекта закрепили за НАСА статус назначенного управляющего МКС.

Ключевую роль в создании МКС сыграли Россия и США. С ноября 1998 года Роскосмос и НАСА вывели на орбиту ключевые модули МКС. Грузовым транспортом для снабжения станции стали корабли «СпэйсШаттл», «Союз» и «Прогресс». Но вопреки опасениям станция не стала формой сохранения российско-американской монополии на космические исследования. Другие субъекты получили возможность реализовывать проекты изучения космического пространства. Европейское космическое агентство вывело на орбиту свой исследовательский модуль «Коламбус» 25 и создало грузовой космический корабль типа «ATV» 26 . Япония с помощью НАСА пристыковала к станции экспериментальный модуль «Кибо» и также предполагает запустить к станции беспилотный многоразовый корабль «HTV» 27 . Канада поставила на МКС мобильную систему техобслуживания. Возник задел для широкого участия ЕКА, Японии и Канады в совместных с Россией и США проектах освоения космического пространства.

Российско-американское взаимодействие в космосе стало охватывать даже военную сферу. Москва и Вашингтон в 1992 году запустили программу создания российско-американской спутниковой системы наблюдения (Russian-American Obseiyation Satellite, RAMOS/PAMOQ. Речь шла о совместной эксплуатации на орбите двух спутников дистанционного зондирования Земли, способных проводить стереоскопическое наблюдение за пусками баллистических ракет. Весной 1995 года Россия и США начали проводить эксперименты в околоземной атмосфере с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава своих орбитальных группировок 28 . Реализация этой цели позволила бы создать центр наблюдения за ракетными пусками и одновременно повысить точность целеуказания для противоракет. В этой связи на саммите в Хельсинки 21 марта 1997 года президенты обеих стран договорились о сотрудничестве Агентства по противоракетной обороне при Министерстве обороны США с российским Научно-производственным центром «Комета». Российская сторона обеспечивала материально-технический, а американская - финансовый аспекты проекта.

К концу 1990-х Россия и США стали подключать программу РАМОС к режиму контроля над ракетными технологиями. 2 сентября 1998 года президенты У. Клинтон и Б. Н. Ельцин подписали Совместное заявление об обмене информацией о пусках ракет и раннем предупреждении. 20 июня 1999 года на саммите стран «группы восьми» в Кельне Россия предложила расширить РАМОС до глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). 4 июня

  • 2000 года президенты У. Клинтон и В. В. Путин подписали меморандум о создании в Москве совместного центра обмена данными, поступающими от систем раннего предупреждения, и взаимном уведомлении о пусках баллистических ракет 24 . Это решение было одобрено 15 февраля
  • 2001 года на московской встрече экспертов по созданию ГСК.

Однако 13 июня 2002 года Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО. С этого времени Вашингтон стал терять интерес к реализации совместных с Россией космических инициатив. 13 февраля 2004 года Пентагон объявил о завершении участия в программе РАМОС. Вскоре была заморожена и система взаимодействия в рамках центра «Комета». Растущие российско-американские противоречия в стратегической сфере не позволили начать строительство центра обмена данными о пусках баллистических ракет.

Параллельно обозначились трудности вокруг проекта МКС. В Америке возросло число скептиков, утверждающих, что финансирование станции не позволяет создать космические корабли нового типа для пилотируемых полетов кЛуне и Марсу. Российские ученые ставят вопрос о создании собственной орбитальной станции «Мир-2» и сокращении финансирования проекта. Критика МКС появляется и в Японии, где реализуется свой проект развития космонавтики. Подобный выбор в перспективе может возникнуть и перед Европейским космическим агентством.

Международная космическая станция и система контроля над пусками баллистических ракет могли стать прообразом кооперационной формы использования космического пространства. Они доказали возможность реализации положений Договора 1967 года о международном статусе космического пространства. Однако в 2000-х годах реализация национальных проектов стала вновь считаться более перспективной, чем международное сотрудничество в космическом пространстве. Возникла опасность маргинализации международного сотрудничества в космосе на узком сегменте МКС.

Высокая стоимость космических проектов, с одной стороны, и заинтересованность всех стран мира в практических результатах освоения космоса - с другой, обусловили необходимость тесного сотрудничества государств в области космонавтики. Согласно Договору по космосу при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех других государств. Государствам рекомендуется содействовать и поощрять сотрудничество в этой области.

Сотрудничество в освоении и использовании космического пространства осуществляется в двух основных формах: в рамках международных организаций, занимающихся космической деятельностью, и посредством совместных международных космических проектов и программ. Такое сотрудничество регламентируется многосторонними и двусторонними международными договорами.

Среди международных организаций, цели и задачи которых непосредственно связаны с космической деятельностью, можно указать Европейское космическое агентство (ЕКА), Международную организацию морской спутниковой связи, Европейскую организацию по использованию метеорологических спутников, Арабскую корпорацию спутниковой связи и др. Определенные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности специализированных учреждений ООН, в том числе Международного союза электросвязи, Всемирной метеорологической организации, Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации.

Совместные международные космические проекты и программы сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства охватывают самые разные сферы космической деятельности. Это создание образцов космической техники, совместные пилотируемые полеты, проведение научных исследований, использование результатов космической деятельности и др.

Наиболее ярким примером такого сотрудничества является программа создания и использования международной космической станции, осуществляемая в соответствии с Соглашением 1998 г. между правительствами России, США, государств - членов ЕКА, Канады и Японии. Заслуживает внимания также Международная программа КОСПАС-САРСАТ, предназначенная для оказания содействия поиску и спасанию людей путем предоставления получаемых с помощью спутников данных о бедствии (и его местоположении) судов или самолетов. Участниками программы являются Канада, Россия, США и Франция, а пользователем может быть любое государство.

Обширное международное сотрудничество по вопросам космоса осуществляется на основе двусторонних соглашений. Россия такие соглашения имеет со многими государствами, в частности, по вопросам запусков космических объектов российскими ракетами-носителями, а также по вопросам использования космодрома Байконур (с Казахстаном).