Русский народный костюм пояс. Тканые славянские пояса, кушаки и очелья с обереговой символикой. Лестовка и пояс сопровождают человека всю жизнь

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лук.12: 35,36).

Символическое значение пояса

Целомудрие, умеренность и самоограничение - эти благочестивые качества символизирует пояс, который должен носить всякий крещеный человек.

Поясу христиане всегда придавали символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с невидимыми врагами:

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6,14-17).

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Исуса Христа (1Пет.1,13).

Святитель Василий Великий так писал о ношении христианами пояса:

Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф. 3,4); а еще прежде его Илия, потому, что как отличие сего мужа описано: “Муж космат, и поясом усменным (кожаным) препоясан о чреслах своих” (4 Цар. 1,8).

Пояс и нательный крест никогда не снимаются

В таинстве Крещения на каждого из нас одеваются вместе с нательным крестом и срачица (сорочка, рубашка) с поясом. Крест и пояс никогда не снимаются, как принадлежности святого Крещения.

В Новгородской губернии широким льняным поясом - «свивальником» - обвивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила ребенку нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни. После совершения крещения мать новорожденного в знак благодарности одаривала кума и куму (крестных) - каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и обвязанному шерстяным поясом.

Старообрядцы всегда придавали особое значение обычаю носить пояс. Без пояса христианин не делал никакого дела. Существует два вида поясов - «нижний» и «верхний». «Нижний» пояс более прост и не украшен. Он надевается при крещении на голое тело. Его носят всю жизнь и даже в бане не снимают. «Верхний» пояс подпоясывал верхнюю одежду.

Разделение поясом низа и верха, как и правой и левой стороны, до сих пор не утратили своего значения. Пояс является не просто атрибутом одежды, но и обозначает готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну.

«Без пояса ходить - грех»

Сохранилось соответствующее отношение к человеку, пренебрегающему освященным стариной обычаем. Например, слово «распоясаться» означает:

  1. Развязать на себе пояс.
  2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность.

Распоясать человека - значит обесчестить его. Оттого недостойно ведущего себя называли в народе распоясавшимся, то есть самовольно лишающим себя чести. «Пояс считается и теперь священным предметом… и не снимается ни днем, ни на ночь», пишут исследователи традиционного русского быта.

Считалось крайне неприличным мужчине без пояса находиться на народе, в обществе. Снятием пояса на пиру был оскорблен внук Дмитрия Донского Василий Косой (середина XV в.), что и послужило предлогом к войне.



В народе бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин?! Без пояса ходить грех». То есть человек, ходящий без пояса, в народном сознании становится уже не только не христианином, но и даже не русским. Хождение без пояса всячески осуждалось: в русском фольклоре «без пояса» ходит всякая нечисть. О человеке, который уже «сраму не имеет», говорят: «совсем уж распоясался».

И более того люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами, например, русалки традиционно описываются как одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса.

Традиционный элемент многих культур

Пояс существует с давних времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В славянских курганах X–XIII вв., принадлежавших сельскому населению - «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

Терракотовые статуэтки мужчин, найденные С. Г. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии. Живопись архитектурных памятников VI–VII вв. в Средней Азии и средневековые миниатюры также изображают мужчин с поясами.

В своей книге по Самарканду известный этнограф О. А. Сухарева сообщает: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию». Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика-ремесленника во время посвящения его в мастера.

Пояс в русской культуре

Пояса бывают и кручёные, и кожаные, и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; самых разных цветов (в середине ХIХ века уже появились анилиновые красители). Женщины ткали пояса сами - себе и своей семье. У каждого человека было несколько поясов.

Ни одна свадьба без поясов не обходилась, они служили подарками жениховой родне и дружке, играли важную роль и в обрядности. В некоторых приграничных с Белоруссией селениях во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце.

Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказаться от замужества. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. На Руси пояс служил и родительским благословением, а также передавался по наследству из поколения в поколение.

Пояс олицетворял также дорогу. В свадебной обрядности - это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной - в жизнь иную. Усопшего опоясывали, на поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «Все упование мое к Тебе возлагаю Мати Божия, сохрани мя во Своем Си крове ».

Пояса с наузами (узлами) старообрядцы не носили

Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается как пережиток язычества. Святитель Кирил Туровский (XII в.) приравнивал «науз ношение» к «кощюнам и бесовским песням».

Монахи исповедовались: «Согреших, наузы вязах на себе и к волхвом и к обавником и к чародеем ходих… согреших, наузы на себе нося…» Ношение волшебной повязки приравнивалось к колдовству, заклятиям.

В Потребнике указывается: «Елицы волхвуют… и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся… или опоясания… и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити… 6 лет да не причастятся… или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся».

Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища» (филактерии), которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. «Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования или иные злые хитрости и другие сим подобные непотребства суть служения диаволу», - говорил святитель Кирил Иеросалимский.

Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству». Поэтому старообрядческие мастерицы не используют наузы при изготовлении поясов.

Лестовка и пояс сопровождают человека всю жизнь

Во многих музеях хранятся пояса и опояски, изготовленные более 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька. За поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте: помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож, ямщики затыкали кнутовище бича. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».

Таким образом, пояс сопровождал христианина от рождения и до кончины в самых разных жизненных ситуациях. Как лестовку используют для непрестанной молитвы, и поэтому христиане имеют её с собой всегда, где бы ни находились, так и пояс сопровождает человека всю жизнь.

Каждый пояс для ткачихи - это нечто большее, чем просто изделие для повседневного и праздничного опоясывания. Когда ткёшь старинные пояса и они по взмаху твоих рук оживают наяву, сердце всегда радуется! И даже не красоте самого пояса, а тому, что человек будет носить его и возносить в нем свои молитвы к Богу.

Автор проекта

Мосягина Наталья Анатольевна Университет МГУКИ, Факультет НХКиМД, Кафедра ДПТ.

"Пояс верный, друг сердечный" - Так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян. Само слово пояс является общеславянским. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега.

Пояс и славянские обряды

Пояс играл большую роль в традиционных народных обрядах восточных славян. Эта сфера функционирования пояса подробно исследована Г.С.Масловой. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: "Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного пояс!" После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха. Через пояс в Егорьев день вешний (23 апреля по старому стилю) выгоняли скот на пастбище после зимнего стойлового содержания. Перед отправлением к венцу белорусская невеста вешала пояса в тех местах или над теми предметами, от которых ожидала благополучия. Желая хлебного довольства, вешала пояс в амбаре, скота - в хлеву, имущества - над сундуком.

Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других - на годины, Распоясать человека означало обесчестить его. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки, Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. У белорусов невеста на запоинах опоясывала жениха, на вторых запоинах - свата и, кроме того, поясом обертывали бутыль или бочонок с вином. После свадьбы невеста одаривала пояском за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, кто зажигал лучину, кто приносил яичницу, кто готовил постель и т.д.

В селах Рязанской губернии, когда свадебный поезд был готов к отъезду, дружка возвращался в избу специально за кушаком, чем подчеркивалось особое значение этого предмета одежды, Удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой. В Псковской губернии при отправлении свата к невесте его ударяли пояском, говоря при этом: "Не я бью, удача бьет". Пояс кидали на рушник, на котором стояли в церкви брачащиеся. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском. Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело широкое распространение у восточнославянских народов. В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили "ладно да гладко". Причем кушак с себя снимал крестный отец невесты, а затем повязывал его себе через плечо. В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары. В Островском уезде Псковской губернии человек, наделенный, по представлениям окружающих, особой колдовской силой, за конец пояса отводил невесту вместе с подружками в баню. Там он подавал конец пояса невесте и вел ее за полок, оставшимся же концом пояса он перевязывал невесте правую руку, ногу и грудь, приговаривая при этом: "Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине грудину". Делалось это для того, чтобы муж с женой в будущем шли рука об руку, нога в ногу, не расходились и любили друг друга. Антропоморфная роль пояса проявлялась и в следующем обычае, зафиксированном в первой половине XIX века. Вместе с поясом жених повязывал себе суровую нитку с сорока узлами и творил богородичную молитву. Узел, как известно, имеет охранительное значение. Одновременно эти узлы имели отношение к представлениям о деторождении.

Считалось, что сколько узлов на поясе, столько будет и сыновей у молодой.

Дарение девичьего пояса было связано с представлениями, относившимися к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила "девичь пояс".

В Калужской губернии старухи-знахарки носили пояса с "громовыми стрелами", то есть, с белемнитами, которые находили окрест местные крестьяне. Стрелы эти, по местным представлениям, имели магическую силу.

В Курской и Харьковской губерниях новорожденного ребенка обычно в течение первых сорока дней не подпоясывали. Лишь после истечения шести недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. В Московской губернии крестная подпоясывала ребенка, когда ему исполнялся год, поставив его предварительно к печному столбу и приговаривая при этом: "Будь здоров и толстой как печной столб".

По народным представлениям умершего мужчину непременно следовало подпоясать.

Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы. В этой связи обращает на себя внимание широко употребляемое и сегодня в разговорной речи и в языке художественной литературы старинное русское присловье "заткнуть за пояс", что означает значительно превзойти кого-либо в чем-либо, Абсолютные соответствия этому фразеологизму имеются в украинском языке - "заткнуты за пояс (пасок)" и в бело русском - "затыкаць за пояс". Полагают, что первоначально это выражение означало превосходство в физической силе и ловкости. Напомним, что у восточнославянских народов довольно широко бытовал особый вид традиционных спортивных состязаний - "борьба на поясах", где большую роль играла именно физическая сила. Вероятно, рассматриваемый фразеологизм употреблялся в форме похвальбы перед боевыми схватками и в подобного рода традиционных мужских состязаниях - в кулачных боях, борьбе, палочных боях и т.п.

Виды поясов

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

В старину пояс являлся своеобразным знаком отличия и необходимой частью мужской одежды. Его носили знать и крестьяне, но от состояния, звания и положения человека зависела его стоимость.

С расширением торговых связей со странами Востока вместе с драгоценными тканями, фарфором, изделиями из лака и кости стали появляться великолепные восточные пояса. Они были вытканы вручную из золотых и серебряных нитей. Полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 м позволяли сложить его вдвое, два раза обернуть вокруг талии поверх кафтана и завязать чуть ниже живота, спустив конци. Так носили пояса именитые шляхтичи в Польше, бояре на Руси.

Через Константинополь и Львов на Украину, в Белоруссию и Польшу из Малой Азии, Сирии и Персии привозили пояса, которые назывались по месту производства из Ангары, Бруса, Марцифуна, Алеппо, Испогани - ангорскими, брусскими, марципановыми, алеппскими, испоганскими. Стоимость их колебалась от 12 до 1500 золотых рублей.

Цена по тому времени огромная, доступная лишь очень состоятельному человеку.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому учёные очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. Однако на талии у женщин нижняя сорочка подхватывалась тонким пояском, служившим оберегом, таким же, как кружево и вышивка.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших знаков мужского достоинства - женщины не носили их никогда. Не забудем, что каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. Бытовало выражение "лишить (отрешить) пояса", оно значило "лишить воинского звания".

Пояс еще называли "опояской" или "поясницей". Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5-2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками - по ним-то и удалось восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел еще превратиться в забитого крестьянина позднейших времен, подпоясывавшегося мочальной веревкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи, и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить.

Что поясные наборы "мирных" мужчин менялись от племени к племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни воинов - членов дружин - были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе.

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но еще не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.

Именно из турьей кожи делались воинские пояса, ведь охоту на тура приравнивали к поединку с вооруженным врагом, и, может быть, тур, посвященный богу грозы, был своеобразным воинским знаком. Впрочем, существовало поверье, что такие пояса хорошо помогали роженицам. Кстати, рожающая богиня изображена на бляшках пояса, найденного вместе с древностями одного из финно-угорских народов - соседей славян. Учёные считают, что этот ремень имел обрядовое назначение.

Собрание поясов в Государственном Эрмитаже позволило выяснить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня с нашитыми пластинками из металла (чаще бронзы). Имеются свидетельства, что и скифские женщины выполнявшие мужские работы, носили пояс.

В славянских курганах Х-ХШ вв., принадлежавших сельскому населению - смердам в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она "карман". Историки пишут, что пришивать (или пристегивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход.

Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка".

Женщины носили с праздничной одеждой длинный пояс (иногда до пяти метров), несколько раз обертывая его вокруг талии. Следует отметить, что в 19-20 веках прослеживаются местные способы повязки поясов. Так, в славянских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс и в повседневном, и в праздничном виде одежды. В забайкальском варианте пояс был необходимой деталью одежды, он её завершал, но не выставлялся напоказ, хотя и имел обычные узоры. В других местностях пояс и в мужской, и женской одежде был заметным украшением одежды.

В отличие от Забайкалья, в славянских селениях Притоболья пояс в праздничном виде одежды именно выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались кисточками и помпонами - "китицами", "кутасами" из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. Сходное украшение поясов прослеживается в ряде Западных областей.

В высших сословиях пояса имели большую ценность по своему составу и отделке. В духовной грамоте Дмитрия Донского имеется перечень разных поясов, передаваемых им своим сыновьям. При этом сообщались особенности поясов: например, "с калитой", то есть с кошельком.

Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с 13 века. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса-кушаки. Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие. В 16-17 веках такими кушаками опоясывалась верхняя княжеская одежда. В 18 веке связи с изменением одежды в высших сословий шелковые кушаки бытовали исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства. Московские производители, учитывая изменение спроса, стали выпускать кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, - более дешёвые.

Пояса на Руси изготовлялись из самых разных вещей. Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса - золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями, пластинами, наподобие скифских, и тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Но такие пояса и кушаки не обычны для бытования в славянском народе.

Состав и внешний вид пояса зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца. В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи - вязаные, тканые, плетеные, реже - шелковые тканые.

В каждом хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские - для повседневного употребления и праздничные.

Какие бывают пояса: голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, столбовой, прайка, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка.

Основные способы изготовления поясов

По способу изготовления бы­вают нитяные, витые, плетё­ные, тканые, браные и шитые пояса.

Наиболее простой пояс - нитяной. Его делает мама для своего новорождённого ребёнка в первые дни после родов из 1-3 нитей (красных или светлых, льняных). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее готовят для этого «первонить»: будущая мама вы­сеивает отдельно (с наговорами) лён, сама его обрабатывает и выпрядает, когда никто не видит, в опре­делённый день одну ниточку, которую и завязывает своему младенцу после родов. Такой нитью иногда перевязывают пуповину у дитя.

Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой поясок-тельник (куда иног­да вплетают волосы родителей), который он будет носить до совершеннолетия. Показывать его пос­торонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до совершеннолетия, когда слабеет энерге­тическая связь между ребёнком и его родителями, Но многие предпочитают носить такой пояс и даль­ше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Недаром в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Некоторые женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить как оберег вместо тельника мужнин повседневный пояс.

Витые пояса просты в изготовлении, ими подпо­ясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают празд­ничную «перевить» - из нескольких верёвочек, тогда и кистей может быть несколько («двурядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длин­ные - с помощью деревянных «крюков» или доще­чек с отверстиями.

Плетёные пояса имеют несколько способов из­готовления. Один из самых простых - «на крюке» (или «на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепля­ются (за середину или за конец) на крюке, вбитом в стену дома. Количество нитей, начиная с трёх («ко­сичка»), может быть неограниченным. Переплете­ние на повседневных поясах обычно полотняное, на праздничных поясах может использоваться сар­жевое. Выбор цвета зависит от назначения пояса. Такие тонкие пояса-плетёшки делают для де­тей и взрослых, используют их и в домашнем хозяйстве (например, для завязывания мешков).

Часто детские, юношеские и женские пояса плетут «на вил­ке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вы­резается из берёзы - женского дерева. Нитки для пояса закреп­ляются в развилке за середину. Плетётся сначала одна половина пояса, затем другая. Используют полотняное (узоры «змейка», «ёлочка») или саржевое пере­плетение. Нарядно и необычно выглядят круглые плетёные пояса. На­иболее известный способ - «на игле» («на вице», «в бутылку»). Плетение происходит за счёт завязывания узлов на нити-основе вокруг металлической спицы или вокруг деревянной гладкой вицы. Основа при этом повора­чивается, закручиваясь по спирали вокруг спицы (узоры - «спираль», «радуга»). Если менять направ­ление завязывания узлов, получится узор «змейка-зигзаг» («ужик»). Такие пояса лучше изготавливать из цветных шерстяных ниток. Этот пояс считается мужским, он удобен для занятий по хозяйству и для воинских упражнений, так как обладает способнос­тью растягиваться и стягиваться обратно. Круглый пояс обязательно заканчивается кистью.

Ещё один круглый пояс плетётся «дерганьем» на руках без всяких приспособле­ний (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, за­креплённых на пальцах обеих рук. Таким «дергань­ем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки; для этого нужно поменять способ перебора петель на пальцах. Этот способ удобен для изготов­ления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства, Особого отношения к себе и особой подготов­ки требуют тканые пояса. Они могут быть просто «ткаными»: когда узор набирается сам собой в зави­симости от заправки нитей, или «браными» - когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно ри­суются и просчитываются заранее, ещё до ткачества. Тканые пояса - это опояски, покромки, мужские по­лосатые пояса («радуги»). Браными делают все ку­шаки, праздничные и обрядовые покромки.

Известно несколько способов изготовления тканых поясов: на дощечках, на бёрдышке, на ниту, на станке. Деревянные дощечки («топки», «кружки») в виде квадрата имеют в каждом углу отверстие для нитей и помещаются в ладонь. Обычно для изготовления по­яса требуется от 10-ти до 30-ти дощечек (может быть и больше), их количество определяет узор на шири­ну пояса. Узор зависит и от того, какой стороной мы сложим дощечки друг с другом, в каком порядке будем их перебирать. На дощечках можно на­бирать как простейшие узоры («семечки», «зёр­нышки», «ростки»), так и очень сложные (например, надписи и руны). Пояса с надпи­сями называют по ко­личеству вытканных слов: «однословки», «двусловки», «трёхсловки» и т. д. Возможности набора узора ограничены количеством дощечек, которые можно одновременно удержать в руке.

Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. В старину бёрдышки выполнялись из цельной деревянной дощечки (обычно берёзы), позднее их стали делать наборны­ми. Верх и низ у такой дощечки всегда украшают обережнымн знаками солнца, земли и плодородия. Прорези в бёрдышке разделяют нити основы и нити узора. Если хотят сделать узор выпуклым, то нити основы оставляют льняными, а на узор используют шерстяные нити. Для закладного ткачества шерстя­ные нити используются для утка. Тканье на ниту («на сволочках», «на ниченках») - более сложный и трудоёмкий старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок - это гладкая палочка (чурочка), на которую накручиваются нити основы. Кроме этого делаются нитницы - петельки, через которые проходят нити основы. Узор при тканье выбирается так же, как и на бёрдышке, но стро­ится по-другому. Пояса на ниту обычно двухсторон­ние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному.

Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. По внешнему виду они почти не будут отли­чаться от пояса на сволочках. Но энергетика пояса, сотканного на ниту, гораздо сильнее. Когда искус­ство ткачества на ниту и станке стало забываться, появились шитые пояса. На ткани стали вышивать набором, подражая браному узору. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.

Причина забвения определённых видов ткачес­тва и плетения поясов - не только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие ради любопытс­тва изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качест­вами: скромностью, смирением, терпением, просто­той, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, устремлением ко Всевышне­му, просветлённым умом и т. д. Все эти качества го­ворят об определённом уровне духовного развития. У людей агрессивных, эгоистичных, корыстных, ле­нивых просто теряется желание делать браные поя­са, так как сам внешний вид пояса выдаёт характер и недостаток внутренних качеств его изготовителя.

Все мастера зна­ют, что часть пояса, набранная в неблаго­приятный день или в неуравновешенном состоянии, будет отли­чаться от предыдущей. Тканьё поясов иногда называют трудолюби­вой медитацией или способом смирения и воспита­ния своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к тка­честву поясов и другим рукоделиям с 3-4-х лет не только ради развития их «тонкой моторики», но глав­ное - ради воспитания и взращивания определённых качеств характера. Невеста на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовле­ния - то есть каждый мог оценить не только внешние, но и внутренние данные девушки. Юноша готовил к свадьбе для своей невесты, кро­ме других подарков, и тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою жизнь.

Восприятие ремесла как способа нравственного самосовершенствования и осознания единства че­ловека с окружающим его миром объясняет привер­женность русских людей к «ручному труду». Именно поэтому в народе говорят, что «гребень, прялку и ве­ретено сам Всевышний дал, а самопрялку придумал сатана». Именно поэтому ремесло – это, прежде всего, способ бытия, а не простое зарабатывание денег. Именно поэтому возрождение и осмысление таких ремёсел и искусств, как ткачество поясов, шитьё и украшение народной одежды связано с нравствен­ным возрождением и воспитанием Русского народа.

Фотогалерея

См. также

Литература

  • Василченко Л.П., Н.А. Чуднова, "Природа славян", 2002.
  • Ефимова Л.В. Русский народный костюм.
  • журнал "Ведическая Культура" (№11, 2006 г.)
  • Семенова М. Мы - славяне.

Пояс в русском народном костюме

Среди различных видов прикладного искусства нашей страны изготовление поясов занимает одно из главнейших мест.

Такие изделия различались по ценности материала, по искусству его обработки и по художественности выполнения. Это искусство постоянно совершенствовалось в тонкости выработки, в красоте окраски и декорировании. Пояса, вышедшие из рук искусного мастера, нередко достигали подлинно художест­венного уровня .

Пояс является неотъемлемой частью русской народной одежды, как мужской, так и женской. Практическое назначение пояса состоит в том, чтобы удерживать одежду на стане. Им подпоясы­вали рубашки, укрепляли набедренную одежду, подпоясывали распаш­ную верхнюю одежду, иногда не имевшую застежки .

Материал, размер и назначение пояса давали возможность мастеру выявить свои художественные способности. Каждый пояс можно рас­сматривать как образец мастерства своего времени.

Существующее многочисленное разнообразие видов крестьянских поясов и их терминологии является ярким свидетельством народной памяти и культурных контактов с соседними этносами .

Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи. Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне (приложение), а мужчины - на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы (приложение). Покромка или покрома, покромь – плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трех метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди (приложение), или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза. Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок - широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина - от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз (приложение). Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану (приложение). Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками (приложение). Тельник (или сетка) – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле. Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой. В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник .

Большое разнообразие отмечается в технике изготовления поясов изпряжи, нитей. По технике изготовления они делились на плетеные, тка­ные и вязаные. К плетеным поясам относились дерганые,плетенные на вилочке, плетенные по стене и другие.

Дерганьепоясов известно было в южной части Калужской губернии (локальная форма), оно заключалось в своеобразном плетении на пяти пальцах руки при участии двух работниц - одна переплетала через пальцы петли основы, а другая переплетала рукой, продергивая петли, как уток (приложение).Плетениенавилочкезаключалось в разде­лении ниток основы на две группы - на четные и нечетные - ив про­дергивании крайних ниток, как утка до середины (приложение). Плетениепостенезаключалось в перевивании ниток основы, располо­женной между двумя колышками на стене (приложение); известно оно в юго-западных губерниях (Калужской, Орловской, Курской).

Плетениеспомощьюбутылкидавало круглые (в сечении) пояса. Моточки разноцветного гаруса спускались в бутылку, плетение выпол­нялось при помощи булавок, воткнутых в пробку (приложение).

Тканые пояса (кроме тех, которые ткали на стане) изготовляли при помощи дощечек,наниту,набердечке.

Тканьенадощечкахвыполнялось при помощи квадратных дощечек с четырьмя дырочками, от вращения которых каждый раз сменялась 1 / 4 часть основы (приложение). Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.На территории России этот способ был известен с эпохи позднего неолита; в конце XIX века он бытовал у всех русских.

Тканьенанитузаключалось в подвязывании нечетных нитей основы при помощи нитяных петелек, оттягивание и опускание которых обра­зовывало зев; способ был известен всем русским (приложение).Вероятно, такой способ тканья являлся прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. До появления берда и подножек он долгое время мог существовать как ткацкий станок для изготовления тканей.

Тканьенабердечкеосуществлялось при помощи бердечка с дыроч­ками на тростях и широкими отверстиями между тростями (приложение). Четные нити основы пропускались через дырочки в тростях, а нечетные между отверстиями в тростях. Поднимание и опускание берда способ­ствовало образованию зева. Тканье на бердечке было известно среди насе­ления северо-западных и частично центральных губерний.

Тканье широких поясов и кушаков на горизонтальном ткацком станке ничем не отличалось от обычного изготовления тканей. Только станок для тканья пояса иногда делался меньших размеров. Узор поясов часто состоял из продольных полос. Следует отметить своеобразный орнамент, который встречался в Курской области. Узор «стрелки» по­лучался от окрашивания нити в разные цвета частями; основа перевязы­валась узлами и каждая ее часть, заключенная между ними, окраши­валась отдельно. Этот прием был известен и в Средней Азии.

Вязаные пояса вязались, как чулок, на пяти спицах: они были изве­стны как локальная форма в Орловской губернии. Поскольку они в готовом виде были близки к поясам, изготовленным способом плете­ния по стене, то можно предполагать, что вязание поясов было упрощен­ным видом древнего весьма сложного плетения по стене.

Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:

· пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным - характерно для поселений русских в Забайкалье (приложение);

· пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались - показательно для ряда губерний Европейской России (приложение) .

В разных территориях региона различались способы ношения по­ясов мужчинами и женщинами: «Пояса носили мужчины и женщины. Но у женщин кисти слева, у мужчин спереди» (Ирбитский район), «Мужики назад поесъя завязывали, а бабы кисточки наперёд» (Камен­ский район).

Простые пояса обычно ткали из овечьей шерсти домашнего изго­товления, окрашенной растительными красителями. Пояски для лет­него костюма бывали обычно не очень длинными и довольно узкими, шириной около 20 мм Пояса для верхней одежды изготавливались широкими: «Опояски с ладошку шириной, с кисточкой. Концы заты­кали, кисточкой висят», «Опояска была большая, крупная, вот екой ширины и длины, может, два метра. Обвёртывался не один раз, об­вораживался, кисти болтались. Широкая для работы. А поясок был изящный, тоненький, с пальщик».

Праздничные же пояса обычно выполнены из тонкой покупной шерсти высокого качества - гаруса, ширина их обычно более 4 см: «Из гарусу, сами ткали. Она вот такая шириной, покромка эта (сантиметров восемь). Всяко делали: полосощками де­лали. Она в кроснах ткалась. Если есть у тебя атласы, то всякими поперёк атласами сделаешь. А когда снуешь, если сделаешь, то бу­дет и так в полосощку». Наиболее изящные, яркие и гладкие пояса делали из шелка: «Пояски раньше не покупали. А были такие свитые шёлковые. Ниточки такие тоненъки. На обоих концах были кисточки. Всякие: и синие, и красные, и бордовые».

Пояс является ярким декоративным элементом костюма, поэто­му цветовая гамма поясов была довольно разнообразна. Колористика - самый элементарный конкретно-чувственный признак будничной, праздничной, траурной одежды . Колористика выполняла также функции устойчивого этнического, этнолокального, половозрастного признаков и обусловливалась как натуральным цветом сырья, так и особенностями эстетического восприятия человеком каждого цвета, психологией данного народа, эмоциональными ассоциациями, связанными с традицион­ными жизненными представлениями .

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ему придавали большое значение в народном костюме как сред­ству наибольшей выразительности .Известно, что эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плос­кие, легкие и тяжелые.

Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые пастельные цвета; для подрост­ков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спо­койная, зачастую темная цветовая гамма.

Колористика указывала и на место проживания человека: черная вышивка, черный цвет девичьих сарафанов - Воронежская губерния, полыхающие красные тона костюмов - Рязанская, сверкающее и переливающееся всеми цветами радуги великолепие - неповторимая Усть-Цильма .

Цвет был также важным организующим началом всей компо­зиции народного костюма, так как выявлял своеобразную иерархию элементов, выделяя его главные части, подчеркивая ярусное членение формы .

Традиционным цветом для поясов был красный - цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть. Красный значит красивый, праздничный . Слова «красно солнышко», «весна - красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте . В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название.Среди них - алый и кровавый, мясной, червчатый, или червленый, червонный, багрецовый, багровый, чермной (искрасна-рыжий), красно-кирпичный, малиновый и другие . Красный цвет у русских, как и многих других народов, использовался как распространенное средство против сглаза. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим . Черный цвет был символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура, белый цвет был сим­волом чистоты, милосердия и печали .По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса .

Исследователи отмечают, что во второй половине 19-го столетия произошло изменение колористического строя, связанное с распространением химических ализариновых красителей. "Это было, - пишет Т. М. Разина, - очень существенным моментом в искусстве: на смену спокойным, глубоким сдержанным тонам естественных красителей пришли тона яркие, звучные, звеняще - пронзительные; в искусстве тек­стиля второй половины XIX в. произошло творческое освоение новой гаммы. Народ увидел новые возможности художественных решений, научился добиваться цельности колорита и смело ис­пользовал в тканях и вышитых изделиях расширившуюся и позвучневшую палитру, и нельзя упрекнуть превосходные работы этого времени в излишней пестроте или крикливости" .

Наиболее видимой частью пояса являются его концы, на которые при выработке обращалось особое внимание. Украшение концов обычно со­стоит из ритмично чередующихся отдельных цветов, букетов или венков (от трех до семи). Реже встречаются розетки и фигуры. Узор обычно травный . В углу окаймления конца пояса часто ставилась метка. Метка иногда имела культовое значение .Концы поясов украшают кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, блестками, жемчугом, стеклярусом, серебряной или золотой нитью (приложение) . В южновеликорусском комплексе к поясу прикреплялись махры (или банты, или назадни, или подмахорники) (приложение). Они были парные или одиночные. Их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Махры носили у пояса сзади или по бокам . Получают распространение пояса и опояски «со словесами», то есть со словами молитвы или пословицы, вытканной вдоль полосы пояса, а также со словами посвящения на дарственных поясах. Иногда указывалось имя владельца пояса или опояска и даже имя мастерицы. Пояса с молитвами ткались преимущественно в монастырях. Малограмотные, а чаще всего вовсе неграмотные крестьянки делали много трогательных ошибок в надписях. Случалось, что они просто набирали буквы безо всякого смысла и даже переворачивали их (приложение) .

Очень часто пояса украшали вышивкой. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями . К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка, а к началу ХХ века во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве .

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его .

Таким образом, изготовление поясов является одним из видов прикладного искусства нашей страны и занимает одно из главнейших мест. Это искусство постоянно совершенствовалось в тонкости выработки, в красоте окраски и декорировании.Материал, размер и назначение пояса давали возможность мастеру выявить свои художественные способности. Каждый пояс можно рас­сматривать как образец мастерства своего времени. Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. Простые пояса обычно ткали из овечьей шерсти домашнего изго­товления, окрашенной растительными красителями.Праздничные пояса были выполнены из тонкой покупной шерсти высокого качества - гаруса. Также пояс является ярким декоративным элементом костюма, поэто­му цветовая гамма поясов была довольно разнообразна. Традиционным цветом для поясов был красный - цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть.Наиболее видимой частью пояса являются его концы, иногда их украшают кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, блестками, жемчугом, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. Чаще всего пояса украшали вышивкой, которая отличалась большим разнообразием технических приёмов и способов. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка.

В этой статье мы продолжаем уроки изготовления поясов.

Как уже говорилось ранее, во время работы цветные нити основы должны находиться в натянутом положении. С этой целью один их конец привязывают к неподвижному предмету, а другой к поясу.

Следующая схема демонстрирует возможные формы витья:
a. Свивание волокон
b. Свивание двух нитей
c. Свивание четырех нитей при помощи «дощечки»
d. Технология тканья «на дощечках»




Как мы видим, при тканье "на дощечках" нити свиваются.
Заправив нити и натянув их, дощечки можно расположить под разным углом друг к другу. Например:
1. чередовать наклон дощечек:
2. располагать их параллельно и симметрично:
3. создавать различные комбинации:
(звездочкой обозначена середина пояса)

Рассмотрим пояса, при тканье которых, будем вращать дощечки только от себя.

От наклона дощечек зависит создаваемый узор. На рисунке представлены пояса, вытканные Г. А. Матушкиной по этнографическим образцам севера России, Костромской, Рязанской, Пензенской и Курской губерний конца XIX — начала XX веков.

1 и 8 дощечки — 4 зеленые нити;
2, 3, 6 и 7 дощечки — желтая, зеленая, красная, черная нити;
4 и 5 дощечки — все жёлтые нити.

Натянув нити, располагаем дощечки следующим образом: и начинаем ткать пояс. При вращении дощечек в одной плоскости мы получим пояс №1 .

Однако, не меняя заправку нитей, можно получить несколько различных узоров.

Пояс №2 выполняется следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1: , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки три раза;
б) прокинув 4-ю (во 2, 3, 5 и 6 кружках чёрную) нитку утка, меняем расположение каждой из дощечек на противоположное: в результате вместо:
получаем: Во втором положении ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза.
Снова меняем угол наклона дощечек, возвращая первоначальное положение: и продолжаем ткать, поворачивая дощечки 4 раза.
Для получения узора № 2 менять угол наклона дощечек нужно каждые четыре поворота нитей.

Пояс ткётся "снизу", поэтому схему следует изучать также снизу вверх. Плюсами обозначено первое положение дощечек, минусами — второе.

Рисунок пояса № 3 возникает следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки два раза, т. е. выполняем два ряда рисунка (читаем снизу вверх):




Обратите внимание на число поворотов в самом начале пояса, так как именно от того, какая нить "повернется", зависит то, какой рисунок получится;
б) меняем угол наклона со 2-й по 7-ю дощечки, не разворачивая 1-ю и 8-ю:

Сохранение угла наклона крайних дощечек способствует образованию более ровного края пояса. Так как угол наклона крайних дощечек не изменился, схема рисунка выглядит следующим образом: + — — — — — — +

Ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза:
в) возвращаем дощечки в первоначальное положение: , еще 4 ряда: + + + + + + + +
г) второе положение дощечек: , 4 ряда и т. д.

Четвертый вариант пояса (рис. № 4) :
а) располагаем дощечки как в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки только один раз;
б) меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: , поворачиваем дощечки 4 раза: + — — + + — — +.
в) первоначальное положение: , четыре поворота дощечек: + + + + + + + +
г) снова меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: (второе положение), четыре поворота, и так далее.

Пятое "лицо" пояса получается в результате приемов, используемых в изготовлении пояса № 4. Отличаются эти пояса только своим началом.
Пояс №5 следует начать ткать сразу из второго положения дощечек:, выполнив четыре ряда: + — — + + — — +. И только после этого повернуть дощечки в первоначальное положение: и также выполнить четыре ряда:

Вариантов поясов может быть великое множество. Стоит только добавить пару дощечек или заправить другую нитку, и у Вас появится возможность создавать новые узоры, на свой вкус и лад.

Народные мастера давали различные названия узорам, создаваемым при помощи вышивки, ткачества, тканья и т.п. Орнамент "нашего" пояса № 1, сотканного на 8-ми «дощечках», близок рисунку пояса из собрания Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге, выполненного с помощью 10-ти дощечек (). Принцип изготовления обоих поясов одинаков: дощечки вращаются до тех пор, пока нити не скрутятся настолько, что работать станет трудно, после чего меняется угол наклона дощечек, в результате чего нити скручиваются в другую сторону, а рисунок меняет свое направление. Отличие же состоит в количестве свиваемых нитей:




Пояс из собрания ГМЭ (на 10-ти дощечках) собран Е. Н. Клеменцем в 1908 г. на Русском Севере, в д. Якуниха Кинешемского уезда Костромской губернии.
Название орнамента: узор каймы — «семя», узор в середине — «лента» .

Желаем удачи в изготовлении поясов!

Г. А. Матушкина, «Вестник РФС»

В жизни белоруса от древних времен до начала 20 века пояс был необходимой деталью костюма, причем как повседневного, так и праздничного. Считалось неприличным появиться на людях без пояса. Потому что, по поверьям, человек без пояса был легкодоступен для нечистой силы. Отсюда пошло выражение - распоясаться. Также пояс нес в себе глубокий символизм, что отражалось участием пояса во многих ритуалах. Его наделяли магическими свойствами, приписывали ему функции оберега и украшали специальными символами. Пояс замыкал символический круг, поэтому всё, что должно было быть одним целым - повязывалось поясом, например, молодожены. В предсвадебную пору девушки ткали пояса, дабы одарить всех родственников жениха на свадьбе.

Ширина и длина тканого пояса определялась многими факторами в зависимости от того, кому он предназначался - для мужчины или для женщины, для девочки или для мальчика, для праздничной одежды или повседневной, либо ритуальной. Мужчины носили пояса высоко под грудью, на поясе либо ниже пояса, а женщины - на талии.

В современной жизни пояс играет по большей части роль украшения. Однако старинные техники изготовления поясов дают большие возможности для творчества и самовыражения. Тканый пояс может быть отличным аксессуаром и к современной одежде.

По технологии изготовления ткачество поясов подразделяется на 3 вида:

на дощечках, на ниту и на станке.

Ткачество поясов на дощечках.

Наши предки использовали при ткачестве поясов в основном шерстяные и льняные нити . В современных условиях можно также использовать эти материалы, а также хлопчатобумажные нити и нити из синтетических волокон, что позволяет делать пояса яркими, необычными.

Также для работы понадобятся дощечки - рис. 1, деревянный нож для прибивания утка (рис. 2), челнок для уточной нити (рис. 3), 2 английские булавки для скрепления дощечек.

Дощечки представляют собой пластинки размером 60х60 мм, сделанные из дерева, металла или пластмассы. В каждом углу дощечки есть отверстие диаметром до 5 мм.

Ребра дощечек и края отверстий должны быть отшлифованы, иначе во время процесса ткачества нити будут быстро перетираться и рваться. Углы дощечек также необходимо скруглить и отшлифовать по той же причине.

Дощечек может быть от 4 до 30-ти и более в зависимости от необходимой ширины пояса и сложности рисунка.

Ткачество поясов на дощечках было характерно не только для белорусов, но и для многих других народов западной Европы, Древнего Египта, где также использовались дощечки с тремя и шестью отверстиями (рис. 4).

В домашних условиях дощечки можно вырезать из тонкого пластика или плотного картона, а отверстия проделать дыроколом.

Челноки для уточной нити также можно изготовить самостоятельно из пластика, плотного картона, пластмассовой линейки или жести, а также приспособить специальное рыболовное «мотовильце» (рис. 5). Наиболее удобная длина челнока - 15-20 см. На челнок нужно намотать уточную нить - это может быть либо нить, используемая для основы, подобранная в цвет кромки, либо более тонкая (льняная или синтетическая).

Изготовление поясов на дощечках сочетает в себе элементы витья (дощечки в процессе работы поворачиваются, образуя из нитей жгутики) и ткачества (жгутики фиксируются уточной нитью). Каждый поворот образовывает на поверхности пояса рисунок (рис. 6).

Процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов:

1. Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.

5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.

Осваивать технику ткачества на дощечках лучше всего на изготовлении неширокого, с несложным рисунком пояса. При этом разнообразие узоров зависит от цветового сочетания ниток основы, от направления заправки (сверху или снизу) и от направления поворота дощечек.

1. Составление заправочной схемы пояса.

Схема пояса выглядит следующим образом (рис. 7), где А, Б, В, Г представляют собой отверстия в самой дощечке (подписанные по часовой стрелке), а цифры представляют собой порядковый номер дощечки.

2. Расчет длины нитей основы.

Длина нитей основы рассчитывается по следующей формуле:
длина готового изделия + 15-20% на уработку + 30-40 см на концы пояса.
Например, необходимо соткать пояс длиной 2 метра. Соответственно, понадобятся нити длиной 2,8 метра каждая: 2 метра (длина изделия) + 40 см (20% от длины готового пояса) + 40 см (концы пояса).

3. Снование

Снование или сновка - это процесс подготовки нитей основы: упорядоченное их расположение в количестве, необходимом для изготовления определенной ширины изделия. Количество нитей каждого цвета считается по схеме. В данном случае (по сх. на рис. 7) это будет 6 нитей красного цвета и 18 - белого.

На фото виден процесс снования с помощью специального приспособления, которое вполне могут заменить домашние подручные средства.


После того, как нити отмерены или наснованы, их снимают с приспособления и разрезают. Так как нити длинные, для удобства в дальнейшей работе их надо заплести цепочкой, как при вязании крючком (рис. 8). При этом они могут перепутаются, но после процесса заправки в дощечки нити станут каждая на своё место.

Подготовив необходимое количество дощечек, разложить их на столе в ряд. Положить плетёнку перед собой на столе и продеть концы нитей в отверстия дощечек по схеме. Стрелки на заправочной схеме показывают направление заправки ниток в дощечки: наклон вправо означает, что нити в отверстие вдевают сверху, с лицевой стороны дощечки (рис. 9.1), наклон влево означает, что нити вдевают снизу, с изнаночной стороны дощечки (рис. 9.2). Соответственно, в готовом изделии жгутики из ниток будут укладываться согласно заданному направлению, образуя узор.


Итак, согласно нашей схеме все дощечки будут заправлены следующим образом (рис. 10).Когда все нити заправлены, дощечки аккуратно сложить одна на одну, не переворачивая, и закрепить двумя булавками (рис. 11).

Затем необходимо распутать плетёнку: конец сновки, с которого велась заправка, необходимо связать и закрепить на неподвижном предмете. И, постепенно распутывая нитки, дощечки продвигать вперёд. Можно помогать себе расчёской с редкими зубцами. Таким образом, все нити становятся каждая на своё место. После этого протянуть дощечки в тот конец, с которого начинали заправку.


5. Ткачество

Прикрепить один конец сновки на неподвижном предмете, нити натянуть и закрепить

2-й конец на стуле с высокой спинкой, на котором, сидя, ведётся ткачество.

Когда нитки закреплены и натянуты, дощечки приобретают вертикальное положение и нити разделяются на два слоя, образуя зев.

Снять булавки, с помощью челнока между нитями основы проложить нить утка (рис. 12) и повернуть все дощечки одновременно на 90°, так, чтобы отверстия А заняли положение отверстий Б. При этом часть ниток из нижнего зева перейдет в верхний, а из верхнего - в нижний. Получится новый зев (рис. 13). Снова проложить уток, повернуть дощечки на 90° в эту же сторону и прибить нить утка.


Выполнить полный оборот дощечек вокруг своей оси (рис. 14) - при этом образуется раппорт рисунка. Для повторения узора выполнить следующие 4 поворота с прокладыванием уточной нити между нитями основы.

В процессе ткачества нити основы одной дощечки, расположенные за ней, скручиваются между собой в жгутики. Это происходит, когда повороты дощечек осуществляются только в одном направлении. Для устранения перекручивания дощечки скрепить булавками, дальний конец сновки отвязать и распутать жгутики. Затем продолжить ткачество в том же порядке. Можно раскрутить жгутики и по-другому: путём поворачивания дощечек в обратном направлении то же количество раз. Но при этом поменяется направление раппорта узора.

На время, когда работа с поясом прекращается, дощечки закрепить булавками, чтобы нитки основы не перепутались между собой. Когда пояс готов, необходимо закрепить уточную нить и оформить концы.

Ниже даны заправочные схемы для ткачества белорусских поясов. Но существуют также различные европейские техники ткачества. В них повороты дощечек в одном зеве осуществляются в разных направлениях, за счёт чего получаются более сложные орнаментальные рисунки.

Назад в раздел: