Актуальный педагогический опыт воспитателя детского сада. Страница воспитателя Сорокиной Г.Н. Целостное описание опыта работы




Г. курсы по программе «Радуга»; 2. Участие в семинарах МДОУ города; 3. Участие в семинарах МДОУ 24, 27 г. Зеленогорска; 4.Самообразование: а) работа с методической литературой; б) изучение опыта других педагогов МДОУ, города. 5. Обмен опыта работы с педагогами МДОУ города: а) взаимопосещение мастер – классов, семинаров; б) сетевое взаимодействие г. курсы «Основы информационных технологий». Условия становления опыта:




Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через театрализованную деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованная деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.




Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. Задачи: Изучить методическую литературу по данной теме; Создать развивающую среду; Подобрать картотеку игр – диалогов по театрализации; Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи; Познакомить родителей с методикой обучения речевому творчеству.


Для успешного развития детской творческой активности в театрализации необходимы условия: Предметно – пространственная среда (наличие соответствующего оборудования для всех видов театрализованной деятельности); Дидактическое обеспечение; Методическое обеспечение; Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений; Регулярное проведение занятий и постоянство участия каждого ребёнка в различных видах, формах театрализованной деятельности; Активная позиция родителей.





«Колобок» (Пальчиковый театр) Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с воспитателем, он овладевает ценными навыками общения.Обыгрывание различных ситуаций с куклами развивает репродуктивное воображение ребёнка.


«Курочка ряба» (Кукольный театр) Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах появляются радостные искорки, слышится весёлый смех, их сердца наполняет радость от предвкушения чуда. Ведь оживший персонаж в умелых руках – это действительно маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.


Для малышей моей группы самый простой и доступный театр – это настольный театр кукол. Дети с большим интересом играют куклами настольного театра. В настольном театре фантазия не ограничивается, главное, чтобы куклы устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.





Театр шапочек Шапочки зверей дети используют в свободной деятельности. Малыши с радостью надевают шапочки. Это побуждает их изображать, с помощью жестов, изменения походки, повадки знакомых животных. Свой новый образ дети дополняют голосом, проговаривая звуки изображаемых животных.




-А. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников» «Просвещение» 1991г. -Е. Соловьёва «Кукольный театр» «Ребёнок в детском саду» 2002г. -И. Зимина «Театр и театрализованные игры в детском саду» «Дошкольное воспитание» 2005г. -М. Маханёва «Театрализованная деятельность дошкольников» «Дошкольное воспитание» 1999г. -Н. Ф. Сорокина «Играем в куколный театр» АРКТИ 2002г. -Т. Н. Доронова программа «Радуга». Научно – теоретическое обоснование опыта:


СОЗДАЛА: - РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ (РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА); - КАРТОТЕКУ ИГР – ДИАЛОГОВ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ; - ФОТОАЛЬБОМ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - СИСТЕМАТИЗИРОВАЛА МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗРАБОТАЛА: - ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. Результаты деятельности педагога


Обучение детей умениям и навыкам в театрально – игровой деятельности стимулирует речевую активность детей и обеспечивает высокий уровень развития речевых способностей (развивается морфологическая сторона речи, совершенствуется синтаксический строй речи). (Дошкольное воспитание г «Театральные занятия в детском саду») Общая оценка результатов театрально – игровой деятельности детей 3 – 4 лет

– это завершенное исследование педагогом какой-либо проблемы , например, можно выбрать следующие темы обобщения : «Развитие детского художественного творчества в рисовании у детей дошкольного возраста», «Речевое развитие ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности» , «Формирование умений и навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста», «Индивидуальный подход к детям в разновозрастной группе» , «Организация коррекционно-развивающей работы во второй младшей логопедической группе».

В опыте выделяют : цель, основные задачи, адресную направленность, актуальность, новизну; раскрывают содержательность, результативность, перспективность использования, анализируют собственные находки, эффективно влияющие на достижение положительных результатов.

Примерный алгоритм составления обобщенного педагогического опыта :

Титульный лист : полное название ДОУ в соответствии с Уставом, Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя ФИО (в Р. п.) по теме : «….» , год, город.

План (или содержание) опыта :

Главная цель опыта работы , например, цель опыта по теме «Особенности развития интонационной выразительности речи дошкольников» : выявить с помощью теоретического и практического исследования возможно правильные подходы к организации работы воспитателя по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста;

Задачи, решаемые в опыте ;

Информационные сведения об опыте : тема, сведения об авторе, перспективы и возможности использования опыта , теоретико-практические основы, технология использования разработок;

Актуальность опыта , например, актуальность опыта обусловлена тем , что проблема воспитания и развития интонационных возможностей детей при практической значимости является недостаточно разработанной. Работа над выразительностью речи, как одним из компонентов воспитания звуковой культуры речи, - важное звено в общей цепи речевого развития ребенка. Недостаточное развитие интонационной стороны речи – предпосылка для возникновения ошибок чтения и письма в дальнейшем;

Новизна опыта , например, новизна работы состоит в изучении особенностей интонационной стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями, тема в общей сложности недостаточно изучена, а роль выразительности речи важна, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц и обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего, являясь связующим звеном в системе речевой деятельности;

педагогическая технология применения опыта :

содержание работы по проблеме, например, работу по развитию выразительности речи, воспитание правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи провожу целенаправленно, последовательно, системно, по блокам : 1-ый блок – подготовительный, включает диагностику выразительности речи, 2-ой блок – творческий – базируется на инициировании педагогических идей , разработке перспективного планирования, планов – конспектов, подготовке материалов по теме, 3-ий блок – интегрированный, основан на внедрении адаптированных методик и педагогических разработок , 4-ый блок –аналитический – определение эффективности и результативности работы;

взаимосвязь темы опыта с общей методической темой ДОУ,

основные принципы,

методики,

формы работы,

диагностика как средство изучения проблемы (сравнительный анализ по периодам,

специфика или особенности работы в условиях ДОУ;

заключительная часть :

результативность, например, в результате проведенной работы выявлено, что применяемые основные направления, позитивное обследование уровневых возможностей интонационной выразительности речи, правильное определение содержания всей деятельности положительно сказываются не только на формирование интонационной стороны речи, но и на общем речевом развитии ребенка, вырабатывание навыка правильного интонирования является одной из важных задач в процессе подготовки к школьному обучению;

литература;

приложение.

Приложение включает в себя конспекты НОД по теме, консультации, работу с родителями, диагностический материал (тесты, задания, карты, планирование по теме (тематическое, календарное) .

Также важна трансляция опыта на разных уровнях : уровень ДОУ (представление на заседаниях педагогического совета , муниципальном (заседания МО, РМО, круглый стол, семинары, региональном, федеральном (семинары, конференции) . На обобщенный опыт составляется рецензия, которая предполагает объективную оценку и раскрывает эффективность проведенной работы.

Публикации по теме:

Из опыта работы. «Слоговой аукцион» (методические рекомендации …) Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский Игры со словом и звуками интересны дошкольнику.

Методические рекомендации по формированию портфолио педагога дошкольного образования ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА МБДОУ «ХХХ» (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) Данные рекомендации по оформлению портфолио педагога разработаны в соответствии.

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.

Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (пошаговое предписание) Шаг 1. Определите.

МАДОУ №49 детский сад «Светлячок» города Нижний Новгород. Два раза в неделю с октября по апрель, ребята МАДОУ №49 детский сад «Светлячок».

Рекомендации для воспитателей «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и мы остановились на понравившемся афоризме,.

Работа по обобщению педагогического опыта. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выполнила: Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад №172"
г. Иваново
Назначение: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию работу по обобщению педагогического опыта на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников".Данный материал может быть полезен воспитателям.
Цель:

Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду я предлагаю вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции. Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Актуальность темы:
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
В своей работе использую различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями.
Знакомство с профессиями.
Знакомство с государственной символикой города и других стран.
Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Требования к оформлению и представлению

педагогического опыта работы

Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2009г. предъявляет требования, «направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала» .

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.

Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.

Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.

Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения , созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.

Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.

Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
  • разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
  • создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.

Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.

Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
  2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
  3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.

Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО :

  • педагогические дневники;
  • тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
  • статьи в педагогических изданиях;
  • доклад;
  • брошюра;
  • монография;
  • методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.

Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.

Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.

Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.

От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).

Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.

Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.

Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.

Литература – в списке литературы указываются

Полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;

После тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);

Год издания без слова «год».

Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т.д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».

Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка .

Используемая литература:

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по 1.3 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009, № 593
  2. Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.09.2011,

№ 318-П

  1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. М., 2006.
  2. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. М., 2005.
  3. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост Т.С. Комарова и др. М., 2006.
  4. Волобуева Л.А. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.

Актуальность проблемы речевого развития В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению. Поэтому педагогам ДОУ необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения.


Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников 3-6 лет через пересказ художественных произведений, игру-драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе приемы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.


Задачи: Образовательная Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки, грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д.; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Развивающая Развивать умение свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между явлениями окружающей жизни и предметами. Развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка. Воспитательная Воспитывать любовь к русским народным произведениям и произведениям других народов, любовь к родному языку.


МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Наглядные СловесныеПрактические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Обобщающая беседа Рассказывание по мнемосхемам Заучивание наизусть по мнемосхемам Пересказ по мнемосхемам Игры-драматизации Дидактические игры Инсценировки Дидактические упражнения Дидактические упражнения Рассказывание с опорой на наглядный материал Рассказывание без опоры на наглядный материал




Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Цель: Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Серии картин и сюжетных картинок: Зима; Зимние забавы Мамы и детки; Дикие животные; Домашние животные; Животные на ферме Расскажите детям о хлебе Автомобильный транспорт Птицы Посуда Фрукты, овощи Наглядно–дидактическое пособие по художественному творчеству




НОД «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов - антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре. Ход занятия: Воспитатель: Дети посмотрите, что это на небе? Дети: Солнце. Воспитатель: Какое сегодня солнце? (ответы детей) Музыка 1. Солнышко встало (круговое движение перед собой) Утро настало 2. Утро настало (дети машут руками) Птицы проснулись 3. Птицы запели (руки вверх - потянулись) Дети проснулись 4. Дети проснулись (дети улыбаются друг другу) Друг другу улыбнулись Воспитатель: Ребята, а солнышко приглашает нас путешествовать! Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда в путь в страну сказок. А на чем же мы поедем? На чем можно путешествовать, предлагайте, (дети перечисляют виды транспорта). Давайте выберем поезд. А я вам помогу. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в красивый поезд. КРЕКС ПЕКС ФЕКС (дети едут), имитируя поезд с песней). Воспитатель: Вот мы и подъехали к стране сказок. Сказка, сказка-прибаутка Рассказать ее не шутка Что бы сказочка сначала Словно реченька журчала Чтоб к концу ни стар, ни мал От нее не задремал


Воспитатель: А вот и ворота сказочные, через которые мы должны пройти в страну сказок. Что бы они открылись, надо рассказать потешку. (дети рассказывают потешки, и ребята под музыку заходят в страну сказок.) Стоит домик и рядом сидит зайка и плачет. Воспитатель: Дети кто это? Дети: Это зайчик. Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей) Зайка: Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. Пришла Весна-Красна, попросилась ко мне Лиса да и выгнала меня. Помогите мне ребята. Воспитатель: Поможем Зайке. Но сначала давайте вспомним, как эта сказка называется. Дети: Заюшкина избушка. Воспитатель: А кто Зайчику хотел помочь в беде? Дети: (перечисляют: Собака, Волк, Медведь, Петух) Воспитатель: А кто из них выгнал Лису? Дети: Петушок. Воспитатель: Так давайте позовем Петушка, что бы сказка закончилась хорошо. Дети читают потешку "Петушок золотой гребешок". Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось? Воспитатель: Дети, объясните Петушку, что произошло (дети объясняют) Петушок: Вот я ее выгоню. Зайка: Спасибо вам ребята за помощь. А вот вам от нас подарок. До свидания. Воспитатель: А теперь садитесь на полянку поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слово, а вы должны сказать слово наоборот. (Игра: Чистый-грязный;Веселый-грустный; Сладкий-горький; Злой-добрый; Большой-маленький; Старый- молодой; Горячий-холодный; Легкий-тяжелый; Быстрый-медленный) Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. Воспитатель: Дети, вы слышите? (звучит музыка, поет Коза) Воспитатель: Угадали кто это поет? А для кого? И зачем? (ответы детей). Воспитатель: А кто подслушал песню? Зачем? Козлята ему открыли? А как они ему ответили? (ответы детей) Воспитатель: Тогда скажите как же называется сказка? (ответы детей)


Воспитатель: А сейчас мы поиграем в другую игру «Назови деток животных». Ребята все внимательно слушайте и отвечайте правильно. У серой мышки - маленький (ответ: мышонок) У кошки - пушистые (ответ: котята) У белки - рыжие (ответ: бельчата) У собаки - шаловливые (ответ: щенята) У коровы - ласковый (ответ: теленок) У свиньи - зубастый (ответ: поросенок) У лошади есть (ответ: жеребенок) У козы смешной (ответ: козленок) У овцы - кудрявые (ответ: ягнята) А у мамы с папой - веселые (ответ: ребята) Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. Ну а мы отправляемся дальше. Дети, мы подошли к мостику не простому, а волшебному. Нужно отгадать загадки. 1. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) 2.Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, мур-мур поет (кошка) 3. Летом шубку серую, а зимою белую, носит попрыгайчик, боязливый (зайчик) Воспитатель: Какие вы молодцы, проходите по мостику и садитесь на полянку, (дети пересказывают сказку «Теремок») Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие с солнышком? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей) Солнышко чудесное, Очень интересное, С нами пело, и играло, Нам задания давало, Но солнышку пора идти дальше И нам пора возвращаться в детский сад. (дети на «поезде» возвращаются в детский сад)


Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Основные задачи мнемотехники: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; слуховой; ассоциативной; словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.







Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В группе имеются такие игры как: «Слова наоборот» «Что случится» «Скажи правильно» «Рассказы по рисункам» «Какая, какое, какие?» «Логопедическое лото» «Профессии» «Кто в домике живет?» «Собери потешку» «Собери пословицу» «Играем в лото» «Мои первые предложения» «Большой – маленький Кто что делает» «Короткие слова» «Времена года»


С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.




Театрализованная деятельность - делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи. В группе имеются такие виды театра как: Пальчиковый театр Плоскостной театр Куклы – рукавички Используются также детские костюмы персонажей сказок.



Экскурсии как метод развития речи детей Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.


Работа с родителями Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.



Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей». Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры: "Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов существительных и прилагательных объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Воспитатель: Кошка, бывает какая? Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная... Воспитатель: Что еще бывает разноцветным? Родитель: Радуга, платье, телевизор... Воспитатель: Каким еще может быть платье? Родитель: Шелковым, новым, прямым... Воспитатель: Что еще может быть прямым? Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д. "Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ, ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО, БЫСТРО … МЕДЛЕННО…


«Мои пальчики расскажут» Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. «Пальцы – дружная семья» Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) Будем их соединять И движенья выполнять…(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.) Мы рога козы покажем(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.) И рога оленя даже… (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.) "Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье; Желтая - репа, краска, сумка; Синий - василек, баклажан, карандаш. В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».