Садом и гамора библейская история читать. История содома и гоморры. Трактовка библейской легенды

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Н.Непомнящий

СОДОМ И ГОМОРРА

Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологические исследования подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля поселился на Земле обетованной. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, переходя из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводителем во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец–основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по сути дела, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который обычно считается шумерским городом Ур в южной Месопотамии (нынешний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно тогда, как сказано в Книге Бытия (12: 1-5), Бог открыл Аврааму его судьбу. Авраам должен был покинуть Месопотамию и поселиться в Ханаане (нынешняя Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою жену и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам направился в Ханаан. После недолгого пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и занялись скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота возник конфликт из?за права пользования пастбищами, поэтому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи откочевали дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (современный Иордан), и раскинули свои шатры возле города Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наше время этот район представляет собой бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Однако во времена Лота на равнине находилось пять процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Управляемые пятью царями, они были достаточно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии постоянно упоминается о «порочности» жителей пяти городов, особенно Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую обычно принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне ясной. Но среди грехов содомитов негостеприимность занимала одно из первых мест, и их падение лишь ускорилось из?за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома потребовали, чтобы Лот вывел их на улицу, и стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, ни в коем случае не оглядываясь назад.

Лот взял жену и дочерей и покинул город, который вскоре превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась посмотреть и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые впоследствии превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что касается Авраама, то он наблюдал катастрофу с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп. Мертвое море так богато солью, что рыба не может выжить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой разнообразной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эта местность также очень богата самородной серой, которую иногда находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?

Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно найти в мифах других народов. Например, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида лишь при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожа на другую историю из античных мифов в пересказе поэта Овидия. В нем повествуется о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (ныне центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местных жителей. В отместку за дурное обхождение боги уничтожили целый город, пощадив лишь чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

На самом деле сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его обитателей, был очень популярен. За примерами не нужно далеко ходить, поэтому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Наилучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для греко–римских читателей. По всей видимости, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т. К. Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 г., истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Великим потопом.

В 1924 г. команда археологов, возглавляемая Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб–эль–Дахра обнаружила остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб–эль–Дахра» было нанесено на археологические карты Иордана.

Но лишь в 1970–е гг. археологи начали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, датируемое ранним бронзовым веком (примерно 3100-2300 гг. до н. э.).

Баб–эль–Дахра теперь известна как один из древнейших городов Палестины. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщиной около 7 м, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Но самым неожиданным открытием стало расположенное поблизости кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По различным оценкам, там похоронено около полумиллиона людей (также там найдено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало ясно, что Баб–эль–Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны повсюду в окрестностях поселения. Впоследствии Баб–эль–Дахра оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь. Вскоре после начала раскопок в 1975 г. археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, тоже усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем примерно в то же время, что и Баб–эль–Дахра, Нумерия тоже оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет.

Итак, в раскопках возникла некая закономерность. К 1980 г. Рэст и Шауб представили предварительные выводы: обнаруженные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорилось в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедленно пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они действительно собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, такая истерия не повлияла на продолжение работ, и примерно через двадцать лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же было причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Есть ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии сказано, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые античные авторы, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого погибли четыре города». (Речь идет о четырех городах, поскольку некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Но давайте учитывать еще один фактор. С древних времен известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия упоминается о «смоляных ямах» в долине Сиддима неподалеку от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из?за плававших в нем кусков битума. Их количество резко увеличивалось после землетрясений; в некоторых сообщениях упоминается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически сидели на пороховой бочке. Более того, они были построены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на планете. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано соглашается с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима примерно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».

Интересно заметить, что она написала это в 1973 г., до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д. Негев из геологической службы Израиля и К. Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери полагают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Следует обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясения, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, тайну Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но подождем отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясением в районе, расположенном к юго–востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые некогда обильно увлажнялись и были достаточно плодородны, внезапно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселялись. Жестокая засуха продолжалась около трехсот лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это лишь один маленький фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, причем многие - в результате землетрясения. Во всей Турции было сожжено или заброшено не менее 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые некогда были плодородными и хорошо орошаемыми.

Сегодня многие факты указывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Более того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Есть одна причина, которая может объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из?за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение Земли с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 г., вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясению, и к извержениям вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описывает это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особых случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались в течение веков после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, расположенные на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, уничтоженных «небесным огнем», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

5. 5. Содом – это Стабия, а Гоморра – это Геркуланум Гибель библейских городов Содом и Гоморра – это гибель известных средневековых итальянских городов Стабии и Геркуланума в результате извержений

Из книги История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] автора Москаленко Дмитрий Николаевич

Содом и Гоморра (~ 3000–2000 г. до н. э.) Дальнейшая деградация началась со 2-го тысячелетия до нашей эры с территории городов Содом и Гоморра. Это два древних города, жители которых, согласно ветхозаветным приданиям, погрязли в распутстве и были за это испепелены небесным

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Найден библейский Содом? Около года назад доктор Стивен Коллинз из Альбукерке (штат Нью-Мексико) и его сотрудники вернулись с раскопок, которые велись четыре года на восточном берегу Мертвого моря. Основываясь на своих находках (керамика, кости людей и животных,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

автора Кубеев Михаил Николаевич

Наказанные богом Содом и Гоморра С вершины Масличной горы в Кедронской долине, с колокольни «Русская свеча», можно увидеть на востоке место, где в библейские времена располагался грешный и распутный город Содом. Об этом же напоминает соляная гора высотой в 45 метров с

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

НАКАЗАННЫЕ БОГОМ СОДОМ И ГОМОРРА С вершины Масличной горы в Кедронской долине, с колокольни «Русская свеча», можно увидеть на востоке место, где в библейские времена располагался грешный и распутный город Содом. Об этом же напоминает соляная гора высотой в 45 метров с

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

Самобытный Содом Характерно, что русский политический словарь пронизан аллюзиями не просто насилия, но насилия по преимуществу гомосексуального. Может быть, поэтому оценка гомосексуальности так скандализировала страну, задев, полагаю, нечто сущностное в коллективном

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

СОДОМ И ГОМОРРА Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологические исследования подтверждают факт

Из книги Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов автора Кольцов Иван Евсеевич

Где в действительности были Содом и Гоморра? В Библии говорится, что в долине Сиддим Господь пролил дождем серу и огонь с неба на пять городов с окрестностями и людьми. Такими городами были Содом (горящий) и Гоморра (потопление, погружение). Эти города были наказаны за

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Дорога Домой автора

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Русская литература XIX–XX веков: историософский текст автора Бражников И. Л.

4.6. «Третий Рим» и петербургский Содом Тема Третьего Рима начала входить в сознание писателей Серебряного века после историософского цикла Владимира Соловьева и фундаментальной монографии В. Н. Малинина (1901 г.). Революция и крушение царской России вновь вызвали интерес к

СОДОМ И ГОМОРРА
два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как "города равнины", которые Бог уничтожил "огнем и серой". Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра - едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали. Точное местонахождение и обстоятельства уничтожения Содома и Гоморры остаются тайной. По свидетельству Библии, они располагались в южной оконечности окруженной горами впадины (Иорданская долина и Мертвое море), лежащей приблизительно на 400 м ниже у.м. Лот, избравший местом жительства плодородную долину Иордана, раскинул свои шатры близ самого Содома. В Библии рассказывается о битве четырех царей против пяти царей (Быт 14) в "долине Сиддим", где было множество асфальтовых озер (в старых переводах - "смоляных ям"). И древние авторы, и современные исследователи указывают на присутствие асфальта (или битума) в окрестностях Мертвого моря, особенно на юге. У юго-западной оконечности Мертвого моря возвышается скала, состоящая в основном из кристаллической соли; арабы называют ее Джебель-Усдум, т.е. "гора Содома". Эта соляная глыба (высотой ок. 30 м) в результате эрозии и выветривания превратилась в скалу, напоминающую человеческую фигуру. Библейская и мусульманская традиции, а также путешественники древности и наших дней отождествляют ее с Лотовой женой. Археологические находки также подтверждают локализацию Содома и других "городов равнины" в этом регионе. Баб-Эд-Дра, место паломничества, было обнаружено археологами в горах к востоку от южного побережья Мертвого моря; судя по найденной там керамике, оно особенно часто посещалось между 2300 и 1900 до н.э. Никаких поселений, где могли размещаться участники религиозных празднеств, проводившихся в Баб-Эд-Дра, ученые не нашли, хотя таковые должны были располагаться где-то поблизости. Остается только одно место, где могли располагаться злосчастные "города равнины", - под водой теперешнего южного залива Мертвого моря. Там, к югу от полуострова Эль-Лисан ("Язык"), максимальная глубина воды не превышает 6 м, между тем как к северу от полуострова эхолоты зафиксировали глубину более 400 м. Эта область некогда была плодородной равниной, называвшейся долиной Сиддим. С тех пор уровень воды в Мертвом море поднимался (сейчас он повышается на 6-9 см в год). Разрушение Содома и Гоморры Господом произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Согласно Книге Бытия (19:24-28), Господь пролил дождем "серу и огонь" на "города равнины". Современные исследования показали присутствие нефти и месторождения асфальта. Неприятный запах и испарения, которые, согласно древним авторам, поднимались от Мертвого моря и заставляли тускнеть металлы, можно объяснить действием какого-то природного газа, происхождение которого древним было, естественно, неизвестно. Тогда катастрофа разразилась оттого, что нефть и сопутствующие газы воспламенились либо от удара молнии, либо вследствие землетрясения (они не редкость в этом регионе), которое могло разрушить домашние очаги и вызвать большой пожар. Примечательно, что Авраам, находившийся близ Хеврона, мог оттуда наблюдать дым, поднимающийся над долиной, как "дым из печи", что вполне соответствует картине горящих месторождений нефти и газа. Поэтому прекращение паломничеств в Баб-Эд-Дра ок. 1900 до н.э. может свидетельствовать о времени гибели Содома и Гоморры в конце 20 в. до н.э.
ЛИТЕРАТУРА
Библейская энциклопедия. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СОДОМ И ГОМОРРА" в других словарях:

    Содом и Гоморра - Картина К. де Кейнинка. Кон. 16 в. Эрмитаж. Санкт Петербург. СОДОМ И ГОМОРРА, в Библии два города у устья реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Из Библии. Согласно Ветхому Завету, древние города в Палестине Содом и Гоморра были известны грехами, развратом, а также бесчестным отношением горожан к странникам, когда те просили у них ночлега. Терпение бога Яхве кончилось, и он решил наказать … Словарь крылатых слов и выражений

    - (евр. Sìdôm, ãmôrâh; греч. Σόδομα Γομόρρα), в ветхозаветном предании два города, жители которых погрязли в распутстве и были за это испепелены огнём, посланным с неба. Библия локализует С. и Г. «в долине Сиддим, где ныне море Солёное» (Быт. 14,… … Энциклопедия мифологии

    В Библии два города у устья р. Иордан или на западном побережье Мертвого м., жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес. Из пламени Бог вывел только Лота с семьей. Перен. беспорядок, хаос, разврат … Большой Энциклопедический словарь

    СОДОМ, а, м. (разг.). Беспорядок, шум, суматоха. Поднять с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Содом и Гоморра (значения). Уничтожение Содома и … Википедия

    Содом и Гоморра - только ед. , устойчивое сочетание Крайний беспорядок, полная неразбериха, возня, суматоха. Там же [в Германии] сейчас что делается, бомбежка какая! Содом и гоморра! (Овечкин). Синонимы: содо/м Этимология: По названию древних палестинских городов… … Популярный словарь русского языка

    В библейской мифологии два города у устья р. Иордан или на западном побережье Мёртвого моря, жители которых отличались развращённостью, за что бог (Яхве) уничтожил эти города, превратив страну в мёртвую бесплодную пустыню. Сказание о С. и … Большая советская энциклопедия

    В Библии два города у устья реки Иордан или на западном побережье Мёртвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнём, посланным с небес. Из пламени Бог вывел только Лота с семьёй. В переносном смысле беспорядок,… … Энциклопедический словарь

Мы часто встречаемся с выражением «Содом и Гоморра», однако мало кто знает о его значении и происхождении. В действительности это два города, о которых повествует библейское сказание. Согласно истории, они сгорели из-за грехов людей, проживавших там. О каких грехах идет речь? Существовали ли эти города в действительности? Ответ на эти и многие другие вопросы мы и постараемся дать в этой статье. Итак, Содом и Гоморра: значение легенда и история..

Библейское сказание

Впервые о Содоме и Гоморре упоминается как о юго-восточной оконечности Ханаана, расположенного к востоку от Газы, при этом земля здесь именуется восточным берегом Сюда пришел Лот, племянник Авраама. В Библии даже есть слова о том, что Иерусалим граничит с Содомом с южной и юго-восточной сторон. Жителей Содома называли филистимлянами или же ханакеями на еврейский манер, а царем города был монарх по имени Бер.

Согласно Библии, ко времени жизни Авраама относится и война, произошедшая между армией Кедорлаомера и войском Содома, которое впоследствии было разгромлено, а племянник Авраама - Лот оказался в плену врагов. В библейских сказаниях идет речь о том, что Содом был богатым и развитым городом, однако Господь Бог решил наказать жителей за то, что они были крайне грешны и злы, обладали множеством пороков, которые не приняли бы праведные люди. Предание повествует о том, что Бог пролил на эти города серу и огонь, чтобы уничтожить и сами земли, и их жителей за их проступки. Кроме этого, согласно Библии, были уничтожены еще Адма и Севоим, хотя на сегодняшний день нет подтверждений того, что они в действительности существовали. После пожара земля Содома была заселена потомками Лота, единственными, кому удалось избежать пожара, а называться она стала Моав.

Попытки найти города

Поскольку Содом и Гоморра широко известны даже нерелигиозным людям, множество раз предпринимались попытки больше узнать об их месторасположении и найти, наконец, доказательства того, что они существовали. Так, невдалеке от Мертвого моря, на его юго-западном берегу, находятся горы, которые состоят преимущественно из каменной соли и носят название Содомитских. Казалось бы, это должно быть как-то связано с библейским городом, однако в действительности нет достоверных данных о том, почему было выбрано именно такое название.

Интерес к библейскому сказанию настолько широк, что всего в период с 1965 по 1979 г. было предпринято пять попыток найти город, погибший из-за грехов своих обитателей, однако они были безрезультатны. История Содома и Гоморры не оставила равнодушными и российских ученых, которые совместно с иорданскими пытались обнаружить то, что осталось от древнего города.

Экспедиция Майкла Сандерса

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс стал руководителем археологической экспедиции, нацеленной на поиск уничтоженных городов. Их работы основывались на изображениях, которые были получены с американского космического корабля «Шаттл». Согласно этим снимкам, город мог находиться к северо-востоку от Мертвого моря, вопреки всем данным из Библии. Ученые полагали, что им удалось найти наиболее точное местоположение Содома, развалины которого, по их мнению, находятся на дне Мертвого моря.

Иорданская долина

Некоторые ученые также считают, что древние развалины, расположенные в Телль-эль-Хаммаме в Иордании, и могут быть тем самым библейским городом грешников. Поэтому было принято решение предпринять исследования этой области с целью подтвердить или же опровергнуть гипотезу. Раскопки под руководством Стивена Коллинза, американского ученого, которые опирались на данные книги Бытие, укрепляют предположение, что Содом находился в южной области Иорданской долины, которая со всех сторон окружена впадинами.

«Содом и Гоморра»: значение фразеологизма

Выражение это довольно широко трактуется, однако чаще всего ним обозначают место разврата, в котором пренебрегают моральными устоями общества. Бывает также, что это выражение употребляют, чтобы описать неимоверный беспорядок. От названий города Содом в русском языке появился термин «содомия», обозначающий чаще всего половые отношения между людьми одного пола, то есть мужеложество. Города Содом и Гоморра чаще всего и вспоминаются людям именно в связи с этим.

Значение фразеологизма может также подразумевать любые нетрадиционные сексуальные контакты, которые считаются аморальными в современном обществе. К таким актам относят оральный, анальный секс или любые извращения. Господь же, согласно сказанию, разрушив города, наказал грешников, чтобы показать всему миру, что ожидает тех, кто прибегнет к нетрадиционным сексуальным практикам и ослушается его.

Грех Содома и Гоморры

Согласно тексту Библии жители городов были наказаны не только за сексуальный разврат, но и за другие грехи, среди которых эгоизм, праздность, гордость и другие, но главным все же признан гомосексуализм. Почему именно этот грех признан самым ужасным, доподлинно неизвестно, однако в Библии он именуется «мерзостью» перед Господом, а сказание призывает людей «не ложиться с мужчиной как с женщиной».

Как ни странно, у столь древнего народа как филистимляне гомосексуализм был общепринятым явлением, и никто его не осуждал. Вероятно, так происходило потому, что их предками были языческие племена и народы, проживавшие в Ханаане, далекие от Согласно преданию, Господь, опасаясь, что еврейский народ тоже может перейти к такому греховному образу жизни, отправлял их в и поэтому заповедал им уничтожить города, чтобы жители их не распространялись по земному шару. В Бытии даже есть строчки, в которых говорится о том, что разврат настолько распространился в городах Содом и Гоморра, что это перешло все границы, поэтому они и должны были быть уничтожены.

Отражение в искусстве

Как и множество других мифов и легенд, история о двух городах грешников нашла воплощение в искусстве. Свое отражение эта библейская история нашла и в творчестве великой российской писательницы Анны Андреевны Ахматовой, написавшей стихотворение «Лотова жена». В 1962 году даже был снят фильм, который, по сути, является довольно свободной трактовкой библейского сказания о городе павших. Так, у в его известном цикле «В поисках утраченного времени» есть одноименный роман, повествующий о морально опустившейся буржуазии, - «Содом и Гоморра».

Картины, запечатлевшие разврат и иные грехи, тоже нередко напоминают о жителях этих городов, сжечь которые решил сам Господь. Существует не меньше десятка картин, на которых изображен племянник Авраама, Лот, и его дочери, с которыми по легенде у него были связи сексуального характера. Как ни странно, согласно сказанию инициаторами инцеста стали сами дочери, оставшиеся без мужей, которые хотели продолжить род.

Лот, племянник Авраама

Самое старое из сохранившихся полотен - это работа Альбрехта Дюрера, которая носит название «Бегство Лота». Здесь изображен старец, которого сопровождают две дочери, а вдалеке виднеется его супруга, и выглядит все довольно прилично. Однако в более поздних работах мастеров самых различных эпох и течений можно встретить кардинально иную трактовку. Так, например, работа Симона Вуэ под названием «Лот и его дочери» показывает нам уже престарелого мужчину, забавляющегося со своими полуобнаженными дочерьми. Подобные картины встречаются еще и у таких живописцев, как Хендрик Гольциус, Франческо Фурини, Лукас Кранах, Доменико Мароли и ряд других.

Трактовка библейской легенды

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра - это города, которые Господь наказал за непослушание и несоблюдение житейских законов. Как трактуется легенда сейчас? Что думают ученые о причинах гибели этих грешных городов? Сейчас некоторые ученые, которые так или иначе связаны с религией, считают, что в действительности наш современный мир погряз в пороке и разврате, но мы так к нему привыкли, что уже не замечаем этого. Они полагают, что современные люди настолько свыклись с тем, что противно Господу, что все эти извращения и пороки стали привычны. Они считают, что мы фактически находимся на пути к гибели, принимая все то, что происходит вокруг. Так, например, один из российских ученых, доктор технических наук В. Плыкин в своей книге пишет, что, не зная законов Вселенной, современные люди создали свои законы, которые, по сути, искусственные и, не являясь праведной жизнью, ведут общество к гибели.

Этот же ученый полагает, что отрицательно на моральных устоях человечества сказывается и научно-технический прогресс, который только усугубляет все и приближает людей к миру порока. Что такое Содом и Гоморра в современном мире? Некоторые также полагают, что из-за того, что люди заботятся только о том, как бы взять от жизни все, не заботясь о последствиях, человечество продуцирует отрицательную энергию. Верить или нет в такой подход, это, конечно, дело каждого. Может и не стоит перекладывать древние законы на современное общество.

Правда или вымысел?

Библейская история о городах грешников известна во всем мире. Такие пороки, как мужеложество, праздность, гордость, эгоизм стали причиной гибели городов Содом и Гоморра. Легенда повествует о народе филистимлян, которые погрязли в грехе настолько, что стали недостойны ходить по земле Господа Бога.

Сейчас, спустя столько веков после описываемых событий, невозможно сказать, существовали ли эти города в действительности, и были ли они сожжены «дождем из серы и огня» за проступки своих жителей. Было предпринято огромное количество попыток найти останки этих поселений, но в действительности ни одна из них не увенчалась успехом.

Вывод

Согласно легенде, когда два ангела пришли в город, чтобы найти хотя бы десять праведников, они увидели там только порок и разврат. И тогда Господь, разгневавшись, решил сжечь города Содом и Гоморру. Что это происходило именно так, написано в книге Бытия, но легенда остается легендой, а археологических свидетельств, которые могли бы доказать это, не найдено. Тем не менее, происходило ли такое на самом деле или это, как и множество других древних легенд, является абсолютным вымыслом, не так уж и важно. Самое главное здесь - это суметь извлечь урок из этой истории, чтобы современные люди не погрязли в таком же пороке и разврате и не были наказаны таким же образом, как и древние филистимляне, ставшие причиной сожжения Содома и Гоморры - двух городов, переполненных грешниками.

Содом и Гоморра – два очень известных в Библии города. Лот, племянник Авраама, когда-то решил поселиться в Содоме. В Бытии 13:10 сказано, что эта местность «орошалась водою, как сад Господень». Очевидно, что это была очень богатая и плодородная земля. Люди, жившие на ней, были, вероятно, богатыми, и уровень их жизни был выше, чем у людей из других местностей. Они не испытывали недостатка ни в пище, ни в воде, так как их земля была плодородна и хорошо орошалась водой. Именно это и привлекло Лота в той земле, и именно поэтому он решил жить на ней. Как говорится в Бытии 13:10: «Лот возвел очи свои и увидел», и на основании увиденного сделал свой выбор. Однако то, что мы видим прекрасным, «возведя очи», Господь может видеть совершенно по-иному (1 Царств 16:7). И то, что видел Лот, значительно отличалось от того, что видел Господь, глядя в сердца людей, живших в той земле. В Бытии 13:13 мы читаем:

Бытие 13:13
«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

В то время как Лот видел невероятно плодородную землю, Господь видел крайне нечестивые сердца. Как Он говорит в Бытии 18:20:

Бытие 18:20
«Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма».

И, в конце концов, сохранив жизнь Лоту, Господь разрушил Содом и Гоморру. Уходя из Содома, Лот получил совет от Господа, который был полностью противоположен тому, что Лот сделал в начале:

Бытие 19:17
«Когда же вывели их вон, то один из них (ангел Господень – прим. автора) сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад …»

Выбирая Содом в качестве места для жизни, Лот принял решение после того, как «возвел очи и увидел». А теперь ему нужно было спасаться бегством и не «оглядываться назад». Как только Лот ушел, Господь уничтожил эту местность.

Однако в чем заключался грех Содома? В книге Иезекииля 16:49-50 сказано, что увидел Господь:

Иезекииль 16:49-50
«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности , и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их».

Я был поражен, когда увидел, что «пресыщение и праздность» стоят в одном ряду с гордостью в списке «беззаконий Содома». И хотя гордость обычно порицается, по крайней мере, внешне, к остальным двум порокам – пресыщению (пищей) и праздности (когда люди живут, ничем не занимаясь) – отношение совсем другое. Как раз наоборот, зачастую даже христиане считают их своей целью. Конечно же, мы не имеем в виду, что нам нужно быть измученными и голодными. Однако, несмотря на то, что говорит нам мир, мы НЕ ДОЛЖНЫ стремиться к пресыщению и безделью. Мы должны стремиться к Господу, Его Слову и Его целям. Смыслом и целью нашей жизни должны быть не праздность и богатство, а исполнение Божьей воли. Мы должны стремиться к тому, чтобы познавать самим и помогать другим узнать Отца и Его Сына Иисуса Христа. И как Содом и Гоморра были стерты с лица земли, так и этот мир когда-то придет к концу. И как Господь вывел Лота из того места, прежде чем разрушить его, так и нас Он заберет из этого мира, прежде чем сделать с ним то же, что сделал с Содомом и Гоморрой.

Так давайте же будем готовы и бдительны. Господь грядет. И «так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится… Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Луки 17:28-33).