Эдвард Мунк – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм – Art Challenge. Созревание (картина) Эдвард мунк переходный возраст

ФРАНК ХЁЙФЁДТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА - ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. ЭТА КАРТИНА - ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов - это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Обе эти крайности актуальны для понимания контекста, в котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.


АВТОПОРТРЕТ «А-ЛЯ МАРАТ». 1908-1909. 81 × 85

Мунк вырос в столице Норвегии - Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет; у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался - в частности, в 1890-х годах - к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1 . При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» - произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

«РУССКИЙ» ПЕРИОД
Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог - в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», - это был решительный разрыв с языком реализма. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям 2 . Отказавшись от перспективы и от моделирования объема, он пришел к композиционной форме, близкой к иконе; в самой фактуре работы явственно заметны следы долгого и трудоемкого рабочего процесса. Официальные критики не приняли работу, довольно жестко отозвавшись о ней, так что после этого Мунк стал своего рода enfant terrible в плеяде молодых художников.

Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании - надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга 3 . Русская литература в то время завоевала огромный авторитет, и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», - напишет он в письме к другу 4 . Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена? Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании - не только тогда, но и сейчас». В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

ФРАНЦИЯ
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Следующие три зимы он провел во Франции. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой, ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю».В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера - это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, сделанными в первый период его пребывания за границей, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков.

В изображении парижских бульваров и улицы Карла Юхана -центральной магистрали в Кристиании - Мунк начал применять импрессионистические и пуантилистские живописные приемы, а французской Ривьере досталась вся чувственная красота, доступная его палитре.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» - пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм - это природа, вылепленная состоянием души» 5 . Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна - они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского; критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах, и в словах 6 .

БЕРЛИН
В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Следует грандиозный скандал, после которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» - среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» - картины, изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.

Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт - именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги - солнце садилось... Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Самая, пожалуй, известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций; при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине - ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» - ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка; это не удивительно, ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе», или знаменитая «Мадонна». «Лунный свет скользит по твоему лицу - полному земной красоты и боли, - пишет Мунк в сопроводительном тексте. - Ибо Смерть протягивает руку Жизни - такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, - комментировал Обстфелдер. - На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе».

ГРАВЮРЫ И ПАРИЖ
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Еще одна известная литография берлинского периода - это «Автопортрет с рукой скелета». Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником. Имя и год, вписанные сверху, прочитываются как эпитафия, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori - рукой скелета в нижней части работы. Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона - и это вряд ли простое совпадение, тем более что работа Валлоттона - портрет Достоевского.

Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, - подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I"Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7 . «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», - такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» - комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», - сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
На рубеже XIX и XX веков - времени беспрестанных экспериментов - Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Одно из них - «Метаболизм» - было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем - возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, декоративных и вместе с тем чувственных, являет собой вершину скандинавского символизма. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» - пожалуй, свой самый любимый сюжет.

УСПЕХ И КРИЗИС
В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно, он приобретает определенную известность в Германии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику - жест поистине бесценный. Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями: Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.

Летние сезоны в 1907 и 1908 годах Мунк провел в Варнемюнде на побережье Балтийского моря. Там был реализован важный для него проект «Купальщики» - провокативное изображение мужской силы. Работа была выполнена в конструктивной сезанновской манере. Однако его личный кризис достиг в это время критической точки, и Мунк был вынужден согласиться пройти лечение в клинике в Копенгагене, где он провел восемь месяцев.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Возвратившись в конце концов в 1909 году в Норвегию, Мунк обосновался в прибрежном городке Крагерё. Творчески соприкасаясь с окружающей его реальностью, Мунк смело и энергично переносил на свои полотна открывающиеся его взору изрезанные берега и сосновые леса. Национальная галерея в Кристиании приобрела значительное количество его работ, ознаменовав тем самым запоздалое признание на родине.

В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.

В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Новое проявление нашла и никогда не ослабевавшая в нем приверженность творчеству Генрика Ибсена: значительное число рисунков связано с «Пер Гюнтом», ксилографий - с «Борьбой за престол», а целый ряд рисунков, произведений печатной графики и живописных работ более или менее эксплицитно связаны с пьесой «Йун Габриэль Боркман». Еще один заметный цикл работ Мунка - поздние автопортреты. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету», или «Человеческая гора». Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, - подчеркивал Мунк в письме Тиису. - Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов; Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым»; самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») . «Djasvlene» - датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. В комнате за спиной старого художника - его работы, они озаряются золотым светом. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах; та же фигура изображена -дважды - на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.


В предыдущей заметке мы познакомились с историей Национальной галереи (Nationalgalleriet ), которая входит в состав Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet ). Поговорили о ее коллекции и упомянули основные шедевры. Прогулялись по десятку залов, посвященных старому западноевропейскому искусству, в том числе скандинавскому. Узнали таких светил норвежской живописи, как глава романтического направления Юхан Кристиан Даль и представитель реализма Кристиан Крог. Однако пора посмотреть на более современную, менее традиционную живопись.

В этом крыле Национальной галереи нас ждут как интернациональные звезды, так и выдающиеся норвежские художники, в том числе главное достояние музея — Мунк. Но пойдем по порядку.

В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты , в том числе Эдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917). Во второй половине XIX века именно Париж стал столицей современной художественной жизни, городом, куда стекались художники изо всех уголков мира. Для удовлетворения растущего спроса создавались частные художественные галереи и школы искусств. Более радикально настроенные художники создавали собственные выставочные центры, протестуя против узости и буржуазности господствующего направления в искусстве.

Эдгар Дега. Маленькая балерина 14 лет (ок. 1879)

Эдуард Мане , хотя и вышел из реализма, совершенно по-новому подходил к изображению традиционных мотивов и сцен городской жизни, а также отличался от предшественников более шероховатой, эскизной манерой письма. Творчество Мане было источником вдохновения для многих норвежских художников, и не в последнюю очередь для уже знакомого нам Кристиана Крога, чья картина «Портрет шведского художника Карла Нордстрёма » (Den svenske maleren Karl Nordström ) (1882) привлекла наше внимание в этом зале.

Кристиан Крог. «Портрет шведского художника Карла Нордстрёма»

Импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919) дальше развивали мотивы и технические приемы Эдуарда Мане. Они предпочитали работать на пленэре, чтобы наблюдать и воспроизводить переменчивые эффекты света и цвета. Эти художники знали, что любая сцена меняется непрерывно, не только с изменением времен года, но от минуты к минуте, и пытались уловить это мимолетное впечатление. Импрессионисты отказались от академических сюжетов и стали отдавать предпочтение будничным сценам домашней жизни, отдыха или прогулок на природе.

Эдгар Дега. «Утренний туалет» (1890-е)

В этом же зале можно увидеть работы Сезанна, Ван Гога и Гогена .

Гоген. «Бретонский пейзаж с коровами» (1889)

В частности, стоит обратить внимание на поздний «Автопортрет» Ван Гога, написанный в 1889 году, за год до смерти художника. На этой картине с болезненным колоритом представлен образ душевно надломленного человека, с замкнутым, подозрительным взглядом. В этот момент Ван Гог переживал депрессию: его картины не продавались, и ему по-прежнему приходилось жить за счет брата. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха. Впоследствии этот эпизод сочтут признаком душевного расстройства, которое и привело Ван Гога к самоубийству. Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни.

Ван Гог. «Автопортрет» (1889)

Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) — с картиной «Улица Лафайет » (Rue Lafayette ) (1891). Более знаменитые работы Мунка мы еще увидим, а сейчас перед нами одна из его ранних, малоизвестных картин. В 1889 году Мунк получил стипендию от норвежского государства и отправился в Париж, где познакомился с современными художниками, ощутил ритм и пульс большого города. Именно это ощущение мегаполиса передано в данной картине, изображающей вид на оживленную парижскую улицу. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным). Создаётся атмосфера бурной, пульсирующей жизни, которую наблюдает отстраненная фигура на балконе. Весной 1891 года Мунк снимал квартиру на Rue Lafayette , 49, и на картине, вероятно, изображен как раз вид из этого дома.

Эдвард Мунк. «Улица Лафайет» (1891)

В следующем зале, который озаглавлен «: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере. В 1880-х годах реалистичные полотна, создаваемые на пленэре, получили особое распространение в скандинавских странах. Многие художники совершали путешествие в Париж, чтобы научиться у своих французских коллег-импрессионистов работе на открытом воздухе. Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас. Правдивость стала считаться главной целью художника, и многие живописцы теперь находили мотивы в своем непосредственном окружении и уделяли особое внимание передаче света и атмосферных эффектов. Эти новые идеалы требовали серьезных навыков, наблюдательности и умения работать на высокой скорости.

Фриц Таулов. «Зима» (1886)

Некоторые норвежские художники, как, например, Фриц Таулов (Frits Thaulow ) (1847-1906), находили вдохновение в образах зимней природы и не боялись работать прямо на морозе. Другие, как норвежский художник-пейзажист Густав Венцель (Gustav Wentzel ) (1859—1927), предпочитали создавать реалистичные изображения интерьеров и сцен домашней жизни, тщательно выписывая все детали.

Густав Венцель. «Завтрак. Семья художника» (1885)

Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов : повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров. В период национального романтизма в середине XIX века популярными темами художественного творчества стали крестьянская жизнь и народная культура. Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни». Они стали изображать реалистичные и эмоционально наполненные сцены повседневных трудностей и лишений, с которыми сталкивается простой народ.

Выдающийся норвежский пейзажист и жанрист Эрик Вереншёлль (Erik Werenskiold ) (1855-1938) работал в губернии Телемарк, создавая пейзажи и жанровые картины на темы крестьянской жизни, вдохновленные французскими импрессионистами. В Национальной галерее можно увидеть его известную картину «Крестьянские похороны » (En bondebegravelse ) (1883-1885). Сельские похороны изображены здесь на фоне жизнерадостного светлого пейзажа, и этот контраст дополнительно подчеркивает трагичность события.

Эрик Вереншёлль. «Крестьянские похороны» (1883-1885)

Кристиан Крог, о котором мы уже неоднократно говорили, не раз проводил лето в датском приморском городе Скаген вместе с другими скандинавскими художниками. Но кроме морских пейзажей его весьма привлекали интерьерные сцены. Небольшие, камерные, яркие по колориту картины Крога вводят нас в повседневную жизнь простых людей, бедных рыбаков.

Кристиан Крог. «Больная девочка» (1880-81)

Из работ Крога в этом зале обратите внимание на картины «Больная девочка» (Syk pike ) (1880-81) и «Плетение косы » (Håret flettes ) (ок. 1888) (эта мастерски выполненная работа относится как раз к периоду пребывания в Скагене и знаменует этап более зрелого творчества под влиянием знакомства с французским искусством).

Кристиан Крог. «Плетение косы» (ок. 1888)

Датский художник Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring ) (1854-1933), один из видных представителей скандинавского символизма и социального реализма, также часто изображал крестьянскую жизнь и сельские пейзажи. Картина «В месяце июне » (I juni måned ) (1899) проникнута особенным настроением. Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик, и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. Вдалеке виднеется крестьянский двор. Но, как и в других произведениях Ринга, перед нами не просто изображение реального мира: в картине присутствуют элементы символизма. Рассеивание семян одуванчика можно трактовать как магический ритуал: женщина олицетворяет плодородие, рождает новую жизнь. Между прочим, первый ребёнок художника появился на свет в том же году, когда была создана эта картина.

Лауриц Андерсен Ринг. «В месяце июне» (1899)

Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов : интерьеры и портреты». Возвращаясь домой после обучения в Париже, скандинавские художники стремились найти темы для картин в своей непосредственной окружающей среде. Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми. Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур. Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги. Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты. Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer ) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин. Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов. В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы » (Syende kvinne ved lampelys ) (1890).

Гарриет Баккер. «Шитье при свете лампы» (1890)

Датский художник Вильгельм Хаммершёй (Vilhelm Hammershøi ) (1864-1916) предпочитал изображать интерьер своей собственной квартиры в Копенгагене. Там он создавал полные тишины и покоя меланхоличные картины с одинокими фигурами, отличающиеся почти монохромной гаммой, с особым вниманием к строгости композиции и световым эффектам. В этом зале демонстрируется его картина «Коллекционер монет » (Myntsamleren ) (1904).

Вильгельм Хаммершёй. «Коллекционер монет» (1904)

Художники-портретисты, такие как знакомый нам норвежец Кристиан Крог, его жена художница Ода Крог (Oda Krohg ) (1860-1935) и шведский художник Рихард Берг (Richard Bergh ) (1858-1919), часто создавали портреты своих друзей и близких.

Рихард Берг. «Герда. Портрет жены художника» (1895)

Ода Крог (урожденная Ода Лассон) училась у Эрика Вереншёлля и Кристиана Крога, а в 1888 году стала женой последнего. В 1880-х и 1890-х годах она была центральной фигурой в кружке норвежской богемы («богема Кристиании»), куда входили Кристиан Крог, Эдвард Мунк, Ханс Егер, Яппе Нильсен и другие.

Ода Крог. «Японский фонарик» (1886)

Следующий большой зал поражает особенной атмосферой, которую создают магические полотна насыщенной синей гаммы на фоне белой стены. Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения » 1890-х годов. Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте — Moodpainting ) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе; это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века. Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна, используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. Многие из них в поисках своих корней селились в небольших деревнях, ближе к нетронутой природе, где создавали поэтичные пейзажи.

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Летом 1886 года ряд норвежских живописцев собрался на ферме Флескум (Fleskum ) недалеко от Осло. Это собрание, получившее название Fleskumsommeren , положило начало неоромантизму в норвежском искусстве. Эйлиф Петерссен (Eilif Peterssen ) (1852-1928) и его ученица Китти Хьелланн (Kitty Kielland ) (1843-1914) написали здесь лирические картины, передающие настроение летней ночи.

Китти Хьелланн. «Летняя ночь» (1886)

Норвежские художники Харальд Сольберг (Harald Sohlberg ) (1869-1935) и Хальфдан Эгедиус (Halfdan Egedius ) (1877-1899) создавали атмосферные символистические пейзажи.

Харальд Сольберг. «Зимняя ночь в Рондане»

Очень впечатляют картины Сольберга «Летняя ночь » (Sommernatt ) (1899), «Зимняя ночь в горах» («Зимняя ночь в Рондане») (Vinternatt i fjellene/Vinternatt i Rondane ) (1914) и «Цветочный луг на севере » (En blomstereng nordpå ) (1905).

Харальд Сольберг. «Цветочный луг на севере»

Именно фантастические пейзажи гор Рондане в средней Норвегии и улиц города Рёрус стали визитной карточкой творчества Харальда Сольберга, ярчайшего представителя символистического пейзажа в норвежской живописи. «Зимняя ночь в Рондане» — самая известная работа Сольберга. Он создал несколько версий этой картины. Пейзажи Сольберга запоминаются необыкновенно яркими, светящимися красками и меланхолической атмосферой. Они уносят в какой-то потусторонний мир. Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души».

Харальд Сольберг. «Летняя ночь»

Из работ Хальфдана Эгедиуса в зале можно увидеть картину «Мечтатель » (Drømmeren ) (1895), изображающую задумчивого норвежского художника по имени Торлейв Стадсклейв (Torleiv Stadskleiv ).

Хальфдан Эгедиус. «Мечтатель»

Также хорош «Портрет Мари Класен » (Mari Clasen ) (1895), написанный Эгедиусом смело и мощно, с сочными, глубокими красками и превосходными эффектами светотени. Портрет лишен романтической сентиментальности, которая часто встречается в изображениях нарядно одетых крестьянских девушек. Перед нами бойкая, знающая себе цену Мари Класен, дочь зажиточного фермера из губернии Телемарк. Художник познакомился с ней в 1892 году, и она стала его возлюбленной, хотя молодые люди так и не поженились. Эгедиус скончался в 1899 году в возрасте 22 лет из-за актиномикоза. А через несколько месяцев умерла от туберкулеза Мари. Разве можно в это поверить, глядя на ее светящийся портрет?

Хальфдан Эгедиус. «Портрет Мари Класен»

Отметим еще картину Эгедиуса «Девушки танцуют » («Танец в большой комнате») (Dans i storstuen ) (1895). Наряду со всеми вышеперечисленными полотнами, эта работа была создана художником плодотворным летом 1895 года, которое он, как и следующее, провел в Телемарке, наблюдая за сельской жизнью и проникаясь крестьянской культурой. Картины этих двух лет относятся к лучшим произведениям норвежской живописи.

Хальфдан Эгедиус. «Девушки танцуют»

В этом же зале выставлено несколько произведений самого, пожалуй, знаменитого норвежского скульптора Густава Вигеланна (Вигеланда) (Gustav Vigeland ) (1869-1943), автора замечательного парка скульптур в Осло.

Густав Вигеланн. «Танец»

Это, в частности, бронзовая композиция «Мать с ребенком » (Morogbarn ) (1907) и ранняя работа «Танец» (Dans ) (1896).

Густав Вигеланн. «Мать с ребенком»

Наконец переходим в зал Эдварда Мунка (Edvard Munch ) (1863-1944), самый большой и популярный зал в этом крыле. Здесь представлены самые известные картины Мунка, созданные им в 1880-1919 годах.

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается. Это, бесспорно, самый известный норвежский художник. Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм , а картина «Крик », одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма». Экспрессионизм знаменовал рождение нового искусства, направленного не на поверхностное отображение реальности, а на выражение субъективных переживаний, бьющих через край эмоций восторга, тревоги, боли, разочарования или страха. Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора. Отсюда — субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины.

Жизнь Мунка, его личные переживания и воспоминания нитью проходят через всё его творчество. Многие из его лучших работ построены на травматическом опыте его детства. В 1890-х годах он начал работать над циклом «Фриз жизни» (Livsfriesen ) — серией картин на темы жизни и смерти, сексуальности и страха. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами у моей колыбели и с тех пор сопровождали меня всю жизнь », — писал Мунк . «В нашем роду только болезни и смерть. Мы с этим родимся » .

Эдвард Мунк. «Больная девочка» (1885-1886)

Его мать умерла от туберкулёза, когда мальчику было пять лет, а сестра Софи — когда ему было тринадцать, от той же болезни, в 1877 году. Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn ) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой — их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад. Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены. Облагороженное смертью лицо девушки повернуто к свету, оно словно сливается с ним, превращается в свет. В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел », — сказал как-то Мунк о своих работах.

Эдвард Мунк. «Больная девочка» (1885-1886) (фрагмент)

Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Døden i sykeværelset ) (ок. 1893). Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Справа стоит тетка Карен Бьёльстад, которая взяла на себя ведение хозяйства в семье Мунков после смерти своей старшей сестры, матери Эдварда. На заднем плане изображен отец художника с молитвенно сложенными руками, которые символизирует и набожность, и бессилие: будучи по профессии врачом, доктор Кристиан Мунк, вероятно, чувствовал себя возле умирающей дочери вдвойне беспомощным. Мужская фигура ближе к центру картины — это, видимо, сам Эдвард. На переднем плане сидит его сестра Лаура со сложенными на коленях руками, а сестра Ингер стоит лицом к нам. В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса.

Эдвард Мунк. «Смерть в комнате больного» (ок. 1893)

В картине каждый погружен в себя, персонажи предельно замкнуты, физический контакт между ними отсутствует и в комнате господствует мрачная, подавляющая атмосфера. Сцена тщательно скомпонована, в ней нет ничего лишнего. Темные одежды персонажей и ядовито-зеленые стены комнаты усугубляют гнетущее впечатление.

На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet ) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях. За ее спиной нависает, как призрак, тяжелая, непропорционально большая, зловещая тень, создающая ощущение угрозы. Мы чувствуем страх девушки от того, что в ее теле просыпаются какие-то неведомые, пугающие силы, пробуждается сексуальность. Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине.

Эдвард Мунк. «Переходный возраст» («Созревание») (1894-95)

Еще одна картина Мунка, вызвавшая много шума, — «На другой день» (Женщина после бурной ночи) (Dagen derpå ) (1894-95). Полуобнаженная женщина с расстегнутой на груди блузой лежит на кровати. Рядом — стол с бутылками и стаканами. Рука и волосы откинуты в сторону зрителя. Наконец женщина может поспать. Когда в 1908 году Национальная галерея в Осло купила эту картину, один из ведущих критиков написал: «Отныне горожане не смогут водить своих дочерей в Национальную галерею. Доколе пьяным проституткам Эдварда Мунка будет разрешено отсыпаться с похмелья в государственном музее

Эдвард Мунк. «На другой день» (1894-95)

В 1895 году Мунком был написан «Автопортрет с сигаретой» (Selvportrett med sigarett ). Мунку тогда был 31 год. Художник изобразил себя лицом к зрителю на фоне неясного темного фона. Его лицо и руки освещены ярким светом, как будто он выступает из тьмы, полной странных теней. Пристальный взгляд художника обращен на самом деле не на зрителя, а внутрь себя. Его фигура освещена снизу, и вместе с размытым фоном и дымом от сигареты это придает картине атмосферу таинственности. Возможно, здесь нашло отражение увлечение Мунка мистикой под влиянием Стриндберга. За пару лет до создания этой картины Мунк жил в Берлине, где был участником интернационального богемного кружка, куда входили Густав Вигеланн, Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Все они были завсегдатаями артистического кафе «У чёрного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel ). Именно Пшибышевский написал первую биографию Мунка, а женой Пшибышевского, Дагни Юль, увлекались в том числе Мунк (она неоднократно ему позировала) и Стриндберг.

Эдвард Мунк. «Автопортрет с сигаретой» (1895)

Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jæger ) (1854-1910). Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк. На портрете Мунка Ханс Егер представлен как надменный отстраненный человек, который небрежно откинулся на спинку дивана и словно бы изучает нас сквозь очки. Постепенно Мунк дистанцировался от богемного кружка Егера, но продолжал относиться к старшему товарищу и его идеалам с уважением.

Эдвард Мунк. «Портрет Ханса Егера» (1889)

Одной из главных тем в творчестве Эдварда Мунка были отношения между мужчинами и женщинами, причем женщина зачастую предстает как пугающее существо, носительница смерти. У художника было множество коротких романов, но ни одну свою связь с женщинами он не вспоминал с радостью или благодарностью. «Мунк говорил о них как о странных и опасных крылатых существах, пьющих кровь из своих беспомощных жертв. Любовный эпизод юности, когда ему отстрелили сустав пальца, вызвал к жизни весь скрывавшийся в нем страх. Он боялся женщин. Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они — хищные звери » . Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины — это улыбка смерти » .

Эдвард Мунк. «Мадонна» (1894-95)

Одна из известнейших картин Мунка на эту тему — «Мадонна» (Madonna ) (1894-95) из цикла «Фриз жизни». Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker ). Был и другой вариант названия: «Зачатие». Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт. Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный — как страсть, боль, жизнь. Этот нимб вместе с названием картины рождают религиозные аллюзии, создающие удивительный контраст с явно эротической темой полотна. В то же время религиозные элементы подчеркивают экзистенциальную серьезность изображенного. В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Культ сильной роковой женщины, подавляющей мужчину, придает фигуре монументальные размеры, но одновременно делает ее образ дьявольским, вампирообразным. Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского.

На картине «Пепел » (Aske ) (1894) мы видим женщину в светлом платье на темном фоне вертикальных древесных стволов. Ее широко открытые глаза, растрепанные волосы и распахнутый лиф говорят нам, что произошло в лесу. Руками она схватилась за голову, и вся ее фигура выражает отчаяние, но одновременно некую победоносную силу. В нижней левой части картины изображен мужчина, повернувшийся к женщине спиной, погруженный в себя. Герои уже не касаются друг друга: лишь длинный рыжий волос протянулся до плеча мужчины.

Эдвард Мунк. «Пепел» (1894)

«Я чувствовал, что наша любовь лежит на земле как куча пепла », — написал Мунк на литографическом варианте этой композиции. Картина полна контрастов и напряжения: открытые и замкнутые формы, прямые и извилистые линии, темные и светлые цвета. «Пепел» — одна из самых пессимистичных работ Мунка на тему отношений мужчины и женщины. Мужчина, как это часто бывает у Мунка, показан более слабой, проигравшей стороной. Здесь, очевидно, нашел отражение личный опыт художника, который всю жизнь боялся женщин.

Картина Мунка «Меланхолия » (Melankoli ) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. Произведение существует в нескольких версиях. Данный вариант был написан в 1892 году. На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке. Мужчина на переднем плане отвернулся от них. Его голова и понурые плечи четко выделяются на фоне бледного пляжа, а форме головы вторят большие валуны на берегу. Из цветов преобладают меланхоличные оттенки голубого, лилового и бежевого, смягченные летней ночью. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации.

Эдвард Мунк. «Меланхолия» (1892)

Предполагают, что главный персонаж картины — друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. В прессе поднялась настоящая буря критики, но главное, что эти дебаты привлекли внимание публики и ценителей искусства к Мунку и его творчеству. Так что скандал в каком-то смысле принес художнику успех, и у него появилось много почитателей. Уже через несколько лет критики, в том числе немецкие, стали к художнику куда более благосклонны, хотя широкая публика продолжала находить его работы странными.

На полотне Мунка «Лунный свет» (Måneskinn ) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Наше внимание привлекает необычный столб лунного света, варианты которого встречаются в нескольких картинах Мунка; горизонтальный противовес лунной дорожке и строгой вертикали деревьев образует извилистая линия побережья. Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда » ).

Эдвард Мунк. «Лунный свет» (1895)

Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (Åsgårdstrand ), где Мунк часто проводил лето. Это место он очень любил. Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus , сейчас музей). Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов. «Береговая линия в Осгорстранде, маленькие домики и узкие крутые улочки многое ему говорили. Здесь он нашел свой пейзаж, линии, условия, которые лучше соответствовали состоянию его духа » . «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде », говорил Мунк .

Еще одно полотно Мунка, навеянное пейзажами Осгорстранда, — «Девушки на мосту » (Pikene på broen i Åsgårdstrand /Pikenepå bryggen ) (ок. 1901), которое знаменует начало нового этапа в творчестве художника. Картина была создана в самом начале XX века после того, как Мунк вернулся из путешествия в Италию под впечатлением от ренессансного искусства. Его палитра стала ярче, чем в картинах 1890-х годов. Мы видим трех девушек в красочных платьях, облокотившихся на перила моста. На заднем плане дом, большое дерево, отражающееся в воде, и полная желтая луна. Изображенный на картине дом существует и сегодня.

Но, хотя композиция топографически точна, яркие цвета, извилистые формы и загадочные фигуры совершенно преобразуют сцену, так что перед нами скорее «внутренний пейзаж», отражение психологического состояния художника.

Эдвард Мунк. «Девушки на мосту» (ок. 1901)

Весь этот лирический пейзаж светлой летней ночи проникнут таинственной, нереальной атмосферой, будто это происходит во сне. Картина навевает чувство ностальгии, горьковато-сладкого прощания с невинным прошлым. Искаженный, уплывающий в бесконечность мост и дорога намекают на уход, движение, как в пространстве, так и во времени. Композиция по обыкновению была выполнена Мунком в нескольких вариантах. Это был один из его излюбленных мотивов.

Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans ) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. «Танец жизни» — ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. Центральное место занимает женщина в ярко-красном платье, которое обвивается вокруг ног ее партнера по танцу, так что они становятся одним целым. По бокам стоят две одинокие женщины, одна молодая и свежая, в белом платье с цветами, другая — бледная, осунувшаяся, одетая в черное. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. Виднеющийся вдали пляж, с его извилистой береговой линией и характерным морским ландшафтом, навеян видами всё того же Осгордстранда. Персонажи на переднем плане, имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею).

Эдвард Мунк. «Танец жизни» (1899-1900)

Возможно, Мунк написал эту картину под влиянием пьесы датского писателя-символиста Хельге Роде (Helge Rode ) «Танец продолжается» (Dansen gaar ), где описана похожая сцена. Эту пьесу художник впервые прочитал в 1898 году и потом хранил в своей библиотеке. Женские образы справа и слева от танцующей пары напоминают возлюбленную Мунка, рыжеволосую Туллу Ларсен (Tulla Larsen ). Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности. Женщины на переднем плане символизируют три стадии: юность и невинность; эротизм и привязанность; и, наконец, старость и уход. Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом.

Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик» , которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik . Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году. Это самая ранняя версия, выполненная маслом. Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год, и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur , то есть «Крик природы». На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fühlte das Geschrei der Natur » («Я почувствовал крик природы»). Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. Главное для художника — передать эмоцию. Персонаж обхватил голову руками, его рот раскрыт в беззвучном вопле, а волнообразные линии пейзажа словно повторяют контуры слабой фигуры, обвивая ее чудовищными извилинами. От картины веет всепоглощающим страхом. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения.

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)

Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. «Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и взглянул на фьорд — солнце садилось, и облака стали кроваво-красными. Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Я написал картину, написал облака как настоящую кровь. Цвет вопил » (запись в дневнике, 1892 год) . Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика»: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу » . Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми.

Несмотря на предельное упрощение пейзажного фона, в нем можно распознать реальное место: вид на Осло и Осло-фьорд с холма Экеберг. «Крик» был впервые продемонстрирован публике на персональной выставке Мунка в Берлине в 1893 году. Это была одна из главных картин цикла «Фриз жизни».

Всего Национальной галерее в Осло принадлежит 58 картин и акварелей Мунка, 160 оттисков и 13 рисунков. В рамках постоянной экспозиции демонстрируется лишь часть этой коллекции, в основном около двух-трех десятков наиболее известных картин.

После зала Мунка нам осталось посмотреть несколько залов искусства начала XX века. Один из них посвящен норвежскому модернизму 1910-1930-х годов. В тот период центром модернизма был Париж, и многие скандинавские художники посещали школу Анри Матисса. Из-за Первой мировой войны большинство из них были вынуждены прервать обучение и вернуться домой, однако после окончания войны они вновь направились в столицу Франции. Хаосу войны художники пытались противопоставить большую объективность, они отказались от романтической индивидуалистической самоуглубленности экспрессионистов.

Жан Хейберг. «Брат и сестра» (1930)

Для модернистов 1920-х годов на первый план вышло стремление создать ясный, конкретный предметный мир. Представителями этого нового течения в норвежском искусстве были Пер Крог (Per Krohg ) (1889-1965), Хенрик Сёренсен (Henrik Sørensen ) (1882-1962), Жан Хейберг (Jean Heiberg ) (1884-1976) и Аксель Револьд (Axel Revold ) (1887-1962).

Пер Крог. «Лесорубы» (1922)

Зал «Современная классика: от Пикассо до Леже , 1900-1925 год» посвящен интернациональному искусству. Этот период в европейском искусстве был отмечен множеством авангардных течений, в том числе различных форм экспрессионизма и кубизма. Париж оставался мировой художественной столицей, и сюда стекались в поисках вдохновения художники из всех стран.

Модильяни. «Портрет мадам Зборовской» (1918)

Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). В 1905 году, который стал поворотным для его творчества, Матисс был признан лидером нового движения — фовизма. Представители этого стиля создавали картины в экспрессивном стиле, используя резкие мазки и энергичные, яркие краски. Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный. Пикассо научился конструировать формы из небольшого числа простых компонентов и при этом создавать объем и пространство. Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина » (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества. Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой.

Пикассо. «Мужчина и женщина» (1903)

Наконец, последний зал посвящен абстрактному искусству. Здесь много довольно забавных экспонатов, в том числе неожиданно интересных скульптур из разных материалов.

Национальная галерея, Осло, Норвегия

В частности, демонстрируются работы датско-немецкого художника Рольфа Неша (Rolf Nesch ) (1893-1975) («Мыслитель » (1944), «Аттила » (1939-40) и др.) и датчанки Сони Ферлов Манкоба (Sonja Ferlov Mancoba ) («Скульптура в виде маски» (1939) и др.).

Больная девочка

Крик Отчаяние

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. Дебют молодого художника состоялся в 1883 году: на второй Осенней художественной выставке в Осло была представлена его картина Девушка, подкладывающая в печь дрова , выполненная в реалистическом духе, под явным влиянием Крога.

В 1886 году Мунк получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, Больная девочка . Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти.

Самая известная работа Мунка - картина Крик . Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась Отчаяние . Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве.

Pubertet Холст, масло. 151.5 × 110 см Национальная галерея , Осло Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1894 года

На картине изображена худенькая обнажённая девочка лет четырнадцати, сидящая, скрестив руки на коленях, на неприбранной постели. Комната залита светом, но фигура девочки отбрасывает на стену непропорционально большую и тёмную тень. Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также её «фаллическую » форму. Это внутреннее напряжение усиливается позой девочки, прикрывающей руками низ живота словно в попытке защититься от собственной пробуждающейся сексуальности, и пристально-настороженным взглядом её широко открытых глаз . Ульрих Бишофф отмечает, что «в период работы Мунка над этой картиной в моду вошли полотна с юными натурщицами, оставлявшие привкус легкой непристойности, однако зловещая тень в сочетании с хрупкой нежностью девочки совершенно исключает подобное истолкование картины Мунка» . Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» (фр. La plus belle amour de Don Juan ) Фелисьена Ропса , также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса . Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу; Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни », где темы сексуальности и страха стали центральными. Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году . По сообщению биографа Мунка Атле Нэсса, на выставке эта картина спровоцировала небольшой скандал: тени, проложенные по ногам девочки, были красноватого оттенка, и некоторые приняли эти пятна за менструальную кровь. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину .

Как и многие другие картины Мунка, «Созревание» существует в нескольких вариантах, включая рисунки и гравюру.

В культуре

  • Картина, наряду с «Криком », упоминается в романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах? ». Беглая женщина-андроид изображена стоящей перед «картиной с изображением совсем юной обнажённой девушки, сидящей на краю кровати» с «выражением изумления и благоговейного страха». Главный герой романа, охотник за беглыми андроидами, покупает для неё альбом с репродукцией этой работы.

Напишите отзыв о статье "Созревание (картина)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Созревание (картина)

– Ну вот, пусть он это смотрит, – тихо прошептала Стелла. – А я покажу тебе, что было дальше...
Чудесное видение тихого семейного счастья исчезло... а вместо него появилось другое, жестокое и пугающее, не обещающее ничего хорошего, а уж, тем более – счастливого конца.....
Это был всё ещё тот же бело-каменный город, и тот же, уже знакомый нам, дом... Только на этот раз всё вокруг полыхало в огне... Огонь был везде. Ревущее, всё пожирающее пламя вырывалось из разбитых окон и дверей, и охватывало мечущихся в ужасе людей, превращая их в кричащие человеческие факелы, чем создавало преследовавшим их чудовищам удачную живую мишень. Женщины с визгом хватали детей, пытаясь укрыться с ними в подвалах, но спасались они не надолго – спустя короткое время хохочущие изверги тащили их, полуголых и отчаянно вопящих, наружу, чтобы насиловать прямо на улице, рядом с ещё не остывшими трупиками их маленьких детей... От разносящейся по всюду копоти почти ничего не было видно... Воздух был «забит» запахами крови и гари, нечем было дышать. Обезумевшие от страха и жары, прятавшиеся в подвалах старики вылазили во двор и тут же падали мёртвыми под мечами жутко гикающих, носящихся по всему городу на конях, звероподобных диких людей. Вокруг слышался грохот копыт, звон железа, и дикие крики, от которых стыла в жилах кровь...
Перед моими глазами, как в кино, проносились страшные, холодящие сердце картинки насилия и зверских убийств... Я не могла на всё это спокойно смотреть, сердце буквально «выпрыгивало» из груди, лоб (как если бы я была в физическом теле!..) покрывался холодной испариной, и хотелось бежать, куда глаза глядят из этого ужасающего, чудовищно-безжалостного мира... Но, взглянув на серьёзно-сосредоточенное личико Стеллы мне стало стыдно за свою слабость, и я заставила себя смотреть дальше.
Мы оказались внутри того же самого дома, только сейчас всё в нём было полностью разбито и уничтожено, а посередине одной из комнат, прямо на полу, валялось мёртвое тело доброй няни... Через разбитые окна с улицы слышались душераздирающие женские крики, всё перемешалось в ужасном кошмаре безысходности и страха... Казалось, весь мир вдруг почему-то сошёл с ума... Тут же мы увидели другую комнату, в которой трое мужчин, тяжело навалившись, пытались привязать к ручкам кровати, вырывающуюся из последних сил, светловолосую жену рыцаря Гарольда... А его маленький сын сидел прямо под той же кроватью, сжимая в своих малюсеньких ручках, слишком большой для него, папин кинжал и, закрыв глаза, сосредоточено что-то шептал... Никто во всей этой сумасшедшей суматохе никакого внимания на него не обращал, а он был так странно и «неподвижно» спокоен, что сперва я подумала – с малышом, от всего этого ужаса, случился самый настоящий эмоциональный удар. Но очень скоро поняла, что ошиблась... Как оказалось, ребёнок, попросту, из последних сил пытался собраться для какого-то, видимо очень решительного и важного шага...
Он мог свободно дотянуться до любого из насильников, и я сперва подумала, что бедный малыш, думая ещё совершенно по-детски, хочет попытаться как-то защитить свою несчастную маму. Но, как оказалось, этот крошечный, насмерть напуганный мальчонка, был в своей, ещё детской, душе настоящим сыном рыцаря, и сумел сделать самый правильный и единственный в тот жуткий момент вывод... и решился на самый тяжёлый в его коротенькой жизни, шаг... Каким-то образом, наконец, собравшись, и тихо прошептав «мамочка!», он выскочил наружу, и изо всех своих детских силёнок.... полоснул тяжеленным кинжалом прямо по нежной шее свою бедную мать, которую уже никак по-другому не мог спасти, и которую он всем своим детским сердечком беззаветно любил....

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.