Какие виды музыкальных инструментов существуют? Почему одни музыкальные инструменты называются духовыми, а другие – ударными? Русские народные музыкальные инструменты Перкуссия в современной музыке

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Какие виды музыкальных инструментов существуют? Почему одни музыкальные инструменты называются духовыми, а другие – ударными?

Музыкальные звуки можно извлечь из самых разных предметов. Однако лучшие музыкальные инструменты делают из тщательно отобранных материалов, наиболее пригодных для получения чистого звука нужного диапазона.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image002_58.gif" alt="Подпись:" align="left hspace=12 alt=" width="174" height="162">Современная классификация музыкальных инструментов принадлежит Хорнбостелю и Заксу, где они подразделяются по материалу и способу звукополучения. Полная классификация содержит более 300 категорий.

Древнейшие музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита и неолита. Их начальные функции – магическая, сигнальная и другие. Современные музыкальные инструменты подразделяются на различные классы и семейства по способу изготовления, извлечения звука, материалу изготовления и другим признакам. Существуют духовые, клавишные, струнные, ударные, электромузыкальные музыкальные инструменты. Также инструменты делятся на самозвучащие, мембранные струнные и духовые, а также на щипковые, фрикционные, ударные и т. д


Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам, по материалу по конструкции, по способам извлечения звука. В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется гобой, кларнет по материалу изготовления на деревянные: флейта, фагот, и медные: труба, кларнет, туба.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, кларнет, гобой, фагот, курай и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычки в нём деревянные). К медным духовым инструментам относятся труба, тромбон, валторна, туба

К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон , баян, гармонь

Флейта (от немецкого Flote) - деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 веке, продольная флейта (блок флейта, затем флежолет) была вытеснена поперечной, которая с 18 века стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бэмом в 1832 г. и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Флейта большая (Flauto - итальянский, Flote - немецкий, Flute - французский) - духовой инструмент, деревянный или металлический, реже костяной; состоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной или флейта траверс (Flute traversiere), в отличие от флейты a beс, которую держат во время игры как кларнет; эта последняя вышла из употребления. Кроме вышеупомянутых двух отверстий, флейта имеет 11 дырочек, из которых 6 закрываются пальцами, а 5 - клапанами. Прикладывание пальцев к дырочкам и клапанам называется аппликатурой. При всех закрытых дырочках флейты дает наиболее низкий звук. Более высокие ноты получаются с помощью звуков натуральной гаммы, добываемых от нот в первой октаве вследствие сжимания губ (пропускающих воздух). Низкий регистр у флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый звук; средний и особенно верхний регистры сильнее. Звуковой характер флейты - мелодический, поэтичный, но ему не хватает теплоты. флейта- один из древнейших инструментов, постоянно совершенствовавшийся. Особенного развития флейта достигла в XIX в., благодаря трудам Бема. Среди группы деревянных духовых инструментов флейта - самый подвижный виртуозный инструмент. В оркестре пишут преимущественно две партии флейты. Флейту не следует применять постоянно в оркестре, во избежание монотонности. Кроме большой флейты есть и другие флейты, например терц-флейта, звучащая на малую терцию выше обыкновенной. Кварт флейта - на кварту выше, октава-флейта, или малая флейта (пикколо) - на октаву выше, Es-флейта - на малую дециму выше, flute d"amour - звучащая на малую терцию ниже большой. Из всех этих видов флейт, кроме большой, на практике применяется малая октавная флейта.

Фагот (итальянский fagotto, буквально - узел, связка) – деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й половине 16 века. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот (Fagotto или Bassone - итальянский, Basson - французский, Fagott - немецкий) - духовой деревянный инструмент. Басовый гобой имеет длинную трубку, котороя согнута пополам и связана, это и дало этому инструменту название фагот (fagot по-французски - связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде буквы S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Фагот изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, фагот получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Он имеет большое значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Лучшие регистры - низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника фагота схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. Фагот весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко он применяется для небольшого соло. Кварт фагот - увеличенный - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писаной ноты. С введением контрафагота, в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, кварт фагот вышел из употребления.


Труба, (итальянский. tromba) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к середине. 19 века.

Труба (tromba, clarino, множественное число clarini - итальянское, Trompete - немецкое, trompette - французское.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части трубы помещается мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки. Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка трубы согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид трубы довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Труба - инструмент военный. В опере труба была впервые применена в начале XVII столетия, в «Орфее» Монтеверди. Трубы бывают натуральные, издающие только звуки натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные трубы бывают различных величин, а потому различных строев. На некоторых трубах строи меняются с помощью машинок или кронов. Труба - инструмент преимущественно транспонирующий. Общий характер трубы энергичный, воинственный, светлый. От вкладывания в раструб демпфера (род пробки) звук значительно ослабляется. Низшие звуки трубы - глухие, средние - поддаются всем нюансам, от piano до fortissimo, Верхние звуки - преимущественно склонны к forte. Выдерживаемые, но не слишком продолжительные ноты, мелодии и пассажи. Преимущественно гармонические (разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере трубы. Быстрое повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного удара языка (Schmetterton) весьма доступно для трубы. В оркестре применяют преимущественно две трубы. Для трубы выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная труба вытеснена трубой с вентилями или хроматическою Trompette a piston, Ventiltrompete. От вентилей труба приобрела хроматическую гамму, но потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный

Тромбон (итальянский. trombone, увеличительное от tromba - труба) – духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (раздвижной тромбон или цуг тромбон). Существуют и вентильные тромбоны. Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - немецкий.) - металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, похожий на чашечку в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть тромбона называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от сдвигания - повышается. тромбоны бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый, теноровый, басовый. Написанные для тромбона. партии звучат как пишутся. Тромбон более других способен к быстрому исполнению. Тенорный тромбон наиболее употребительный из трех, как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто заменяет в оркестре басовой или альтовый. Тембр на всем протяжении инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии этого тромбона не следует придавать большой подвижности. Басовый тромбон - инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый тромбон заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового тромбона пишется в альтовом ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового - в басовом. Нередко, однако, все партии трех тромбонов пишутся на одной нотной системе. Применяя все три тромбона вместе, следует стараться, чтобы они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие сочетания. В сжатом расположении тромбоны дают сильную звучность, в широком - звучат мягче. Соло для тромбона в оркестре применяется редко. К этой цели более подходит теноровые..gif" alt="Подпись: Гобой" align="left" width="114" height="30 src=">название по первой низкой ноте его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах тромбона эти ноты не упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает еще три хроматических педалевых звука ниже.

Гобой(от французского hautboy, высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, гекельфон.

Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д"амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Английский рожок - увеличенный альтовый гобой в строе фа.

Кларнет (французский clarinette, от латинского clarus - ясный (звук)) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале. 18 века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый. Он имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, 102" height="39" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white">

Валторна (от немецкого Waldhorn, букв. - лесной рог, итальянское. corno) – духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

Современный внешний вид валторна приобрела в 1815 году, когда длинная труба была скручена в несколько витков; тогда же у инструмента появились три клапана. При помощи этих клапанов валторнист может взять любую ноту диапазона от contra H до F во второй октаве.

Туба (латинское tuba - труба) – самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована туба в 1835 году в Германии.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image020_30.gif" alt="Подпись:" align="left" width="138 height=40" height="40">Саксофон изобретён Адольфом Саксом в Бельгии. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой параболическую трубку с клювообразным мундштуком и одинарной тростью. Духовой музыкальный инструмент. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image022_4.jpg" alt="b_302i" align="left" width="218" height="162 src=">Идиофоны - инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

https://pandia.ru/text/78/218/images/image024_3.jpg" alt="k_281i" align="left" width="217" height="162 src=">Деревянные идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из дерева - деревянная коробочка, темпле-блоки, ксилофон.

126" height="54" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white"> Ударные инструменты существую с неопределенной высотой звучания , среди них: Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр. Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки,

флексатон и т. д. С определенной высотой звучания , то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др. Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий

Кастаньеты

Литавра (литавры) (от греческого. polytaurea; итальянское. мн. ч. timpani, немецкое. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной,

часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

В состав симфонического оркестра входит с 17 в., обычно употребляются 2 и более литавр.

Колокольчики, оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image028_26.gif" alt="Подпись:" align="left" width="162 height=78" height="78">Ксилофон (от ксило... и греческого phone - звук, голос), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. Распространен у многих народов, главным образом в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В профессиональной европейской музыке с начала 19 века; современные разновидности - маримба, тубафон.

Барабан, ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

Бубен ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Кастаньеты (испанское castanetas), ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространен в Испании, Италии, странах Латинской Америки. Различают народные и оркестровые кастаньеты.

Музыкальные инструменты делятся на ударные и духовые по способу излечения звука. Одни для получения звука используют колебания, возникающие при ударе друг о друга металлических или деревянных предметов, другие – колебания волн воздуха из легких человека при прохождении его внутри музыкального инструмента. Отсюда их названия Ударные произошли от слова ударять, а духовые – от слова дышать. Более древними считаются ударные так как их устройство намного проще устройства духовых инструментов.

первый музыкальный инструмент – пастушью дудку – изготовил бог Пан. Однажды на берегу он выдохнул сквозь тростник и услышал, как его дыхание, проходя по стволу, произвело печальное причитание. Он разрезал ствол на неравные части, связал их вместе, и вот уже у него был первый музыкальный инструмент!

1899 г. Михаил Александрович Врубель «Пан»

Истина в том, что мы не можем назвать первый музыкальный инструмент, так как все первобытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с каким‑то религиозным значением, и зрители становились ее участниками. Они танцевали, барабанили, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музыка составляла значимую часть жизни людей.

Легенда о Пане и тростнике позволяет предположить, как человек додумался до того, чтобы сделать столько разнообразных музыкальных инструментов. Возможно, он имитировал звуки природы или использовал ее предметы вокруг себя, чтобы создавать свою музыку.

Первые музыкальные инструменты были ударными (типа барабана).

Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки.

В 2009 г экспедицией под руководством археолога Николаса Конарда из Тюбенгенского университета были обнаружены остатки нескольких музыкальных инструментов. В ходе раскопок в пещере Холс Фельс в Германии учёным удалось обнаружить четыре костяных флейты. Самая интересная находка - 22-х сантиметровая флейта которой 35 тысяч лет.
Флейта имеет 5 отверстий для извлечения звуков и мундштук.
Данные находки показывают, что уже неандерталец умел изготавливать музыкальные инструменты. Данное обстоятельство позволяет нам по иному взглянуть на мир первобытного человека, оказывается, что музыка в его мире играла далеко не последнюю роль.

Наконец, человек изобрел простую лиру и арфу, от которых пошли смычковые инструменты. Лира была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно мифу, лира была изобретена Гермесом. Для ее изготовления Гармес использовал панцирь черепахи; для рамы-рога антилопы.

В средние века крестоносцы привезли из походов много удивительных восточных музыкальных инструментов. Скомбинированные с народными, уже существовавшими тогда в Европе, они развились во множество инструментов, которыми сейчас пользуются для воспроизведения музыки.

http://www.kalitvarock.ru/viewtopic.php?f=4&t=869&p=7935
http://www.znajko.ru/ru/kategoria4/233-st31k3.html
http://otvet.mail.ru/question/14268898/