Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила. Грузинский феномен отношения к еврейству Где в грузии живут грузинские евреи

Пропавшие Колена Израиля (עֲשֶׂרֶת הַשְּׁבָטִים, асерет ха-шватим) — часть народа Израиля, которая была уведена ассирийцами и вавилонянами в плен. Следы пропавших 10 колен теряются, и судьба их неизвестна. В исторических книгах Библии перечислены места расселения изгнанников, где они пребывают «до сего дня». Одни учёные считают, что пропавшие колена сформировали восточные еврейские общины — от них идут евреи Кавказа, Ирана, Средней Азии, Ирака. Другие учёные полагают, что пропавшие колена ассимилировались и растворялись в среде местного населения.
Иосиф Флавий писал, что «десять колен пребывают за Евфратом до сих пор и столь многочисленны, что их невозможно исчислить».

Одно из племён, которое претендует на происхождение от Иссахара - грузинские евреи.

Грузинские евреи (груз. ებრაელი самоназв.картвели эбраэли) — этнолингвистическая группа евреев. Самоназвание народа (картвели эбраэли ед. ч.).

Евреи в Грузии
В грузинской исторической традиции основным является мнение, что первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э.

Возможно евреи прибывали на территорию Грузии из Вавилонии. В 539 г. до н. э. южная часть Грузии вошла в состав древнеперсидской державы Ахеменидов (558-330 гг. до н. э.). Очевидно, из Южной Грузии евреи постепенно расселились по другим областям страны. Сведения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточногрузинского государства Картли) в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале 4 в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.

Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в 6 в., видимо, из Византии, и о последующей миграции 3 тысяч евреев оттуда в Восточную Грузию.

В конце 9 в. в Грузии возникла еврейская секта, отрицавшая некоторые положения Галахи, в том числе положения о половых и пищевых запретах. Основатель секты Абу-‘Имран Муса (Моше) аз-За‘фарани прибыл в Тбилиси (Тифлис) из Вавилонии и получил известность как Абу-‘Имран ат-Тифлиси, а секта в целом, просуществовавшая по меньшей мере 300 лет, была известна как Тифлисская секта.

Биньямин из Туделы в 70-х гг. 12 в. писал, что евреи Грузии прибывают к эксиларху в Вавилон, «чтобы получить от него рукоположение и владычествование, и приносят ему дары и подношения». Из путевых записок Птахии из Регенсбурга второй половины 12 в. можно заключить, что часть евреев «Страны Араратской» (то есть Закавказья) эмигрировала в другие страны. Птахия отмечает также, что во время пребывания в Багдаде он видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому». Возможно, что «мешехом» Птахия называет одно из грузинских племен — месхи.

В 12 в. Аврахам Ибн Дауд называет Грузию в числе стран, где иудаизм был раббанитским, а не караимским. К 11-12 вв. относится хранившийся до 1930-х гг. в синагоге местечка Лайлаши (Северо-Западная Грузия) манускрипт Пятикнижия, который почитали не только грузинские евреи, но и христианское население, приписывая ему чудотворную силу.

Марко Поло, посетивший Тбилиси в 1272 г., когда город находился под владычеством монголов, говорит, что нашел там лишь очень немногих евреев.

В 14 в. упоминается еврейская община в городе Гагра, на берегу Чёрного моря, которую возглавлял рабби Иосеф ат-Тифлиси. В тот же период в Гагре жил учёный филолог рабби Иехуда бен Я‘аков, автор своеобразного сочинения по грамматике языка иврит, носящего следы влияния караимской грамматической школы.

Возможно в результате монгольского нашествия часть евреев переселилась из Восточной и Южной Грузии в другие страны. Так, в начале 14 в. в городе Тебризе (Северо-Западный Иран) жил еврейский законоучитель по имени Иеша‘яху бен Иосеф ат-Тифлиси, который написал там в 1330 г. сочинение под названием «Сефер Ган Эден» («Райская книга»).

Во второй половине 19 в. в Грузии отмечено шесть кровавых наветов, что в этот период было наивысшим числом не только в пределах Российской империи, но и во всем мире. Самым известным из них было обвинение девяти грузинских евреев из городка Сачхери в убийстве с ритуальными целями христианской девочки накануне праздника Песах 1878 году. Суд над ними, проходивший в Кутаиси и вошедший в историю под названием «Кутаисского процесса», привлек внимание всего цивилизованного мира. Обвиняемые были признаны невиновными, но тем не менее, уверенность местного населения в том, что евреи пользуются христианской кровью при изготовлении маццы, не была поколеблена. Другие случаи кровавых наветов в Грузии второй половины 19 в. отмечены в 1852, 1881, 1882, 1883, 1884 гг. В 1895 г. евреи Кутаиси подверглись жестокому погрому. В 1913 году шайка, во главе которой стоял заместитель кутаисского губернатора, занималась систематическим вымогательством денег у евреев; некоторые, отказавшиеся платить, были убиты.

В сентябре 1998 года в Грузии широко праздновалось 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов.

В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита.

Общая численность грузинских евреев — 200 тысяч человек. Из них в Израиле проживает около 120 тысяч, в Грузии — 13 тысяч, в США — 5 тысяч. Живут грузинские евреи и в России.

ЕВРЕИ В ГРУЗИИ: 26 ВЕКОВ ВМЕСТЕ

Леонид Эйчис

История евреев Грузии начинается уже вскоре после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Все 26 веков их жизни на этой благодатной земле - уникальная часть всемирной истории еврейского народа. Нельзя утверждать, что община совсем никогда не подвергалась преследованиям, ущемлению религиозных и этнических прав, не знала общественного и политического антисемитизма, но объективно говоря, эти несчастья, кроме того что были локальны, никогда не бывали инициированы грузинами. И это принципиально отличает историю евреев, живших среди грузинского народа. Такой наиважнейший фактор и возможность отстаивать свои религиозные и национальные права привели к историческому повороту в политике ГССР в отношении репатриации евреев в Израиль.

Активное национальное самосознание евреев, сложившееся благодаря доброжелательному моральному климату Грузии, нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 1970 годов. Надо сказать, у Грузии давно сложились хорошие отношения с государством Израиль. И в трудный для Грузии период 1992-1993 годов Израиль одним из первых иностранных государств открыл свое посольство в Тбилиси и начал посылать туда гуманитарные грузы: медикаменты, одежду, продукты питания, различное оборудование.

В сентябре 1998 года Грузия праздновала 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов. Такая значительная дата была отмечена на государственном уровне крупными торжественными мероприятиями.

«Это одно из важнейших исторических мероприятий, на которых мне довелось присутствовать за весь период моей деятельности», – заявил на состоявшейся 9 сентября 1998 года встрече с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе глава израильской делегации, ныне президент Израиля Моше Кацав. – Мы еще не можем полностью оценить огромное значение этого мероприятия, ведь мы говорим об истории 26-векового мирного сосуществования...»

Сегодня в Грузии по разным данным от 8 до 12 тысяч евреев, большинство из них проживает в столице. В Тбилиси две синагоги, ашкеназская и сефардская, есть ешива-колель «Ор Эмет», школа-хедер «Тиферет Цви». Большую работу ведет религиозная еврейская община, возглавляемая главным раввином Грузии Ариэлем Левиным.

Как и в странах СНГ, с общиной работают представительства Еврейского агентства и «Джойнта», благотворительные организации «Рахамим» и «Хэсэд». Действуют здесь и общеобразовательные школы, и детские сады, и, конечно же, ульпаны. Открыты Еврейский университет, Институт социальных работников.

Хедер в Грузии. 1970-е годы.

Но вернемся к уникальной дате, которую три года назад отметили грузинский и еврейский народы. Первое упоминание о евреях в Грузии содержится в летописи «Картлис цховреба», она-то и связывает их появление в стране с разрушением Первого Храма (586 год до н.э.). Древнейшее археологическое свидетельство пребывания евреев на территории Грузии – могильные камни с надписями на арамейском и древнееврейском языках близ бывшей столицы Грузии Мцхеты, датируемые III–IV веками. К сожалению, очень мало сохранилось сведений о судьбе грузинских евреев в средние века, нет подробных описаний их жизни в эпоху независимости и процветания Грузии (1089–1213), начавшуюся при царе Давиде Строителе. Впрочем, Марко Поло, посетивший эту землю в 1272 году, отмечал, что «в Тифлисе живут христиане – грузины и армяне, а также мусульмане и евреи».

Евреи в Грузии традиционно занимались торговлей: среди них было много лавочников и коробейников. Некоторые кустарничали, многие держали коров, овец, обрабатывали небольшие сады и виноградники. Те, кто не владел имуществом, часто получали от феодала дом и участок земли, право торговать и служить приказчиком в хозяйской лавке.

Натан Элиашвили в своей книге об истории грузинских евреев (1926) утверждал, что грузины по природе своей гостеприимны и сердечно приветствуют у себя в стране каждого пришельца. Принять евреев с почестями они считали своим моральным долгом, поскольку полагали, что любимая и чтимая грузинским народом царская династия Багратидов еврейского происхождения.

В первой половине ХIХ века в Грузии наблюдался экономический расцвет, который естественным образом ощутили и евреи. Прокладка шоссейных и железных дорог, расширение портов, развитие промышленности и сельского хозяйства способствовали оживлению торговли, что привело к значительным демографическим изменениям. Целые общины переселились из сел в города. Новые общины возникли в Сухуми, Поти, Батуми, вдоль всего Черноморского побережья. Значительно выросла весьма малочисленная тогда община Тбилиси.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в тбилисской синагоге на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

Включение Грузии в состав Российской империи в 1801 году изменило экономическое, политическое и общественное положение евреев. Сначала они приветствовали российское правление, но вскоре ощутили его антисемитизм. Юдофобские настроения принесли в Грузию царские чиновники и русская православная церковь. Сложилась атмосфера фанатичного мракобесия: начались обвинения в ритуальных убийствах, вызвав волну антиеврейских выступлений и актов насилия.

Были в присоединении Грузии к России и положительные аспекты: постепенно установились связи между грузинскими и российскими еврейскими общинами. Указ 1804 года, включавший Кавказ в черту оседлости, позволил селиться в Грузии российским евреям. Их привлекали широкие экономические возможности и мягкий климат. Ашкеназские евреи обладали профессиями, так или иначе способствовавшими проникновению в Грузию русско-еврейской культуры: среди них были фармацевты, врачи, портные, ювелиры, часовщики, а также поставщики российской армии.

Общение между местными и приезжими евреями поначалу было весьма ограниченным. Они не знали языков друг друга, их разделяла стена неприятия. Наладить подлинное сотрудничество двух еврейских общин впервые попытались сионисты. Вообще идеи сионизма начали распространяться среди грузинских евреев уже во второй половине ХIХ века, благодаря чему сотни семей выехали в Эрец Исроэль. В 1897 году в Грузии возникла первая сионистская организация, которую создали приверженцы движения «Хаскала».

Как бы ни складывалась жизнь грузинских евреев, какие бы веяния ни ощущались, определяющей в ней всегда была роль Эрец Исроэль. Натан Элиашвили писал: «Любовь и стремление к Эрец-Исраэль было глубоким. Всю жизнь еврей мечтал уехать в Эрец Исроэль или хоть раз увидеть ее своими глазами, или умереть там на склоне лет».

Святая земля имела первостепенное значение и для христианской Грузии. Столетиями грузины-христиане совершали паломничество в Палестину, строили там церкви, монастыри. Грузинские монастыри появились на горе Синай, в Вифлееме, в Иерусалиме, самым популярным среди них считается иерусалимский монастырь Святого Креста, где по преданию похоронен Шота Руставели, величайший грузинский поэт ХII века.

С обретением независимости в 1918 году свободная Грузия просуществовала три года до падения меньшевистского правительства в марте 21-го, а когда пришли большевики, евреи поверили в обещанные ими блага. И начало действительно было впечатляющим: власти не вмешивались в религиозную жизнь, открывались еврейские школы, культурные центры. Затем наступили иные времена. Репрессии 1937 года, конечно же, не обошли и грузинских евреев. Не обошли их и национально-религиозные преследования, проводившиеся на всей территории Советского Союза, которые в годы войны несколько ослабли, но затем возобновились едва ли не с удвоенной силой. Волна антисемитизма, поднявшаяся в СССР в начале 50-х годов, привела к многочисленным арестам среди еврейской интеллигенции Грузии. Было арестовано немало религиозных активистов.

Главные раввины России и Израиля на мероприятии, посвященном 2600-летию совместного проживания грузинского и еврейского народов. Сентябрь 1998 года.

В 1950-е годы экономическое развитие Грузии ускорилось, и материальное положение евреев стало улучшаться. В 60-х годах сотни евреев обучались в вузах, шли в науку, промышленность, искусство и вскоре заняли в обществе видное положение. При этом большинство сохраняло религию и традиции своих предков. Несмотря на более чем полувековое коммунистическое господство грузинские евреи по сей день продолжают соблюдать завет обрезания, собственный свадебный ритуал, законы кошерности, они отмечают Субботу и все еврейские праздники. Общины Грузии всегда заботились о кошерной пище, выпечке мацы и финансовой поддержке синагог, чего в период советской власти не наблюдалось в российских общинах.

Борьба грузинских евреев за право выезда в Израиль стала одним из важных факторов, которые привели к исторической перемене в политике советского правительства по отношению к еврейской эмиграции. В 1969 году 18 семей первыми из евреев СССР обратились в Комиссию по правам человека при ООН. Активное пробуждение национального самосознания евреев нашло свое отражение в массовой эмиграции начала 70-х годов, когда в Израиль из Грузии выехали около 30 тысяч человек.

Уже после распада СССР многие грузинские евреи побывали у своих родственников в Израиле, а те стали бывать в краях, где родились. Это оказало большое воздействие на различные стороны жизни евреев Грузии: возросло национальное самосознание, активно стала развиваться культура, в еврейскую жизнь вовлекается больше молодежи. В то же самое время уехавшие из Грузии ощущают свою глубокую связь с грузинским народом и солидаризуются с его борьбой за самоопределение. В Израиле они составляют крепкое братство и сохраняют грузинский язык.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ

ГРУЗИ́НСКИЕ ЕВРЕ́И (самоназвание эбраэли), этническая группа евреев в Грузии. В начале 1990-х годов в Грузии жило около 14 тысяч грузинских евреев, в дальнейшем это число значительно сократилось в связи с эмиграцией в Израиль. Многочисленная колония грузинских евреев живет в Израиле. Они говорят на грузинском языке, многие владеют русским языком и ивритом (см. ИВРИТ) . Верующие - иудаисты.
Предположительно евреи поселились в Грузии в 169 году, когда они основали в Мцхете свою колонию. Эти сведения подтверждаются археологическими данными. В средневековой Грузии грузинские евреи находились в крепостной зависимости, занимались сельским хозяйством, ткачеством и крашением, часть - торговлей вразнос и другими отхожими промыслами. С отменой крепостного права в Грузии (1864-1871) грузинские евреи стали переселяться в города (Тбилиси, Кутаиси) и заниматься торговлей, ремеслами - сапожным, шапочным, дубильным. Среди грузинских евреев, занятых в торговле, сформировался жаргон киврули, включающий многие корни слов из иврита.
По данным переписи 1897 года, в Российской империи насчитывалось более 6 тысяч евреев, назвавших родным грузинский язык. По переписи 1926 года, в СССР насчитывалось более 21 тысячи грузинских евреев, причем 96,6% назвали грузинский язык родным. Предпринимаемые с 1928 года попытки поселить часть грузинских евреев в Крыму и на Дальнем Востоке потерпели неудачу. По переписи 1970 года, в СССР насчитывалось 43 тысячи евреев, назвавших грузинский язык родным. В дальнейшем численность грузинских евреев сокращалась за счет эмиграции в Израиль.
Грузинские евреи составляют самобытную общину с особым укладом жизни и четко выраженной национально-этнической самоидентификацией. Они говорят грузинском языке, у них грузинские имена и даже фамилии имеют грузинские окончания (чаще –швили и –ели). Традиции и быт грузинских евреев во многом сходны с грузинскими, в частности одежда, мебель, свадебная церемония. Лишь несколько песен религиозно-ритуального значения исполняется на иврите. Грузинские евреи празднуют Новый год и даже Рождество, но соблюдают еврейские традиции: религиозную церемонию обрезания, совершеннолетия (Бар Мицва и Бат Мицва), правила бракосочетания и похорон. Мальчики, готовясь для церемонии Бар Мицва, изучают иврит, но часть Торы напевается на грузинском языке. У грузинских евреев сильны семейные связи. Взрослые дети стараются жить с родителями или по соседству.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ" в других словарях:

    Грузинские евреи … Википедия

    - יהודים Альберт Эйнштей … Википедия

    Грузинские евреи (эбраэли) грузино еврейский этнос, сформировавшийся на территории Грузии из иудеев, мигрировавших в этот район в разные исторические эпохи, начиная с эллинистических времён. Говорят на диалекте грузинского языка (иудео… … Википедия

    Горские евреи Общая численность: 110 тысяч (оценка) Расселение: Израиль: 50 70 тыс … Википедия

    На территории современного Азербайджана функционируют три еврейские общины: 1 Община горских евреев, проживающих в основном в Губе (поселок Красная Слобода) и Баку; 2 Община евреев ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в… … Википедия

    Евреи Альберт Эйнштейн Рамбам Голда Меир Эмма Лазарус Общая численность: 13,6 млн. Расселение … Википедия

Можно ли представить, что мир оказался без евреев и чудовищные планы Гитлера сбылись? Мир без Альберта Эйнштейна и Франца Кафки, без Чарли Чаплина и Аркадия Райкина, без Зигмунда Фрейда и Михаила Ботвинника… И многих-многих других славных сынов маленького еврейского народа, который внес огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Как невозможно представить мир без евреев, так и невозможно представить Грузию без евреев. Многонациональная страна, в которой, кажется, евреи жили всегда. Два года назад в Грузии широко, с размахом отмечалось 26-ти вековое совместное проживание грузин и евреев на этой благодатной земле.

Вместе и в горе, и в радости

"Историческое деяние бывает закончено не только, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков".

Стефан Цвейг, писатель (еврей по происхождению).

"Почему я не уехал в Израиль"

Любопытно, что в Израиле репатриантов, евреев из Грузии, называют не евреями, а грузинами. Конечно, эти люди по происхождению евреи. Но по менталитету, поведению, образу жизни настолько они похожи на грузин, что их в быту так и называют - грузинами.

Кто они, грузинские евреи в Грузии, которые не уехали в Израиль, а остались жить здесь? Сегодня в Грузии около пяти тысяч евреев, большая часть из них проживает в Тбилиси. Я встретилась с одним "типичным" (по словам представителей Тбилисской синагоги) грузинским евреем - Иосифом Аджиашвили. Иосиф родом из села Бандза, которое находится в Мартвильском районе. Почти всю свою жизнь он прожил в Тбилиси. Человек в возрасте, уважаемый в своей общине, верующий, как и почти все евреи.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Почему я не уехал в Израиль, переспрашивает вслух вопрос Иосиф Аджиашвили, и задумывается, вспоминает. Спустя несколько минут мой собеседник начинает свой рассказ:

"У меня жена грузинка, у нее были пять братьев и сестер. У меня тоже были пять сестер и братьев, которые уехали в Израиль. В то время, когда мои родные покинули Грузию, у них не было никакой гарантии и ощущения того, что будущее будет обеспечено. Незнание языка, менталитета, бытовые трудности - с этим сталкивается каждый мигрант. Жизнь в Израиле нприходилось начинать с нуля. И вернуться обратно в Грузию уже было невозможно, ведь заставляли подписывать бумаги, где уезжавшие подтверждали, что в Советский Союз они не попросятся.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Еврейский ресторан "Иерусалим" - старый Тбилиси

А я прямо не спрашивал жену, хочет ли она переехать в Израиль. Ведь если бы она захотела, сама мне и сказала бы. Понимал, что она не хочет оставить своих родных. Да и каждый человек боится переезда. Мы по-настоящему любили друг друга, кто-то из нас должен был в этом вопросе уступить. И решил, что сделать это должен я. Так и остались мы семьей здесь, и Грузия — наш дом. Естественно, я скучал по своим родным…"

Про дедушку и его пекарню

"Часто вспоминаю историю, которую мне рассказывали в детстве, — продолжает разговор Иосиф Аджиашвили. — О ней говорили не только в нашей семье, но и во всем селе Бандза. Это небольшая история про моего дедушку Мануаха".

— Сто лет назад в моей деревне не было больших домов, отопления, электричества. У всех в селе были маленькие деревянные домики, как избушки и бараки. В один год выпало необычно много снега, из-за чего водяная мельница остановилась. Жители не могли перемалывать свое зерно, чтобы получить муку и выпекать из нее хлеб. Тогда не у всех были деньги, чтобы покупать готовые продукты. Село ожидал голод.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Мой дедушка был в селе уважаемым человеком. У него была пекарня и большой запас муки. На следующий день, рано утром он пошел не в синагогу на молитву, как обычно это делал, а в христианскую церковь. Там все очень удивились, и его приняли с почетом. Мой дедушка попросил священника церкви объявить во время службы, что неважно, есть ли у людей деньги, пусть приходят к нему в пекарню и берут хлеб.

Если кто-то не может заплатить деньгами, сказал он, пусть приносит в обмен сыр, яйца или какие-то другие продукты. Если кто-то не может и это, ничего страшного, пусть забирает хлеб просто так, потом как-нибудь рассчитается за него. Главное, подчеркнул мой дед, чтобы в селе не совершился грех - никто не погиб бы от голода, не решился бы что-то украсть. Дед поступил очень мудро, помог людям, и этим сохранил свое доброе имя…

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

В годину трудностей

— Однажды вечером я смотрел передачу по телевизору об известных событиях в Абхазии. Это был сентябрь или октябрь, приближалась зима. Беженцы… Каждый с собой вез то, что мог, кто-то — чемоданы с одеждой, коробки с вещами, кто-то — только детей.

Представьте, открывает человек чемодан, выбрасывает все вещи и кладет туда… своего ребенка. В дороге у него погибло дитя… Другого способа перевезти тело ребенка и похоронить его у той семьи не было. Об этой истории рассказали по телевизору.

Настолько это было для меня впечатляющим событием, что я решил поехать в сторону Абхазии и помогать людям, чем смогу. У меня была грузовая машина КамАЗ. Водил эту машину в качестве моего помощника грузинский парень.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Первым делом я пошел в синагогу и попросил разрешения сделать это от имени еврейской общины. Там такой поступок встретили с радостью и одобрили. Правительство нам дало официальное разрешение поехать туда. И мы поехали.

На Чуберском перевале была очень тяжелая картина. Дети, взрослые со своими вещами, крики, плач… Все ждали, пока за ними кто-то приедет, хотели любым способом добраться до Кутаиси - словом, ужасная картина. Все рвались в КамАЗ, несмотря на то, что это было совсем неудобно, грузовая ведь машина. И в этом кошмаре мы провели около двух недель.

Помню, там, на перевале, было много официальных лиц, высоких чинов. Тогдашний заместитель министра внутренних дел Демури Микадзе спросил нас, почему мы приехали и что нам вообще нужно здесь. Я ответил. Запомнились его слова: "Знаю историю Грузии, знаю, что евреи всегда были близки и дружны с грузинами. Были рядом и в горе, и в радости"…

Когда появились евреи в Грузии

"Национализм - последнее прибежище подлеца"

Карл Маркс, философ (еврей по происхождению)

Переселение евреев в Грузию

В Грузии евреи жили с давних времён. Согласно грузинской исторической традиции, первые крупные группы еврейских поселенцев появились на территории страны примерно две с половиной тысячи лет назад.

Считается, что они прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима правителем Нововавилонского царства Навуходоносором (вероятно, 586 г. до н. э.). Позже евреи перебирались в Грузию не только с исторической родины, но и из соседних стран (Византии, России, Турции), в период гонений, усиления антисемитизма.

"Евреи постепенно расселялись по разным районам страны. Они интегрировались в грузинское общество, разделили с грузинским народом его историческую участь", — рассказал директор Музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений им. Давида Баазова, профессор Гиви Гамбашидзе.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Одна из известных личностей в плеяде святых грузинской церкви, которую знает каждый школьник, святая Сидония, по происхождению была еврейкой. По преданию, ее брат, еврей Элиоз Мцхеткий, отправился в Иерусалим и привез оттуда "Хитон Господень".

Увидев бесценную реликвию, Сидония вырвала ее из рук брата и крепко прижала к своей груди. Так она и умерла. Ее похоронили в одном из главных храмов Грузии Светицховели вместе с хитоном.

По легенде, представители грузинского царского дома Багратиони произошли из рода Давида. Они были потомками брата Иосифа из колена Иакова, которые из Палестины отправились на Кавказ — так и попали в Картли, где со временем стали правящим родом. Славная история Багратионов, уже не по легенде, хорошо известна в Грузии и за ее пределами.

© photo: Sputnik /

Портрет Петра Багратиона

Достаточно вспомнить генерала Петра Багратиона (представителя грузинского царского дома), главнокомандующего одной из русских армий, геройски погибшего в Бородинской битве. Его великий полководец всех времен Наполеон считал весьма серьезным и самым опасным своим противником в кампании 1812 года.

Марко Поло и Тифлис

Всемирно известный путешественник Марко Поло, посетивший Тбилиси в 1272 году, когда город находился под владычеством монголов, сообщал, что нашел там лишь немногих евреев. Часть евреев Восточной и Южной Грузии, захваченной монголами, переселилась в Западную Грузию, сохранившую независимость. В тех краях они создавали новые общины. К примеру, в источниках XIV века упоминается еврейская община в городе Гагра, на берегу Черного моря, которую возглавлял рабби Иосеф ат-Тифлиси.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Евреи в первые столетия поселения в Грузии занимались главным образом торговлей и ремёслами. В этой сфере экономической жизни в Грузии, связанной с античным миром, евреи весьма преуспели. Многие кустарные мастерские и небольшие торговые точки находились в собственности представителей этой диаспоры.

Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что евреи в экономической сфере старались занимать, так сказать, "пустующие ниши рынка", не входить в прямую "конкуренцию" с местными купцами и производителями, жить с ними в ладу и мире. Следует подчеркнуть, что им каким-то образом всегда удавалось находить общий язык с местным населением, более того, устанавливать с ними вполне лояльные и дружеские отношения.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

"Не поймешь, где грузин, где еврей"

Интересно отметить, что существует много одинаковых грузинских и еврейских фамилий, что указывает на многовековое сосуществование этих народов. Евреи поселились в Грузии в период, когда здесь ещё не было фамилий. Когда начался процесс их формирования, еврейские фамилии стали образовываться согласно тем же принципам, что и грузинские.

Поэтому фамилии грузинских евреев часто, наряду с внешним сходством, имеют и грузинское содержание. Иногда не поймешь, где грузин, а где еврей. Кстати, в Грузии было весьма мало случаев того, чтобы евреи меняли фамилии.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Несмотря на то, что у евреев из разных уголков Грузии свои традиции, все равно, куда больше у них общего. Грузинский язык и менталитет объединяет грузинских евреев даже за рубежом. Сегодня в Израиле практически в каждом городе есть "Грузинская синагога".

Даже в советские времена в большой Московской центральной синагоге была отдельная комнатка, которая служила только для грузин. В те времена грузинская община была одна из самых сильных в Союзе и материально поддерживала общины других республик. Сегодня очень большая община грузинских евреев есть в России, например, в Москве действуют четыре "Грузинские синагоги".

© photo: Sputnik / Дмитрий Донской

Вид на здание Центральной синагоги "Бейс Менахем" Московского еврейского общинного центра.

Гонения, погромы, антисемитизм

Антисемитизм в разных странах имел разные корни. Для него придумывались самые различные, нередко несовместимые причины. Евреев ненавидели за то, что они слишком богатые или очень бедные, за то, что они работают чересчур много или за то, что они ленивые, за поддержку революционеров или контрреволюционеров…

Словом, находили массу причин, причем, что любопытно, причины часто оказывались взаимоисключающими. Как обстояло дело с этим вопросом в Грузии?

Исторические корни, многовековое сожительство грузин и евреев и грузинская историческая толерантность, сказал в заключение разговора директор музея Гиви Гамбашидзе, обусловила то, что в Грузии никогда не было антисемитизма.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Евреи здесь всегда жили полноценной жизнью. И многие внесли свой достойный и посильный вклад в экономику, в культуру страны, можно назвать такие известные имена, как певица Тамара Гвердцители, бизнесмены Бадри Патаркацишвили и Теймураз Сепиашвили и многие другие.

Они сохранили свою идентичность и национальную особенность

"…Так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву".

Иезекиль, пророк (еврей по происхождению). Библия, (Иез. 11:17).

В переводе — "Дом Собрания"

Жизнь евреев в Грузии тесно переплеталась с жизнью коренного населения. И тем не менее, они сохранили свою идентичность, особенности своего национального характера. Можно без преувеличения сказать, что центром жизни еврейской диаспоры всегда была и будет синагога.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Синагога на иврите звучит как "бейт кне́сет", то есть "дом собрания". Синагоги обычно возводятся таким образом, чтобы фасад строения всегда был направлен в сторону Израиля, по возможности, к Иерусалиму. В крайнем случае, стена, рядом с которой находятся в шкафу свитки Торы, должна смотреть в сторону Иерусалима. Ведь евреи в любой точке планеты молятся, обратив лицо к главной своей святыне.

Шабат в жизни верующих

Один день в неделе у верующего посвящается Богу. В этот день человек должен размышлять о Боге, о мире, о себе. Что он сделал так и не так, согласно Писанию, как найти путь к Богу. Как исполнять Десять заповедей, другие Божьи Заветы. В шабат работать воспрещается. Не только в шабат, но и во многие еврейские праздники тоже работать нельзя.

"Я знаю многих людей, среди них и представители молодежи, которые работают в нееврейских организациях. Когда они приходят устраиваться на работу, ставят условие: в пятницу они работу заканчивают пораньше. Туда, где им в этом отказывают, они не идут работать. Я знаю многих студентов, которые учатся в грузинских вузах с тем же условием, и лектора идут им навстречу", — рассказывает посланник Хабад, раввин Большой тбилисской синагоги Бенцион Исраэлашвили.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

В этом году выпускные экзамены в школах пришлись на субботу, в том числе и в еврейской школе. Мы написали официальное письмо в министерство, нам разрешили проводить экзамен в другой день, отметил Исраэлашвили.

— В синагогу обратилась за помощью еврейская семья, мальчик из которой ходил в обычную школу. И, естественно, его выпускные экзамены тоже совпали с субботой. Из синагоги снова написали в министерство, попросили разрешить ему сдавать экзамены вместе с учениками нашей школы. Ему разрешили это сделать. Правительство Грузии идет в таких вопросах навстречу, не создает нам проблем в этой сфере, что, конечно, очень радует.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Кашрут, или Свод правил для питания

В Тбилиси действуют два магазина, продающие кошерное мясо. Есть человек, который ездит в деревню и специальным способом режет скот. Там же происходит и обработка туши. Кошерную рыбу (подразумеваются какие-то определенные виды особей) можно купить практически везде. Нет проблем с фруктами и овощами.

Раньше мацу пекли здесь, в пекарне у синагоги. Последние годы стало трудно доставать кошерную муку, и поэтому мацу стали завозить из Израиля, так удобнее. Порой возникают проблемы со сладостями для детей. В Грузии очень мало евреев, которые употребляют некошерную пищу. В некоторых случаях людям можно и допустить "послабление", скажем, с молочными продуктами, это уже зависит от самого человека.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

— Некоторые продукты завозим из Израиля. Иногда таможенники забирают продукты, но чаще они оформляют все как надо, помогают, входят в положение. Лично у меня была такая история, когда уже должны были забрать продукты, все оформили, и тут подходит начальник и спрашивает: "Это кошерные продукты?" И, узнав, что "да", пропускал, не конфисковая продукты.

Синагога и другие организации

Синагога является не только местом для общественного богослужения, сердцевиной религиозной жизни евреев. Ее функции очень широки. Часто при синагогах действуют различные учебные учреждения. В Тбилиси уже много лет работает Еврейский дом, который объединяет много различных организаций.

В Тбилиси есть специальная библиотека для диаспоры, воскресные школы, еврейская школа, которая аттестована министерством образования. Это обычная школа, соответствующая всем стандартам. Помимо обычной школьной программы, дети там изучают иврит, Тору и историю Израиля.