Камни Ики. Удивительная коллекция. Камни Ики – послание невозможной цивилизации Хавьер кабрера тайны камней ики

«В окрестностях села Ика в Перу найдена коллекция округлых камней … она была накоплена доктором Хавьером Кабрерой …. изображает людей во время охоты или борьбы с различными монстрами, которые напоминают бронтозавров, трицератопсов, стегозавров и птеродактилей … человеческие существа изображаются как имеющие домашних животных, которые кажутся динозаврами и используют их как транспортное средство. Люди показаны глядящими на звезды с помощью телескопов и проводящими операции» Чарльз Берлиц, Атлантида, Восьмой Континент, 1984, pp.193-194.

Перу - одна большая археологическая тайна. Здесь загадки истории и археологии не надо искать, они сами ждут тебя на каждом углу. Эта небольшая статья посвящена противоречивым артефактам города Ики - чёрным камням доктора Кабреры.

Может быть, вы слышали о коллекции камней Ики? Я ещё в начале девяностых читал про них в журнале «Знак вопроса». Тогда существование где-то на далёком континенте камней с изображением людей и динозавров очень заинтересовало меня и отложилось в памяти. Оказавшись в январе 2017-го рядом с городом Ика в пустыне Наска, я вспомнил про коллекцию камней. Захотелось увидеть их собственными глазами. Я рассказал про них Кате, и после полёта над плато с геоглифами мы отправились в музей доктора Кабреры в Ику.

Доктор Хавьер Кабрера (1924 - 2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 г. город Ику.

Как-то раз доктору Кабрера благодарный пациент принёс небольшой камень с выгравированной рыбой. Через некоторое время, заинтересовавшись изображением, Кабрера решил узнать, к какой породе принадлежит рыба, и, в конце концов, после долгих поисков в справочниках выяснил, что на камне выгравирована доисторическая рыба, давно исчезнувшая с лица Земли. Доктор попросил приносить ему ещё подобные камни. Вскоре крестьянин продал ему несколько аналогичных камней. Так Хавьер Кабрера начал коллекционировать камни с чудными рисунками. Эту историю нам поведал его сын и наследник Эрнесто Кабрера, который сейчас заведует небольшим частным музеем в фамильном особняке на центральной площади Ики.

Также сын продемонстрировал тот самый камень с рыбой.

По законам Перу всё, что находится в недрах земли, принадлежит государству. Вскоре из-за доносов недоброжелателей доктора его коллекционной деятельностью заинтересовалась полиция и начала проверять человека, снабжавшего его камнями. На первом же допросе человек признался, что на самом деле сделал камни сам, чтобы подзаработать.

Эрнесто не обошел эту историю стороной и рассказал свою версию случившегося. Когда перепуганный повесткой к следователю крестьянин прибежал к доктору и спросил совета, Хавьер Кабрера решил, что единственный способ избежать наказания для крестьянина - сказать, что камни делает он сам на продажу.

Уже на следующее утро после допроса крестьянина перуанские газеты пестрели заголовками о разоблачении Кабреры, а когда его сын пришел в школу, дети дразнились и называли доктора Кабрера лгуном.

С одной стороны - новый статус камней и коллекции огорчал доктора, с другой - позволял безнаказанно скупать камни. Их ему продавали крестьяне и чёрные археологи из окрестных деревень. За сорок лет он собрал несколько тысяч камней (Эрнесто назвал цифру 18000).

Камни Ики значительно варьируются по размеру и весу, а также по сюжету изображенных на них рисунков и технике гравировки.

Они представляют собой обкатанные в реке валуны андезита разных оттенков черного.

В коллекции доктора Кабреры есть небольшие камни, размером с черноморские голыши, на которых сувенирных дел мастера любят наносить незамысловатые картинки - море, пальма, яхта - и надпись, типа КОКТЕБЕЛЬ 2017, есть и очень большие, достигающие веса 500 кг и высоты 1,5 м. Основная часть камней размером с крупную узбекскую дыню.

Техника изображений на камнях - гравировка глубиной 1 - 2 мм или низкий рельеф. Бывают камни с комбинированной техникой изображения. Бросается в глаза то, что чем больше камень, тем плотнее и сложнее сеть узоров и графика изображения, чем меньше камень - тем проще гравировка.


Сюжеты тоже очень разнятся. Часть коллекции занимают камни с эротическими изображениями,

некоторые - с ритуалами и сценами повседневной жизни индейцев доколумбовой эпохи.

Но вовсе не этими камнями знаменита коллекция. Люди в первую очередь едут посмотреть на камни, на которых изображены картины, противоречащие официальной исторической науке. Вот о них и поговорим.

Надо заметить, что пришли в музей мы вечером, под самое закрытие, фотоаппарат не брали, так как улицы Ики в сумерках нам показались небезопасными. Ограничились айфоном. Эрнесто Кабрера принял нас в кабинете,

рассказывал об истории собрания коллекции, в перерывах курил и почти не оставлял времени собственно на осмотр камней. Был немного деспотичен, как строгий учитель старой закалки. Даже прикрикивал слегка, когда мы, отвлекаясь на камни, переставали смотреть на него. Кроме того, вначале он не позволял нам фотографировать, потом всё-таки разрешил, но ненадолго, буквально минуту. Было ощущение, что он немного нервничает. В результате мы сделали мало фотографий.

Камни действительно примечательны. На одних изображены сюжеты, связанные с медициной.

Некоторые люди видят в них вскрытие или даже операции по трансплантации сердца и мозга. При этом на древних врачах во время операций одеты только трусы и традиционный индейский головной убор с перьями, а в руках у них какие-то кухонные ножи. Есть даже изображение процесса пересадки сердца от молодого юноши к старому человеку, включающее сцену послеоперационной реабилитации пациента, в которой последний подключен при помощи системы трубок к кровеносной системе беременной женщины.

Эрнесто утверждал, что существа с перьями на голове - это представители высшей расы/гуманоиды, прибывшие с другой планеты, а перья на голове - вовсе и не головной убор, а особое строение головы. Как здесь не вспомнить комедийный сериал «Mighty Boosh».

Гуманоиды изображаются с большой головой и острым носом в то время как раса людей-дикарей - в стиле первобытного примитивизма.

На других камнях присутствуют динозавры и млекопитающие, которые, согласно современной науке, вымерли еще до появления человека на континенте.

Люди /высокоразвитые гуманоиды-пришельцы (выбирайте сами, что больше нравится) охотятся на динозавров, разводят их, используют в качестве домашних животных. В общем, сцены обыкновенной крестьянской и охотничьей жизни, только с динозаврами вместо коров и овец.

Есть ещё ряд камней с космическими сюжетами.

Это и астрономические наблюдения древних людей - кометы, звёзды, и даже полёты на летательных аппаратах. Правда, изображение летательных аппаратов - весьма условно,

эдакие мифические летающие диковинные существа, скорее напоминающие фантазии древних людей на тему "а как бы выглядело нечто, на чём можно было бы оторваться от земли".

Отдельно можно выделить гравировку неизвестных земель, которая по мнению доктора представляет собой карту древних материков Земли или даже карту другой планеты.

Вообще, странное чувство несоответствия сюжетов, или, выражаясь популярным ныне словосочетанием, когнитивный диссонанс всю дорогу присутствовал у меня во время просмотра камней коллекции Кабрера, как в музее, так и в интернете. С одной стороны изображение неких медицинских и астрономических действ, с другой стороны быт простого люда: охотников с топорами и копьями, моряков, идущих на вёсельных лодках а-ля тростниковые лодки озера Титикака и т. д. А где жизнь городского класса, который собственно и является двигателем технического прогресса? Где изображения достижений в строительстве, транспорте (обыкновенном наземном), системе связи и прочих благах развитой цивилизации? Почему наиболее развитыми оказываются медицина и астрономия? Если бы в музее побывали Ильф и Петров, они бы написали что-нибудь этакое: «кажется, представители древней цивилизации рождаются лишь затем, чтобы изучить звёздное небо, полетать на самолёте, сразиться с динозавром и, будучи смертельно раненым, отдать своё сердце нуждающемуся пациенту».

Сам доктор Кабрера выдвигал теорию, что камни Ики были «каменной библиотекой», созданной некоей допотопной высокоразвитой цивилизацией. Предвидя надвигающуюся глобальную катастрофу, древние люди создали библиотеку, после чего улетели с Земли на одну из планет созвездия Плеяд. Доктор также считал, что современное человечество еще не готово к восприятию послания, зашифрованного в камнях Ики.

Во время нашего визита сын доктора Кабреры пламенно убеждал нас в том, что учёные из разных стран, в том числе и директор НАСА брали камни для изучения и датировки и через некоторое время подтверждали исключительную древность образцов (до 60 миллионов лет!!!). При этом никакого подтверждения в виде официального ответа какой-нибудь серьёзной лаборатории или хотя бы неофициального письма авторитетного учёного он не показал. Скорее всего, их нет. Иначе он обязательно сделал бы копию, заламинировал её и повесил на самом видном месте, как вешают сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации врачи УЗИ у себя в кабинете. Ведь доказать подлинность противоречивых камней коллекции стало делом всей его жизни, и он так же страстно защищает их древность, как в своё время это делал сам доктор Кабрера.

Кстати, советские ученые подлинность камней коллекции с фантастическими рисунками отрицали, о чём нам с укором сообщил Эрнесто. Тем не менее, около 20 процентов посетителей его музея именно из России. Думаю, здесь сыграли роль как фильмы и книги «Фонда III тысячелетия», так и особая любовь советско-русской интеллигенции ко всякого рода загадкам истории, конспирологическим заговорам, эзотерическим течениям и определённая любознательность наших людей.

Также на протяжении всего разговора Эрнесто перемежал рассказы про историю собрания коллекции разными гипотезами, одна невероятнее другой. То он утверждал, что камни оставлены нам представителями древней высокоразвитой цивилизации, живших бок о бок с динозаврами, то рассказывал, что камни - дело рук инопланетян-гуманоидов, оставивших их в качестве назидательной литературы будущим поколениям земли. В конце концов, в своих рассуждениях он дошел до того, что и людей создали инопланетяне. И все эти идеи спокойно сосуществуют в голове Эрнесто, вовсе не напрягая его самого.

В коллекцию могли попасть камни, как доинковской эпохи, так и те, что были сделаны уже во времена империи инков в подражание более ранним цивилизациям. Подобные камни время от времени находят и сейчас в доколумбовых захоронениях. Однако, ни на одном из них нет ни динозавров, ни полётов на летающих объектах, ни астрономических наблюдений. Доктор Кабрера утверждал, что все «фантастические» камни были найдены в одном месте, в какой-то секретной пещере, которую, к слову, никто до сих пор так и не отыскал. Более того, в случае обнаружения древних артефактов чёрными археологами, обычно они попадают на рынок более или менее одновременно и скупаются коллекционерами, в случае же с камнями Кабреры, мы узнаём, что они постепенно появлялись в коллекции доктора в течение очень длительного времени, что может говорить об их подделке.

Аргументов «за» и «против» у сторонников и противников коллекции существует предостаточно.

Адепты «Свидетелей Камней» утверждают, что обработать такое количество андезитовых валунов очень сложно; в бороздках гравировки найдена естественная патина, сымитировать которую невозможно; на камнях изображены сложные операции, которые не смогли бы изобразить безграмотные перуанские крестьяне тех лет; некоторые доисторические животные были мало известны науке на момент появления камней в коллекции (например, о гребневых пластинах стегозавров стало известно только в 90-е годы) и т.д.

Противники «свидетелей» в свою очередь без лишних слов проводят практические пробы и выясняют, что некоторые изображения можно выгравировать по два-три в день, а большие валуны требуют несколько более долгой работы, но отнюдь не годы и даже не месяцы; «хирургические» камни Ики - скопированные иллюстрации из анатомических атласов, причем скопированные неквалифицированным исполнителем: важные подробности пропущены, малозначительные детали - отражены; космические сюжеты и динозавры могли быть скопированы из журналов, календарей, комиксов и справочников; открытие стегозавров пришлось на конец XIX - начало ХХ века - что на полстолетия раньше обнаружения камней Ики, а в 1992-м году просто нашли еще один неполный комплект фрагментов костей стегозавра; на камнях не изображены динозавры, которые действительно обитали на территории современного южноамериканского континента, зато выгравированы широко известные бронтозавры и трицератопсы; многие орнаменты и сюжеты скопированы мастерами-поддельщиками с керамики культуры Наска в региональном музее Ики.

Все доказательства «за» и «против» перечислять нужды нет - всё равно никого ни в чем не убедишь. Ведь попытки доказать подлинность камней доктора Кабреры уже давно вышли из плоскости научной дискуссии и превратились в священную борьбу между уверовавшими и скептиками, а так называемая «альтернативная история» стала для некоторых новой религией со своими богами, героями, великими древними цивилизациями, сакральными знаниями, граалями и катастрофами.

На сегодняшний день во всей этой истории не хватает самого главного - реального интереса к камням: изучения их современными научными методами исследования, проведения экспертиз в независимых лабораториях разных стран, систематизации камней по времени появления их в коллекции доктора Кабреры, а также сопоставления сюжетов камней с новыми научными открытиями того времени, иллюстрациями в печатных изданиях. В конце концов, можно было бы просто провести качественное расследование и выяснить, был ли организован цех по подделке камней в городе Ики или нет, а результаты опубликовать в прессе. Следы такой грандиозной фальсификации не скрыть даже через полвека.

Но в том-то и дело, что, как мне кажется, это не нужно ни одной, ни другой стороне. Для владельцев коллекции камней быть непонятыми и несправедливо обиженными очень даже удобно - всегда найдётся сочувствующий меценат, который захочет дать денег на сохранение культурного наследия древней цивилизации от враждебного мира. Для традиционной науки тоже лучше не трогать «неудобные» камни, ведь, если даже несколько из этих камней окажется подлинно древними, перед официальной историей встанет много новых нежелательных вопросов, а их в Южной Америке со всеми Тиауанаками, Мачу-Пикчами, затерянными городами, рисунками Наска и так слишком много.

Одна из интереснейших археологических загадок, способная перевернуть наши представления о всемирной истории - Черные камни Ики. О них молчат официальные источники, путеводители в лучшем случае уделяют пару слов этим артефактам. Почему? Потому что объяснить их с точки зрения существующих теорий развития мира не берется ни один ученый, а пересматривать в корне свои представления об истории цивилизаций научный мир не готов.

Чем же так пугают ученых эти камни?

Черные камни Ики - это гравированные камни, на которых изображены различные аспекты жизни древнего общества: быт, изучение космоса, медицинские операции, животные и тп. Сюжеты изображений на камнях Ики и являются тем, что заставляет научный мир игнорировать сам факт их существования. Многие изображенные вещи просто немыслимы: сложные хирургические операции, человеческая и животная эмбриология, взаимодействие людей, динозавров и других вымерших животных.

Фрагмент статьи Андрея Жукова “Черные камни Ики”:

“Почти треть камней в коллекции Кабреры (самая большая доступная нам коллекция камней Ики) имеет рисунки изображающие динозавров и млекопитающих, которые по представлениям современной науки вымерли еще до появления человека в Америке. Причем количество и разнообразие изображений вымерших животных было таким огромным, что доктор Кабрера смог идентифицировать только тех животных, которых он мог опознать исходя из своих весьма поверхностных знаний палеонтологии.

Наиболее частыми являются изображения трицератопсов, стегозавров, различных видов зауроподовых динозавров (диплодок, брахиозавр), птерозавров, игуанодонов и различных видов хищных ящеров. Самое главное то, что в большинстве случаев динозавры изображены в тесном взаимодействии с человеком.

На многих сериях камней Ики изображены сцены, свидетельствующие о высочайшем уровне развития медицины в этой цивилизации. Наиболее типичными сюжетами являются операции по трансплантации органов, в первую очередь сердца. Причем на одной из серий показан весь процесс пересадки сердца от молодого юноши старому человеку, включая и сцену послеоперационной реабилитации пациента, на которой последний подключен при помощи системы трубок к кровеносной системе беременной женщины.

В коллекции Ики имеется несколько десятков камней, изображающих рисунки пустыни Наска. Само плато Наска расположено в 150 км от города Ики. Современные ученые, после десятилетий изучения этого памятника, так и не могут дать вразумительного объяснения ни целям, ни методам его создания. ”

Упоминания об этих камнях впервые встречаются в хронике индейского летописца Хуана де Санта Крус Пачакути "Relacion de antique dades d´este reyno del Peru" (1570). Он писал, что в районе современной провинции Ика находят много камней с гравированными рисунками.

В середине XX века эти камни активно продавались на черном рынке в Перу - нелегальные охотники за древностями (уакерос) находили их в погребених преинкских цивилизаций. В 60-х годах XX века Доктор Хавьер Кабрера (1924-2001) заинтересовался камнями, начал скупать их у искателей древностей и собирать коллекцию. Он потратил более 40 лет своей жизни на исследование и изучение камней Ики.

Его коллекция камней является самой большой и насчитывает более 11 000 экземпляров. Всего же в мире, по разным оценкам, существует около 50 000 таких камней. Самые маленькие из них имеют вес в 15-20 граммов а самые большие достигают веса до 500 кг и до 1.5 метров высоты.

Современная официальная наука считает эти камни фальшивкой, игнорируя многочисленные факты, свидетельствующие в пользу их принадлежности более древней, чем все известные нам, цивилизации. На основании чего некоторые ученые все же относятся к ним всерьез?

1. Масштаб. Выполнить гравировку такого рода на десятках тысяч камней (многие из которых к тому же весят до полутонны!) - крайне трудоемкая, долгая и сложная работа, требующая огромных человеческих и технических ресурсов. Это бы, возможно, имело смысл, если бы стоимость камней на черном рынке была очень высока. Но в середине прошлого века “уакерос” продавали свои находки буквально за “несколько монет”.

2. Детальность. Чтобы создать такие изображения необходимо было обладать широкими знаниями медицины, палеозоологии, астрономии и другими. Некоторые медицинские операции, изображенные на камнях, были немыслимы в середине прошлого века, а некоторые не научились делать и сегодня. Динозавры и другие вымершие животные изображены с такими подробностями, о которых в 60-х годах XX века еще не знали - первые останки такого вида были найдены в 90-х годах.

3. Техника нанесения гравировки. Специалисты убедились, что инструменты из обсидиана, кремния и бронзы (взятые для эксперимента в музее) вообще не оставляли на поверхности камней каких-либо существенных следов, а стальные инструменты могли лишь слегка поцарапать поверхность. В результате опытов специалисты пришли к выводу, что такие же следы, аналогичные технике изображений на камнях Ики, оставляет фреза бормашины.

4. Данные экспертизы. В 1967 году доктор Кабрера послал 33 образца камней на экспертизу в компанию "Маурисио Хочшилд Майнинг Ко", среди которых были также и камни с изображениями вымерших животных. В заключении геологов было однозначно указано, что патина (пленка естественных окислов) покрывает как поверхность камней так и линии рисунков, что, по их мнению, свидетельствует о древности образцов. Кроме того, в заключении было указано, что края гравированных линий не имеют значительных признаков износа и повреждений, что должно свидетельствовать о том, что камни не находились долго в употреблении, но были погребены вскорости после их изготовления.

Нужно отметить, что это не единственная в мире находка, не вписывающаяся в официальную научную теорию развития мира. Возможно, есть альтернативный взгляд на историю цивилизаций?

По материалам статьи Андрея Жукова ““Черные камни Ики”

Где увидеть Камни Ики

Камни Ики можно увидеть в музее Хавьера Кабреры в городе Ика на юге от Лимы. Это частная коллекция, поэтому о посещении музея необходимо договариваться с доктором Кабрерой заранее. Мы организуем индивидуальные туры в музей Камней в любой день, кроме воскресенья.

Адрес музея: Calle Bolivar 170 Plaza de Armas, Ica

Посещение музея можно совместить с осмотром

Древнейшая история человечества, охватывающая многотысячелетний период дописьменной истории, по сей день остается, по сути дела, terra incognita. Только в учебниках и обзорных работах, где на нескольких страницах запросто умещается весь этот период мировой истории, он предстает в виде достаточно ясной и последовательной картины. Но "нарисовать картинку" не так уж и сложно. И чем эта "картинка" проще, тем легче она укладывается в рамки существующей научной парадигмы.

Однако на сегодняшний день накопилось огромное количество археологических фактов, которые в прямом смысле слова "не лезут ни в какие рамки", если речь идет о существующей теории развития человечества. Но у академической науки есть несколько простых и действенных приемов, попросту отсекающих такие "неудобные" данные.

Когда речь идет о древнем артефакте его проще всего объявить подделкой, подкрепив это обвинение именами нескольких научных авторитетов. Когда данный прием по каким либо причинам не проходит, используется второй прием - бойкот. Другими словами, научное сообщество попросту игнорирует присутствие археологических фактов, не объяснимых с точки зрения существующих теорий или противоречащих им.

Но при этом научное сообщество порой попадает в известную ситуацию под названием "А вот слона-то я и не заметил". И одним из таких "слонов" в области археологических фактов является коллекция гравированных камней из небольшого перуанского города Ика.

Прежде всего, здесь необходимо изначально правильно расставить акценты. Официальная наука считает эту коллекцию подделкой, поскольку изображения на камнях Ики противоречат принятой сегодня концепции человеческой эволюции. Т.е. основанием для обвинения в фальсификации данного факта является традиционный для науки тезис - "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Но при этом полностью игнорируется то, что данная коллекция является археологическим фактом. Данные камни являются рукотворными, они найдены в земле, они имеют определенную древность (некоторые камни были обнаружены in situ в до-испанских погребениях). Для того, чтобы доказать их современное происхождение (т.е. доказать факт фальсификации) одних голословных утверждений недостаточно.

Более того, правильная расстановка акцентов подразумевает и еще один момент. Наука есть часть социальной активности любого современного социума, ученый является членом социума. Практически в любой современной демократической стране сегодня конституционно зафиксирован основополагающий юридический принцип - "презумпция невиновности". Соблюдение этого принципа в науке, как и в других областях жизнедеятельности, должно охраняться конституцией. Следовательно, применительно к нашей истории, если человек (группа людей) выкопал из земли ряд артефактов, он не обязан доказывать их подлинность. Эти артефакты являются археологическими фактами и должны быть рассмотрены соответствующей наукой, т.е. археологией. Так реализуется "презумпция невиновности" в этой сфере человеческой деятельности. Если кто-либо считает данные артефакты подделкой, он должен это обоснованно доказать. Тем более что обвинение в фальсификации может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности. Именно таким образом должно апеллировать к механизму пользования конституционным правом "презумпции невиновности" в науке. Актуальность данной темы подтверждается современной ситуацией, о которой уже было сказано выше.

Такое публицистическое вступление было необходимо, поскольку та картина человеческой истории, которая возникает при изучении коллекции камней Ики, выглядит, как минимум, просто фантастичной.

История коллекции.

Первые упоминания о находках в этом районе Перу черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути в своей хронике "Relacion de antique dades d´este reyno del Peru" (1570) писал, что в местности Чинчаюнга (соотносится с современной провинцией Ика) находят много камней с гравированными рисунками. Имеется еще ряд сообщений о ранних находках камней со странными изображениями. Но данные факты являются косвенными и останавливаться на них я не буду.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что к началу 60-х годов камни Ики стали активно продаваться на черном рынке антиквариата в Перу. Основным местом находок этих камней был небольшой городок Окукахе, расположенный в 40 км от столицы провинции - города Ика. А поставщиками камней являлись уакерос - так в Перу называют охотников за древностями. В качестве точной даты появления камней называют 1961 год.

Первыми официальными коллекционерами камней Ики считаются братья Карлос и Пабло Сольте а также архитектор Сантьяго Агурто Калво. Последний в 1966 году, чтобы самолично убедиться в том, что камни не являются подделкой, предпринял самостоятельные раскопки в зоне Окукахе и, в конце концов, обнаружил два экземпляра камней в погребениях до-испанских культур. Забегая немного вперед, следует отметить, что нахождение камней Ики в погребальных комплексах - вещь редкая. Можно предположить, что еще в доинкские времена эти камни служили культовыми предметами у местных индейских племен.

Следует также отметить еще два существенных момента. Во-первых, в те годы уакерос продавали эти камни коллекционерам за минимальную цену, буквально за "несколько монет". И во-вторых, поскольку странные изображения на камнях вызывали у коллекционеров закономерные подозрения, некоторые уакерос предлагали добровольно показать места находок камней, чтобы подтвердить их подлинность.

Настоящую известность камни Ики приобрели благодаря деятельности Хавьера Кабреры. Доктор Хавьер Кабрера (1924-2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 году город Ика. Доктор Кабрера был профессором медицины, деканом медицинского факультета в Университете Лимы, основателем медицинской школы в Национальном университете Ики и основателем Музея камней Ики.

Именно доктор Кабрера так увлекся камнями Ики, что посвятил их коллекционированию и изучению всю оставшуюся (а это ни много - ни мало 40 лет) жизнь.

Доктор Хавьер Кабрера Дарке был человеком очень примечательным, таких всегда называют однозначно - "чудаками". Он истратил почти все свое состояние на приобретение камней Ики, которые он назвал глиптолитами. За свою жизнь он собрал более 11 000 камней, превратив свой особняк в центре города Ика в музей. Некоторые исследователи приводят другие цифры для его коллекции - до 15 000-20 000 экземпляров. Крупнейший современный исследователь камней Ики Денис Свифт, неоднократно приезжавший в Перу для изучения коллекции, считает, что следует оперировать все-таки цифрой 11 000.

Сам Кабрера утверждал, что общее количество камней, которые он сам видел в других частных коллекциях достигает примерно еще 10 000, а общее количество камней Ики, разошедшееся по частным коллекциям и просто купленное туристами в качестве сувениров, по его мнению, достигает 50 000. По официальной версии, доктор Кабрера начал собирать камни Ики в 1966 году, в своей книге "Послание гравированных камней Ики" ("The Message of the Engraved Stones of Ica"), которую он опубликовал в 1976 году, Кабрера писал, что первые камни были обнаружены в Окукахе в 1961 году. Однако в частной беседе с одним из исследователей (Доном Паттоном) Кабрера утверждал, что еще его отец в начале 30-х годов находил множество камней Ики в древних погребениях. Такая противоречивость сведений объясняется, в первую очередь, особенностями характера Кабреры.

Надо заметить, что ему была свойственна определенная таинственность. Более того, он признавался, что современное человечество, по его мнению, еще не готово к принятию послания, зашифрованного иной цивилизацией в глиптолитах Ики. В своей книге он отстаивал идею о том, что камни Ики были "каменной библиотекой", специально созданной допотопной цивилизацией. Более того, зная о неизбежности глобальной катастрофы, правящая верхушка отдало указание о создании данной каменной библиотеки, после чего оставила планету, переселившись на одну из планет созвездия Плеяд. Вся эта концепция была выстроена Кабрерой на основе изучения изображений на камнях Ики, среди которых присутствовали как изображения неизвестных континентов (в том числе и не на нашей планете) и Исход с Земли и грядущая глобальная катастрофа.

Неудивительно поэтому, что большинство людей, знавших Хавьера Кабреру, в том числе и его друзья, считали его либо чудаком, либо просто сумасшедшим. Но при этом муниципальные власти наградили доктора Кабреру в 1988 г. почетным титулом "Любимый сын города Ики", а в октябре 2001 г. за два месяца до смерти Кабрера был награжден золотой медалью и еще одним титулом "Hijo Illustre" именно за его заслуги в изучении камней Ики.

После смерти Кабреры его коллекция перешла по наследству к его дочерям, младшая из которых возглавила музей. Однако исследовательскую работу отца она не продолжила.

Академические ученые не занимались изучением камней Ики, они их игнорировали как факт. Более того, можно предполагать, что кем-то из перуанских академических кругов была инспирирована кампания по дискредитации находок с тем, чтобы убедить общественность в их современном происхождении. Дошло до того, что в 80-е годы доктор Кабрера был объявлен главным фальсификатором.

В 1970 г. чтобы доказать аутентичность камней Ики, доктор Кабрера подал заявку в Национальный Комитет по Археологии с просьбой разрешить ему проведение раскопок. Однако он получил отказ. Поэтому камни в его коллекцию продолжали поступать от профессиональных уакерос.

Скептики, утверждающие, что глиптолиты являются современной подделкой, часто ссылаются на хорошо известные факты (они были опубликованы в перуанской прессе в 70-е годы) о том, что некие фермеры признавались в том, что они сами изготавливали и продавали камни Ики. В свое время это послужило основанием для того, чтобы официально закрыть вопрос о камнях Ики.

Однако разобраться в этой ситуации несложно. Во-первых, ограбление древних памятников и нелегальная продажа древностей в Перу является уголовно наказуемым преступлением. Какой нормальный грабитель признается официальным лицам или журналистам, что он грабитель и, следовательно, готов нести справедливое наказание. Более того, в конце 60-х годов тот "фермер", который являлся основным поставщиком камней для доктора Кабреры, признался последнему, что он был арестован по обвинению в продаже древностей, но позже был выпущен под подписку о том, что он будет утверждать, что сам изготавливает эти камни. Власти, таким образом, даже оставили ему его бизнес. Аналогичное признание от другого уакеро - Басилио Ачуа было получено Деннисом Свифтом в 90-е годы. Во-вторых, после того как история камней Ики получила широкую известность, нашлось немало умельцев, которые начали действительно изготавливать похожие изделия и продавать их туристам. Но изготавливаемые на продажу подделки довольно просто отличить от настоящих камней. Они отличаются как техникой нанесения гравировки (более примитивной), гораздо более простой иконографией изображений и, естественно, размерами. Фальсификаторы не изготавливают поделки из полутонных валунов, сплошь покрытых гравированными изображениями. Современные поделки имеют средние размеры, сравнимые с яблоком или, максимум, дыней. К проблеме "фальшивого" характера камней Ики я вернусь несколько позже.

Здесь хотелось бы упомянуть еще один весьма примечательный факт. После смерти Карлоса Сольте в 1968 г. его брат Пабло передал их коллекцию камней Ики в Музей перуанских погребений, где коллекция была тут же упрятана в запасники. Когда Д.Свифт и Д.Паттон в 90-ые годы поинтересовались у администрации музея судьбой этой коллекции, им было сказано, что таковой не существует. Однако, когда помощник директора музея убедился, что Свифту и Паттону достоверно известно о данной коллекции, он предложил им обратиться с официальным письменным запросом. Когда они сделали это им так же официально было отказано в разрешении увидеть коллекцию Солти.

Коллекция.

Гравированные камни Ики значительно варьируются по размеру и даже окраске. Самые маленькие камни имеют вес в 15-20 граммов а самые большие достигают веса до 500 кг и до 1.5 метров высоты. Основная же масса камней имеет в среднем размеры арбуза. Все они по форме представляют собой обкатанные рекой валуны, минералогически определяемые как андезитовые (андезит- вулканический гранит). Их цвет, в основной массе, черный разных оттенков, но есть также серые, бежевые и розоватые камни. Доктор Кабрера отметил одну удивительную особенность этих камней: андезит очень прочный минерал, а вот камни Ики отличаются поразительной хрупкостью, они бьются при падении или при сильном ударе друг о друга.

Техника изображений на камнях двух видов: гравировка (глубиной 1-2 мм) и низкий рельеф. Есть камни с комбинированной техникой изображения. Еще в 1967 году доктор Кабрера послал 33 образца камней на экспертизу в компанию "Маурисио Хочшилд Майнинг Ко", среди которых были также и камни с изображениями вымерших животных. В заключении геологов было однозначно указано, что патина (пленка естественных окислов) покрывает как поверхность камней так и линии рисунков, что, по их мнению, свидетельствует о древности образцов. Кроме того, в заключении было указано, что края гравированных линий не имеют значительных признаков износа и повреждений, что должно свидетельствовать о том, что камни не находились долго в употреблении, но были погребены вскорости после их изготовления. В том же заключении был подтвержден тот факт, что камни Ики имеют больший удельный вес, чем просто найденные на берегах рек аналогичные андезитовые валуны и галька.

Чуть позже аналогичные экспертные заключения были получены из Боннского университета (Германия), Университета Лимы и лаборатории Инженерной Школы Лимы.

Кроме того, проводился анализ способов нанесения гравировки. Специалисты убедились, что инструменты из обсидиана, кремния и бронзы (взятые для эксперимента в музее) вообще не оставляли на поверхности камней каких-либо существенных следов, а стальные инструменты могли лишь слегка поцарапать поверхность. В результате опытов специалисты пришли к выводу, что такие же следы, аналогичные технике изображений на камнях Ики, оставляет фреза бормашины. Этот факт, кстати говоря, был использован скептиками как подтверждение того, что камни Ики - продукт современных фальсификаторов. Однако, предположение о том, что изготовители камней обладали подобными технологиями совсем не является чересчур смелым по сравнению с основными мотивами изображений на камнях Ики.

Следует также отметить, что рисунки на камнях Ики очень разняться по манере и качеству изображений, тщательностью проработки. Это однозначно свидетельствует в пользу того, что над созданием камней трудилось большое количество художников.

Сюжеты изображений на камнях Ики и являются "камнем преткновения" для академической научной общественности. Как уже указывалось, только коллекция доктора Кабреры в Ике насчитывает более 11000 экспонатов. По подсчетам некоторых исследователей примерно треть коллекции составляют камни с изображениями эротических сцен, что является очень распространенным мотивом в андских культурах. Однако остальная часть коллекции представляет тот уникальный материал, тщательное изучение которого способно полностью перевернуть наши представления об истории человечества.

Доктор Кабрера после десяти лет изучения своей коллекции выявил целый ряд закономерностей в системе изображений. Он пришел к выводу, что все основные мотивы изображений образуют отдельные четко выраженные серии. Каждая тема развертывается в серию, которая может содержать от 6-8 до 200 камней. По мере развития сюжета в теме меняется размер камней (в сторону увеличения) и даже техника нанесения изображения. Т.е. простые сюжеты выполняются методом гравировки, а более сложные (в рамках той же темы) - в технике низкого рельефа.

Более того, по мнению Кабреры, определенные фигуры или части фигур, повторяющиеся очень часто, являются достаточно формализованными символами.

Оба эти фактора позволили Кабрере сделать вывод, что камни Ики представляют собой "каменную библиотеку", организованную по единому изначальному замыслу. Доктор Кабрера попытался собрать в своем музее коллекции других частных собирателей камней в Ике и Лиме, для того чтобы максимально спасти структуру "библиотеки". Однако его ждало разочарование, в первую очередь, связанное с тем, какие цены выставляли другие коллекционеры за свои собрания.

Количество сюжетов (тем), изображенных на камнях Ики действительно наводит на мысль о том, что их создатели старались охватить все стороны жизни своего общества, но основной упор делали на научно-технические аспекты.

Помимо бытовых тем, в коллекции присутствуют изображения звезд и других космических объектов, инструментов для изучения космоса (а также микрокосмоса), летательных аппаратов и запускающих их устройств, хирургические операции, человеческая и животная эмбриология, карты Земли и других планет, календарь и зодиак и т.д.

Динозавры и другие вымершие животные. Почти треть камней в коллекции Кабреры имеет рисунки изображающие динозавров и млекопитающих, которые по представлениям современной науки вымерли еще до появления человека в Америке. Причем количество и разнообразие изображений вымерших животных было таким огромным, что доктор Кабрера смог идентифицировать только тех животных, которых он мог опознать исходя из своих весьма поверхностных знаний палеонтологии.

Наиболее частыми являются изображения трицератопсов, стегозавров, различных видов зауроподовых динозавров (диплодок, брахиозавр), птерозавров, игуанодонов и различных видов хищных ящеров. Самое главное то, что в большинстве случаев динозавры изображены в тесном взаимодействии с человеком. На камнях во множестве представлены сцены охоты людей на брахиозавров, стегозавров, тиранозавров. Причем главным орудием человека является металлический топор. Типичны мотивы борьбы человека с хищными динозаврами. Но самыми удивительными изображениями являются те, где динозавры представлены в качестве домашних животных. Так на одном из камней изображен человек, едущий верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку. На другом камне человек летит на птеродактиле! В руке воздушный наездник держит какой-то палкообразный предмет, возможно служащий для управления ящером. Естественно, что такие изображения противоречат не только современным представлениям на историю человечества, но и современному здравому смыслу. Однако это не достаточные основания чтобы отрицать существующие факты.

Современные палеозоологи открытым текстом признают, что существующие реконструкции динозавров, особенно их внешнего вида (окраса шкуры) совершенно гипотетичны. Что логично, поскольку образцов кожи динозавров пока еще никто не находил. Изображения динозавров на глиптолитах Ики всегда имеют рисунок на шкурах животных, хотя и стилизованный. Примечательно, что многие динозавры изображены пятнистыми. У многих ящеров рисунок шкуры комбинированный, пятна на шкуре чередуются с зонами сплошного окраса и полосами.

В качестве факта, говорящего в пользу аутентичности коллекции Ики, следует упомянуть изображения диплодоков со спинными пластинами, подобными тем, которые имели стегозавры. Только в начале 90-х годов были найдены первые останки зауроподов (к которым относят диплодоков) со спинными пластинами (Geology, 12/1992, v.20,N12). На некоторых камнях изображены целые серии фигур, демонстрирующих биологический цикл развития этих гигантских ящеров.

В коллекции Кабреры есть также множество камней с изображениями вымерших на американском континенте млекопитающих: лошади, слона, мегатерия (гигантский ленивец), мегацероса (гигантский олень), мамонта и других. Очень популярный мотив, встречающийся на многих камнях - человек верхом на лошади. Лошади взнузданы и под попонами, но стремена и седла отсутствуют. Но количество таких изображений, составляющих несколько серий камней, свидетельствуют о том, что лошадь была домашним животным. Это лишний раз свидетельствует о том, что современные представления о жизни древних обществ Америки слишком прямолинейны и примитивны, для того чтобы интерпретировать даже уже имеющиеся факты.

Научные достижения. На многих сериях камней Ики изображены сцены, свидетельствующие о высочайшем уровне развития медицины в этой цивилизации. Наиболее типичными сюжетами являются операции по трансплантации органов, в первую очередь сердца. Причем на одной из серий показан весь процесс пересадки сердца от молодого юноши старому человеку, включая и сцену послеоперационной реабилитации пациента, на которой последний подключен при помощи системы трубок к кровеносной системе беременной женщины! И когда скептики твердят о "фальсификации" хочется спросить, какой буйной фантазией и, одновременно, глубоким знанием медицины должны были обладать местные фермеры из перуанской глубинки в 60-е годы, чтобы изготавливать такие поделки!?

Еще более удивительны имеющиеся на некоторых камнях сцены, изображающие пересадку мозга! Такая операция и на сегодняшний день пока еще относится к разряду фантастических. Достаточно много изображений более простых операций, таких как переливание крови или кесарево сечение. Интересно, что инструменты, которыми оперируют врачи, примитивны и однообразны. Набор из таких инструментов изображен на одном из небольших камней - пара ножей и ножницы вполне современной формы.

Кроме медицинской тематики на камнях Ики развернуто представлены сюжеты связанные с изучением и освоением(!) космического пространства. Многочисленные изображения звезд, солнца, комет, их меняющееся взаимное расположение в изображаемых сценах, свидетельствует о том, что астрономические знания в этой цивилизации были на очень высоком уровне. Если же учесть и то, что на целом ряде камней изображены летательные аппараты различных конструкций, становится вполне понятным желание доктора Кабреры построить гипотезу о космическом уровне развития этой цивилизации.

В коллекции есть серия камней, изображающих материки и континенты, имеющие малознакомую или совсем незнакомую форму и взаимное расположенные. По интерпретации доктора Кабреры на этих камнях изображены не только допотопные континенты, включая Атлантиду, но и представлена поверхность другой планеты.

В целом, по гипотезе Кабреры данная цивилизация, господствовавшая на нашей Земле до глобальной катастрофы достигла высочайшего уровня развития. Ей было известно о населенности живыми существами других планет и даже галактик. Они начали активно осваивать космическое пространство и в конце концов, вынуждены были эвакуироваться (скорее всего, эвакуировали элиту) с родной планеты в преддверии глобального катаклизма, вызванного падением на нее огромного астероида (или кометы). И "каменная библиотека" Ики, в первую очередь, была создана как предупреждение выжившему после катастрофы человечеству.

Здесь следует отметить еще один интересный факт. В коллекции Ики имеется несколько десятков камней, изображающих рисунки пустыни Наска. Само плато Наска расположено в 150 км от города Ики. Современные ученые, после десятилетий изучения этого памятника, так и не могут дать вразумительного объяснения ни целям, ни методам его создания. Вполне логично было бы предположить, что рисунки на плато Наска оставлены той же самой цивилизацией. Кстати, доктор Кабрера в своей книге активно развивает гипотезу о том, что плато Наска служило космодромом для старта космических кораблей допотопной цивилизации. Рисунки и линии на плато, по его мнению, служили своеобразными энергетическими матрицами (или контурами) для соответствующей организации теллурических (земных) энергий и их использования для запуска космических кораблей.

Доктор Хавьер Кабрера изучал свою коллекцию на протяжении 40 лет. К сожалению, он опубликовал только одну книгу (1975) с предварительными результатами исследований. Последовавшая в дальнейшем кампания по дискредитации находок и, по-сути дела, настоящая травля самого Кабреры привели к тому, что он не смог подготовить к печати вторую работу. Но он было глубоко уверен в том, что до глобальной катастрофы на Земле существовало не просто неизвестная высокоразвитая цивилизация, но другое человечество (или раса), которое, возможно и не являлось прямым предком современного. Кстати, именно так "Существовало другое человечество" ("Existio Otra Humanidad.") назвал свою книгу о камнях Ики (1994) испанский журналист и исследователь Х.Бенетц. Надо заметить, что это вторая, после книги самого Кабреры, опубликованная монография об этой сенсационной коллекции.

Вместо эпилога.

Возвращаясь к тому, с чего я начинал данный материал, попытаюсь все-таки представить себе позицию традиционного ученого, приверженца эволюционной точки зрения, и считающего коллекцию камней Ики грандиозной мистификацией. Но с двумя существенными оговорками: этот ученый не делает вид, что такой коллекции не существует (хотя бы из уважения к тому гигантскому объему работ, который проделали "мистификаторы" для того, чтобы ввести в заблуждение наше доверчивое человечество) и, во-вторых, этот ученый признает правомерность использования в науке принципа "презумпции невиновности" (а не кричит: "Куда ты лезешь со своим свинячьим рылом в наш калашный ряд!").

Тогда признание данного археологического факта, коим является коллекция Ики, фальсификацией автоматически влечет за собой целый ряд исходных допущений:

  1. В первой половине ХХ века где-то на территории Перу была создана подпольная мастерская (или несколько мастерских), которая занималась изготовлением камней с рисунками в технике гравировки и низкого рельефа. Вопрос о том, что десятки тысяч камней были художественно обработаны одним человеком ставить просто глупо.
  1. Эта "мастерская" обладала значительными людскими и техническими ресурсами, достаточными для того, чтобы транспортировать десятки тысяч камней и валунов, весом до нескольких сот килограмм.
  1. В "мастерской" работали художники, имеющие значительный опыт художественной резьбы по камню. У них имелась достаточно современная (для тех лет) техника, необходимая для механической гравировки андезита.
  1. В "мастерской" работали химики, способные при помощи каких-либо технологий имитировать естественную патину на изготавливаемых предметах.
  1. В "мастерской" имелись квалифицированные специалисты по палеозоологии, которые не только могли предоставить существовавшие в то время книги с изображениями вымерших видов животных, но и, в силу своей фантазии, прогнозировать будущие открытия (как в случае со спинными пластинами зауроподов).
  1. В "мастерской" также имелись медики, способные проконсультировать художников по вопросам трансплантации органов - сердца, мозга и других сложных хирургических операций (в 60-е годы!).
  1. В "мастерской" присутствовали специалисты-археологи (или профессиональные уакерос), способные не только обнаружить древние погребения, но и вскрыть их, заложить туда несколько образцов продукции "мастерской", а потом заново законсервировать так, чтобы последующие раскопки не показали нарушения культурного слоя.
  1. Деятельность "мастерской" была настолько глубоко законспирирована, что захоронение "продукции" в окрестностях небольшой деревушки Окукахе не привлекло никакого внимания местных крестьян.
  1. Организаторы "мастерской" обладали очень значительными финансовыми возможностями, достаточными как для организации указанного выше объема работ, так и для проведения этих работ на протяжении длительного периода времени.

В принципе, можно было бы данный список удвоить, но в этом нет особого смысла. Равно как и в вопросе о том, для чего была предпринята подобная "мистификация". Розничная цена камней Ики в несколько долларов за штуку, продававшихся фермерами (!) в 60-80 годы никоим образов не могла окупить затрат на их изготовление. Следовательно, здесь можно предположить лишь коварнейший по своей стратегии прицел на будущее: мол через 30-50 лет эти камни будут стоить в сотни раз дороже (будет на что внукам жить). Хотя деньгам, необходимым для организации таких работ, и в то время можно было найти более эффективное применение.

И наконец, непонятна также изощренная логика "мистификаторов". Ну, сделали сотню - тысячу камней с динозаврами, другую сотню с хирургическими операциями, оформили это грамотно (например "каменная библиотека" в заброшенной пещере) и сделали бы свой бизнес. Зачем же "валить в одну кучу" такое количество сенсационных и "антинаучных" сюжетов и тем, каждая из которых даже по отдельности сразу вызывает подозрение в мистификации, поскольку просто противоречит здравому смыслу. А разве весь этот набор необходимых допущений не противоречит здравому смыслу?

Остается добавить еще один небольшой штрих. На несколько десятилетий раньше аналогичная по своим масштабам и замыслу "операция" была предпринята в мексиканском городе Акамбаро, где "мистификаторы" изготовили и закопали в землю более 30 000 керамических статуэток, треть из которых изображает динозавров. Может быть это мода была такая? Или это глобальный заговор по дезориентации человечества?

Что интересного может быть в андезите? Совершенно неприметная горная порода вулканического происхождения, более чем наполовину состоящая из , сплавленного воедино с плагиоклазом и пироксенами. много в любых горных местностях – да и там, где гор давно уже нет, его находят немало. Однако в Андах высятся целые скалы и огромные утесы, сложенные этой породой. Оттого и название – андезит...

Кипение в лавовых котлах заставило андезит почернеть. Нередки и светлые андезиты, и даже розовато-бежевые. Разноцветные камни могут соседствовать в границах одного лавового поля. Эрозия перемешивает обломки андезита; реки окатывают глыбы в валуны; солнце обжигает поверхность камня – так проходят тысячелетия.

Но однажды симпатичный камушек размером с дыню попадает в руки предприимчивому человеку, и история меняет ход...

Казалось бы, причем тут Наска?

Перуанский город Ика мирно прожил четыреста лет, став семейным гнездом для рода Кабрера – и еще двух с половиной сотен тысяч граждан. Начиная с 1563-го года потомки конкистадора Иеронима Луиса де Кабрера и его сподвижников удачно растили виноград, выгодно торговали хлопчатником, пробовали силы в выращивании какао – но не пошло, климат не тот.

И вдруг в середине ХХ века звезда славы взошла над соседствующим с Ика – час пути по Панамериканскому шоссе – плато Наска. Фигуры, обнаруженные Сьеса де Лионом за десять лет до закладки Ики, и до поры никого особо не интересовавшие, вдруг стали знаменитыми. Малозаметные канавки, бороздки и рукотворные каменные гряды получили гордое имя «геоглифов». В Наску зачастили экспедиции, а Эрих фон Деникен в своих сочинениях так прямо и заявил: Наска – космодром пришельцев.

Все, что досталось городу Ика от славы Наска – это повышенный сбыт гамбургеров проезжим туристам да очереди на заправках в летний сезон. «Мало!» – решил потомок славного рода Кабрера, доктор медицины Хавьер Кабрера. И тогда как по мановению волшебной палочки на свет появились камни с рисунками...

Первые ласточки, рыбки и прочие картинки

Перуанские грабители могил зовутся huaqueros. Поскольку в Перу без санкции правительства обшаривать захоронения запрещено, история сокрыла большинство имен «уакейрос», в начале 60-х годов прошлого века вынесших свои находки к дороге и попытавшихся продать камни богатым гринго ну хоть за несколько долларов.
Туристы «раритетами» не впечатлились, зато элита местного общества проявила к изукрашенным рисунками камням самый живой интерес. И если профессор Кабрера первый свой андезитовый валун получил в подарок на день рождения, то архитектор Сантьяго Кальво выкупил разрешение на раскопки и, говорят, таки нашел два разрисованных камня в старинных могилах.

По словам Кабреры, подаренный ему камень был украшен изображением рыбы, почему-то ископаемой. По мнению независимых ученых, явный анахронизм являлся перехлестом в попытке привлечь внимание публики. В конце концов, история инков – и вообще человечества – не так продолжительна, чтобы простираться в эпоху расцвета кистеперых рыб.

Однако чем острее критика, тем сильнее вера...

«Путь к славе будет вымощен камнями Ики!»

Так решил Хавьер Карбера и рьяно взялся за дело. Принято считать, что все одиннадцать тысяч экспонатов его коллекции – камни, найденные в тайных пещерах и оставленные там неведомыми предками не просто так.

Доктор Кабрера проанализировал художественный материал и пришел к выводу: собрание изображений – ни что иное как библиотека. Отдельные картинки связаны стилистически и по смыслу, и объединяются в комплекты разного размера. В некоторых сериях всего пять-шесть камней. Другие насчитывают многие десятки изображений.


По мнению перуанского доктора, каждая из серий – ни что иное как руководство. По истории, анатомии, хирургии, астрономии, зоологии. Есть среди камней Ики и чисто прикладные пособия, показывающие как вести охоту, зачинать детей, запрягать динозавров.

Собрание Хавьера Кабреры самое крупное, но не единственное. Несколько коллекционеров древностей из разных стран мира поспешили купить камни Ики. До тысячи экземпляров разошлось по музеям – естественно, большей частью перуанским. Всего же в мире у разных владельцев хранится то ли двадцать, то ли пятьдесят тысяч андезитовых голышей, испещренных рисунками и символами.


Однако у мировых специалистов по истории Южной Америки доверия к камням Ики нет.

Камни Ики – новодел?

Причем малоосмысленный, уверены историки. Улыбающиеся рожицы, процарапанные на многих камнях Ики, явно детского авторства. Взрослая рука лишь перенесла картинку на камень и снабдила рисунок тем или иным декором.

Палеобиологи решительно возражают против анахронизмов, наблюдаемых в сюжетах многих изображений. Если человек в недавнем – тысяча, две, да даже двадцать две тысячи лет назад – прошлом активно использовал крупных ящеров в хозяйстве, то где следы существования этих животных?

Популяция одомашненных динозавров (в том числе и птеродактилей) должна быть достаточно большой для производства жизнеспособного потомства. Физических следов же недавнего существования этих животных просто нет...

Полеты верхом на протоптицах – плод художественной фантазии резчиков по камню. Грузоподъемность птеродактиля недостаточна для его превращения в воздушного коня.

«Хирургические» камни Ики – скопированные иллюстрации из анатомических атласов. Причем скопированные неквалифицированным исполнителем: в важные подробности пропущены, малозначительные детали – отражены. Кроме того, предлагаемые зрителю идеи пересадки сердца старику от юноши при прямом переливании крови от беременной женщины к оперируемому ведут не к выздоровлению, а к скорой и мучительной смерти всех участников действа.

И самое главное. Место обнаружения кладов разрисованных андезитов держится в тайне шестой десяток лет. По туманным рассказам «поисковиков» все или почти все камни Ики добыты из одной пещеры. Однако в окрестностях города подходящих полостей в горных породах просто нет.

Помимо этого, на рынок древностей камни Ики попали не все одновременно – что было бы характерно для единовременно открытого клада. Постепенность поступления «свежих» валунов с изображениями выдает подделку с головой.

Адепты альтернативной истории не согласны!

И потому приводят весомые, как им кажется, возражения. Первый аргумент весьма спорен: якобы себестоимость резки по андезиту выше товарной цены камней Ики – особенно в первые десятилетия продвижения товара на археологическом рынке.

На самом деле твердость андезита, для пущего эффекта именуемого кабреристами «вулканическим гранитом», по шкале Мооса не превышает пятой отметки – стало быть, рисунки на камне можно процарапывать хоть ножом, хоть осколком бутылки.

Кроме того, утверждают сторонники подлинности камней Ики, для изготовления столь объемной партии товара необходимы механизированные производственные мощности и многочисленный персонал.

Скептики без лишних слов проводят практические пробы и выясняют: некоторые изображения можно накорябывать по две-три штуки в день при условии наличия у человека самых что ни на есть зачаточных художественных навыков. Большие валуны требуют несколько более долгой работы, но отнюдь не лет и даже не месяцев. За три световых дня нетрудно нацарапать картину любой детализации.

Стегозавры с треугольными костными выростами, не унимаются последователи Хавьера Кабреры, были открыты уже после нахождения камней Ики – а на андезитовых валунах изображены именно такие звери!

Костяные гребни стегозавров, отвечают ученые, бывают не только пластинчатыми (трех- и пятиугольными), но и шипообразными. Открытие стегозавров пришлось на конец XIX – начало ХХ века – что на полстолетия раньше обнаружения камней Ики. В 1992-м году просто нашли еще один неполный комплект фрагментов костей стегозавра.

Споры длились бы бесконечно, но здравомыслящей публике тема скоро прискучила, и сегодня ни один серьезный ученый не говорит о камнях Ики иначе как о подделках, призванных привлекать внимание туристов к малопримечательному городку на краю Ойкумены.

Истина – посередине?

И все-таки дыма без огня не бывает. Никто и никогда не поймал за руку резчиков-фальсификаторов, хотя небезосновательные подозрения задокументированы в перуанских судах. Быть может, просто не ловили?

Трудно отрицать обнаружение некоторых камней во время официально проводившихся раскопок. Впрочем, южноамериканские методы ведения дел не исключают возможности появления «подкидышей» в любых экспедициях.

Кроме того, не хочется сбрасывать со счетов упоминания о гравированных на камнях изображениях, найденные в хрониках некоего Хуана Пачакути, крещеного индейца, составившего описание местности в конце ХVI века. Летописец прямо и недвусмысленно указывает на многочисленность камней с рисунками, сосредоточенных в святых местах данного региона.

И хотя достоверность этого (и немногочисленных иных) источников вызывает сомнения у историков, ученые признают: наличие письменного документа повышает вероятность «естественности» происхождения раритетов.

Сегодня в научном сообществе превалирует мысль: некоторая часть – очень небольшой процент от общего количества камней Ики – подлинная. Обилие подделок и имитаций не дает возможности серьезного анализа изображений на андезитовых валунах. До тех пор, пока не будет изобретен верный способ датировки рисунков на камнях Ики, ни о каких доинкских цивилизациях говорить не приходится.

История камней Ики не окончена

Доктор Кабрера умер, дождавшись признания лишь от муниципальных властей. Мэрия Ики дважды объявила Хавьера Кабреру прославленным сыном города, и поддержала идею постоянного развития музея камней Ики. Правда, дочь Кабреры дело отца продолжает без рвения: коллекцию содержит в исправности, но новых исследований не ведет и не поощряет.

Следует отметить, что сам Кабрера, оскорбленный недоверием мировой науки, подавал официальное прошение о проведении раскопок – но получил отказ. Выявленные полицией Перу уакейрос выступили с заявлениями, что никаких могил они не грабили, артефактов не добывали, а камни Ики, известные также как глиптолиты, изготовлены ими собственноручно.

Профессиональные резчики по камню рекомендуют ориентироваться на наличие естественной патины на поверхности камня, однако минерологи предостерегают: искусственно состарить андезит нетрудно, и потому метод датирования изделий по состоянию окисной пленки недостоверен.

Тем не менее, прогрессивная научная общественность не теряет надежды. Когда-нибудь ученым удастся отделить семена от плевел, и тогда, возможно, прольется свет на давнюю загадку: не являемся ли мы наследниками древней, могучей, но совершенно забытой цивилизации?