Белка и волк толстой жанр произведения читать. Сказки из "азбуки" и "новой азбуки". Краткая беседа по сказке

Белка и волк (Басня)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Из книги Нежная душа автора Минкин Александр Викторович

Петя и волк В «Вишневом саде», повторим, есть две тайны, не разгаданные до сих пор.Первая тайна – почему Петя Трофимов решительно и полностью изменил свое мнение о Лопахине?Вот их диалог (во втором акте):ЛОПАХИН. Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?ТРОФИМОВ. Я,

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Волк Жил мужик, у него была свинья, и привела она двенадцать поросят; запер он ее в хлеве, а хлев был сплетен из хворосту. Вот на другой день пошел мужик посмотреть поросят, сосчитал - одного нету. На третий день опять одного нету. Кто ворует поросят? Вот и пошел старик

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Поэтика жанра басни: басня и комедия Своеобразной антонимической парой, составляющей песне одновременно параллель и антитезу, является в поэзии Сумарокова жанр басни, еще более продуктивный, чем песня. При жизни Сумароков выпустил три сборника басен (1762-1769); большое

Из книги Владимир Маяковский автора Лелевич Г.

XIV. ПОЭТИЧЕСКАЯ БЕЛКА Не объясняет ли все вышесказанное основного художественного недочета Маяковского, его ахиллесовой пяты? Каждого внимательного читателя Маяковского поражает одно обстоятельство: у этого талантливого поэта замечается странное однообразие и

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

4. Бабушка и волк В «Волшебнике» нет акростиха с вензелем незримо присутствующего духа, который помечал бы повесть тонкой пронизью. Но тем не менее и тут есть своя печатка, небольшой, но отчетливый оттиск, который можно видеть в важных местах. Я говорю о некоем предмете,

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

СКВОРЕЦ И ВОРОБЕЙ Басня - Гляжу, неладный из тебя певец! - Увидя Воробья, оказал поэт Скворец. - Тебя и не послушаешь с охотой, - Поешь одной и той же скудной нотой! Меж тем, как я Порой пою не хуже Соловья! К тому ж, пишу поэмы даже! - Да так-то оно так,

Из книги Южный Урал № 13-14 автора Карим Мустай

ПОПУГАЙ (Басня) В артель «Ни пуха, ни пера» Однажды втерли Попугая. А он, бездельник, пил с утра, Убытки умножая… Когда ж начался птичий слет И лодырь взят был в переплет, То Попугай твердил одно: «В дальнейшем будет учтено! Я на работе весь горел, Но в гуще

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

НОВОСЕЛЬЕ (Басня) У Белки рухнуло дупло, Ежу к зиме - подай тепло, Зайчиха тройню принесла - Жилплощадь ей теперь мала… И потому у Льва в приемной Образовался хвост огромный… Здесь меж собой лесной народ Беседу шопотом ведет: - Лиса устроилась с Бобром - Куда

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Волк Вся деревня спит в снегу. Ни гугу. Месяц скрылся на ночлег. Вьётся снег. Ребятишки все на льду, На пруду. Дружно саночки визжат - Едем в ряд! Кто – в запряжке, кто – седок. Ветер в бок. Растянулся наш обоз До берёз. Вдруг кричит передовой: «Черти, стой!» Стали санки, хохот

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Волк и кот Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Комар и лев (Басня) Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызёшь зубами – это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать

Из книги автора

Волк и ягнёнок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим. Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка

Из книги автора

Басня Этот литературный жанр возник очень давно. В Древней Греции огромной популярностью пользовались басни Эзопа, а в Древнем Риме этот жанр успешно разрабатывает Федр. Басни писал лидер церковной Реформации в Германии Мартин Лютер и выдающийся деятель английской

Из книги автора

Волк и ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка

Из книги автора

Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут.

Ирина Старшова
Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»

Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Программное содержание: Закреплять умение пересказывать литературный текст; активизировать в речи употребление сложных предложений; обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь; закрепить представление о букве Ь; учить анализировать слова с Ь.

Оборудование: демонстрационное: напечатанное слово «Просить», портрет писателя Л. Н. Толстого, абак, фишки для разбора слова, коробка, конфеты. магнитофон, мячик. Раздаточное: по 2 конверта с буквами и с фишками для разбора слова.

Ход занятия:

Орг. начало

Звучит сказочная музыка, в дверь заходит сказочница с коробкой в руках.

Сказочница: Здравствуйте ребята, мы с вами попали в сказку, встаньте все красиво и посмотрите на наших гостей, давайте с ними поздороваемся и не будем больше отвлекаться. Я ребята сказочница и люблю очень сказки. Для вас я принесла коробку непростую, а сказочную, давайте посмотрим, что там лежит (достаю конверт).

Отгадывание загадок

Это конверт, здесь есть загадки, давайте мы с вами их отгадаем:

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

Дети: отгадка (белка)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: отгадка (волк)

Сказочница: Молодцы, умеете отгадывать загадки. Сегодня мы с вами познакомимся с одной сказкой, которую написал Л. Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку…» давайте внимательно ее послушаем (чтение сказки)

Зачитывание сказки

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотреть, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Краткая беседа по сказке

Сказочница: Про кого эта сказка?

Д: Эта сказка, про белку и волка

С: Что произошло с героями сказки?

Д: Белка прыгала и упала на спящего волка.

С: Почему волк отпустил белку?

Д: (ответы детей)

С: Почему волк решил, что белки всегда веселы?

(ответы детей)

С: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

Как об этом сказано в сказке? (после ответов детей, зачитываю фрагмент сказки)

В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как об этом же говорится в сказке? (после ответов детей, зачитываю фрагмент сказки)

Физкульт. минутка

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи. (вращение корпусом вправо, влево)

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка. (прыжки на месте)

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед. (ходьба на месте)

Ну а нам пора садиться

Заниматься, не лениться. (садятся за столы)

В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что делают?

Д: скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку, качаются на ветвях…

С: Ребята послушайте как по разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело.

Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой?

Д: Грустный

С: Белки веселятся, а волк?

Д: Грустит

С: Белкам весело, а волку?

Д: Грустно

С: Послушайте сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.

И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.

С: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.

(Образец: Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются. Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)

Игра «Назови правильно» (с мячом)

Я буду кидать вам мяч и говорить прилагательное, а вы должны кинуть его обратно и сказать краткое прилагательное. Например: веселый-весел.

С: Послушайте сказку еще раз. Обратите внимание на то, какие выражения и образные слова использовал в ней писатель. (зачитываю повторно)

Ребята сейчас вы будете рассказывать сказку, а я записывать ее так, как вы рассказываете. Потом мы поместим ваши рассказы на доску для родителей, чтобы родители узнали, чем мы с вами сегодня занимались. (зачитываю, что получилось).

С: В сказке я увидела очень интересное слово с мягким знаком - «Просить», давайте мы с вами сделаем звукобуквенный анализ слова (разберем его по буквам и звукам). Но для начала вспомним букву Ь. Мягкий знак на конце слова смягчает букву. Возьмите на столе зеленый конверт и выложите на столе из букв слово – Просить, теперь возьмите желтые конверты и достаньте фишки.

Вы будете выполнять задание на местах, а Егор у доски.

Орг. завершение

С: Ребята скажите, как называлась сказка? Кто написал ее? Молодцы, вы сегодня были очень активны, все старались, отвечали на вопросы и в знак благодарности сказочница вас угостит, давайте посмотрим, что еще лежит в нашей сказочной коробке.

Главная героиня сказки Л.Н.Толстого — веселая белка, беззаботно прыгающая по веткам. В какой-то момент белка промахнулась и упала на волка, который спал под деревом. Волк хотел съесть белку, нарушившую его сон, но та просила ее отпустить.

Волк согласился отпустить белку, но при условии, что та расскажет ему, почему они, белки, такие веселые, а его, волка, одолевает скука. Белка согласилась и, запрыгнув на дерево, сказала волку, что все его проблемы оттого, что он злой. А они, белки, никому зла не желают, поэтому им и весело.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Белка и волк» заключается в том, что для обретения счастья следует побороть в себе злость. Сказка учит быть веселым и доброжелательным к окружающим.

В сказке Толстого мне понравилась белка, которая не держит ни на кого зла и поэтому живет счастливой жизнью.

Какие пословицы подходят к сказке «Белка и волк»?

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Из всех возможных решений выбирай самое доброе.
Счастливому везде добро.
Добро помни, а зло забывай.