Женщина-олень из мифологии североамериканских индейцев. Кентавры Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Одно из крайне редких и любимых развлечений - разговоры в чате с людьми, больными шизофренией. Иногда получается интересно. Иногда не получается ничего.
Интересно наблюдать, как разговор из обрывочных сообщений постепенно становится настоящей дискуссией, как появляются новые, до сих пор молчаливые участники, как они начинают взаимодействовать между собой по теме разговора.
Постепенно обнаруживаю, что сообщений, адресованных мне, больше, чем я могу успеть прочитать и ответить на них до тех пор, пока лента чата не уползла вниз. Разговор, приведенный под катом закончился тем, что один из участников чата запустил десятки флеш-картинок с движущимися утками и они заполонили все пространство чата. Пришлось попрощаться,чтобы поберечь свою психику. Кроме того, я отредактировала диалог, убрав из него все бессмысленные и агрессивные сообщения - их там тоже бывает достаточно. Диалог сокращен мною на 50%
Вначале сообщения - ник автора, потом, как правило, того, к кому он обращается.


17:53:50 emptiness: liana а ты можешь рассказать, как проявляется болезнь?
17:57:46 liana: emptiness нервозность, навязчивые идеи...много всего...
17:58:22 emptiness: liana а какие навязчивые идеи? Ты можешь об этом говорить? Если нет - не надо, конечно
18:06:40 liana: боюсь много)что что-то случится в основном...с близкими
18:07:44 emptiness: liana но это же просто мысли. Все в порядке
18:09:20 liana: emptiness да я понимаю))))а физически совсем другое происходит))
18:09:33 emptiness: liana а что происходит физически?
18:09:50 liana: emptiness разное)))от пятен до судорог...
18:11:38 emptiness: liana, когда мне приходят какие-то странные или неприятные мысли, типа тех, о которых ты говоришь, я начинаю их просто наблюдать. Знаешь - со стороны, как если работает телевизор, но ко мне лично это не имеет никакого отношения. Пусть там говорят - я же не могу ничего изменить. И мысли потихоньку растворяются. liana ты должна знать, что странные и неприятные мысли приходят ко всем людям. Абсолютно ко всем. Просто заболевает тот, кто начинает в них верить или делать что-то - идет у них на поводу (у мыслей)
18:14:02 liana: emptiness я разные способы пробую)))
18:14:17 emptiness: liana что тебе больше всего помогает?
18:15:45 liana: emptiness гипноз очень, психотерапия)таблетки не пью, хоть и прописывают)))
18:18:58 emptiness: liana я конечно, не специалист. Думаю, если не отождествлять себя с мыслями, которые к тебе приходят, они уйдут. Есть ты - есть эти мысли. Ты наблюдаешь их как машины, которые проезжают на улице. Они не имеют к тебе отношения, пока ты осторожна и не лезешь под машину. Есть ты - есть мысли. Мысли твои, но они - это не ты.
18:19:15 В чат входит Fedor P..
18:21:36 liana: emptiness у тебя шизоидный тип личности, а меня психоастенический)))мысли и есть я))))
18:21:56 emptiness: liana я понимаю. Я не хотела ничего советовать. Есть очевидные вещи, которые очень непросто сделать. Но если ты хочешь быть здоровой, то это возможно
18:22:33 emptiness: liana а кто тогда я, если я шизоид? Ну если ты - это мысли?
18:24:53 liana: у шизоидов обычно расстройства мышления(как раз мысли, с ними проблемы...что реально, что нет), а все в порядке с с самой личностью...а мои мысли подавили во мне личность)))
18:25:26 emptiness: liana я часто думаю, что реально, что нет)) Это в десятку. liana а как ты думаешь? Что реально, а что нет?
18:28:25 Fedor P.: liana Извини, что вторгаюсь. Не всегда у шизоидов расстройство мышления. Там может быть и другое... Например чувства и эмоции, вызывающие страх или тревогу, а мыслей как раз по этому поводу у них и есть. И такие люди убеждены, что будь у них какие-либо мысли относительно своих негативных ощущений, то они бы всё разложили "по полочкам" и все проблемы решили
18:29:42 emptiness: Fedor P. это интересное мнение. А ты знаешь ответ на вопрос - что реально, а что нет?
18:29:52 liana: Fedor P. вторгайтесь, пожалуйста))))я просто предполагаю)))не являясь специалистам по шизоидам)))я сказала про себя))а аналогии о других носят не научный, а скорее предположительно-личный характер))))
18:32:48 liana: emptiness пока я нахожусь в комнате, она есть...я вышла-ее нет)
18:34:04 Fedor P.: emptiness а наверное этот вопрос и не нужно задавать. У каждого человека есть сознание. И если взять например какой-то кусок реальности, то одинаковых ответов не будет: один видет всё в "розовом свете", другой - мрачные картинки, третий видит только то, что хочет видеть. И полной картины ни у кого нет о реальной действительности. Да и вообще реальна ли она для нас для всех? Хотя бы потому, что мы всё видим с запозданием в 8 сек. (это скорость света от солнца до земли)
18:34:14 emptiness: "liana: emptiness пока я нахожусь в комнате, она есть...я вышла-ее нет)" - вот именно. Это как раз то, о чем я тебе говорила про наблюдение. Выйди из комнаты, где есть те мысли, которые тебе мешают жить. И их не будет.
18:35:19 liana: emptiness но объективно, это комната есть. и даже если я ее не вижу (слепа(она есть...
18:35:21 emptiness: Fedor P. я с тобою полностью согласна. Действительность - это что-то непознаваемое. Мы только создаем интерпретации о ней. У всех они разные.
18:37:13 emptiness: liana когда нет никого, кто ее наблюдает, то комнаты нет. Никто не знает, что она есть, потому что никто не обращает свое внимание на нее. Это можно сделать со всеми вещами в мире. Даже если они есть - я просто не обращаю на них свое внимание. И их для меня не существует.
18:39:12 liana: emptiness я уважаю твое мнение, но все мое естество ему противоречит)))) существуют объективно вещи, которые существуют независимо от субъекта))))
18:39:39 Fedor P.: emptiness Ну да, соответственно мысли - продукт этого сознания, которое у всех разное в силу особенностей чувственных рецепторов. Действительность можно ещё определить как информационную библиотеку. И тогда задача сознания научиться пользоваться этой "библиотекой" не во вред, а во благо себе. То есть порождать светлые и позитивные мысли
18:39:53 liana: emptiness вы говорите, что не познается))что это только наше сознание)))
18:40:54 emptiness: liana но субъект может тратить на них свое внимание, а может и не тратить. Давай примем за аксиому, что в мире существует все. ВСЕ вообще. Ты чему-то уделяешь внимание, а чему-то нет - так? Почему ты выбираешь именно такие мысли, а не другие? Можно выбрать другие и им уделять внимание. Так?
18:41:52 emptiness: Fedor P. просто гениальный текст про библиотеку. согласна с тобою на 100%
18:42:32 liana: emptiness я не приму это за аксиому)всего НЕ СУЩЕСТВУЕТ)существуют олени, но не кентавры)законы физики. а не законы, которые придумала я)
18:44:28 emptiness: liana где-то существуют кентавры. Не просто же так их рисовали. Много чего существует в воображении людей. И для них это реально, как реальны для тебя твои мысли. И тогда вопрос - а зачем ты придумала законы, которые не соответствуют миру, в котором ты живешь?
18:44:34 Fedor P.: Действительность - это информация, да и только. Вопрос в нашем диапазоне её восприятия, в какой-то конфликтности между своими убеждениями и реальностью (а на самом деле, без драматизма, одна инфа не соответствует другой. А человек не может сделать выбор, хотя бы потому, что источники обеих информаций для него авторитетны. Тогда и возникают проблемы
18:46:15 liana: emptiness я законы не придумывала, и это просто пример))). а про кентавров-на планете Земля их ОБЪЕКТИВНО не существует, и люди, которые, считали. что они существует на Земле(они говорили об этом), а не в сознании-ошибались. Бывает.
18:46:24 emptiness: Fedor P. а если отказаться от авторитетов и просто воспринимать мир такой, какой он есть? Разве этого не будет достаточно?
18:48:13 emptiness: liana ну хорошо. Если ты хочешь думать, что твои мысли реальны - так оно и будет. Это же просто твое решение.
18:50:09 liana: emptiness не мои мысли))а вообще объективная реальность))не факт, что я ее воспринимаю реально...но факт, что она есть)независимо от меня и от других)по-моему, решать, что только субъект дает начало существованию..как то тщеславно))
18:52:01 liana: emptiness я сейчас заплачу)))значит законы физики существуют на Земле, а законы биологии(которые отрицают существование кентавров) - нет?))))что за неравноправие наук?))
18:53:08 emptiness: liana нет, нет... Я не говорила, что субъект дает начало существованию. Я говорила только, что ты - это не твои мысли. То, что субъект наблюдает реальность, которая непознаваема и не существует, если ее некому наблюдать. Но если взять всех людей, как единое сознание, то получается, что сознание наблюдает. И оно же творит. Ведь процесс не одномоментный. Все это происходит уже миллионы лет.
18:53:42 liana: то есть не будет сознания(людей)-не будет Земли?))
18:53:56 emptiness: liana законы биологии тоже объективны.
18:53:56 Fedor P.: emptiness Да тут куча проблем с отказом будет. Ведь это с самых пелёнок авторитетное мнение матери и лет через 20... авторитетное мнение профессора на кафедре в институте. Это надо всю жизнь перепалывать... Наверное, нужно внести какую-то третью силу, доминирующую константу. Лучше всего это прокатывает, когда это что-то высшее, неземное. Высший разум, Бог, Кришна, Иисус, Алах...(их заповеди и пр) Но допускаю, что возможно и самому быть трезвым наблюдателем и судьёй, без помощи конфессий 18:54:15 liana: emptiness и давайте абстрагируемся лично от меня и моих мыслей)))))))))))
18:54:58 emptiness: Fedor P. зачем тебе все эти авторитеты? Они были - хорошо. Вот то, что есть, без всяких авторитетов - неужели этого недостаточно? Просто то, что есть
18:55:11 emptiness: liana хорошо, извини, я тебя достала
18:55:37 liana: emptiness спасибо за биологию)))но согласно им-кентавров нет)согласно древним грекам-присутствуют)кому верим?)))
18:56:46 emptiness: liana мы просто не берем в расчет то, что не касается нас сейчас в этот момент нашей жизни. Есть кентавры - нет кентавров - меня это не волнует до тех пор, пока это меня не коснется. Думаю примерно так
18:56:55 liana: emptiness ты не достала, что ты)))просто я сразу предупредила: в философсом аспекте мы врядли сойдемся)))это как спорить насчет Бога и религии)))
18:58:01 liana: emptiness а если коснулось?)))вот мы сейчас их родимых обсуждаем)))то как решить, есть ли они?)))
18:58:02 ДжиммиДжимми: голодают в африке, умирают - нас это не волнует и не касается. В основном так и эесть
18:58:48 emptiness: ДжиммиДжимми думаю, надо с собою разобраться. Если есть возможность помочь Африке и тебя это реально волнует - помоги. зачем просто говорить об этом?
18:59:06 ДжиммиДжимми: я говорю как есть
18:59:16 ДжиммиДжимми: меня не волнует
18:59:52 emptiness: ДжиммиДжимми тогда и не говорим об этом. Когда меня что-то реально волнует, я что-то делаю. смысла просто думать об этом никакого. Согласись.
19:00:35 liana: emptiness а если я ничего поделать не могу, но поговорить об этом хочется?))))
19:00:47 ДжиммиДжимми: кого то волнует, кто то помогает. большинство не волнует. болеют не болеют, как живут другие, тоже в основном не волнует
19:02:16 emptiness: ДжиммиДжимми думаю, есть смысл сначала разобраться с собою. Если тебя все устраивает в твоей жизни - то ничего другого не останется, как помогать другим. Можно и тем и тем заниматься. Но не говорить, а делать))
19:02:26 liana: emptiness я хочу знать есть ли они)))на самом деле))останутся ли они, если о них никто не говорит, не знает, не видит))))
19:02:39 ДжиммиДжимми: emptiness кому разобраться?)
19:03:09 emptiness: ДжиммиДжимми и равнодушие есть. И ненависть и любовь. Но потрогать их нельзя. Можно просто почувствовать - так?
19:03:14 emptiness: ДжиммиДжимми каждому))
19:03:41 ДжиммиДжимми: emptiness а он есть,смысл?
19:03:58 Fedor P.: emptiness Да мне они и не нужны, но мне кажется, что они невольно присутствует в какой-то степени у всех. А без них вроде никак. Мы можем всех, кто нас учил и кому мы доверяли попытаться сознательно забыть, но не уверен, что это сработает. Как-то я не догоняю в том, что мы исключительны и уникальны. Мы осознанно, а в действительности подсознательно действуем по той схеме, которая нам внушалась и внушается. И по-моему это у всех так. На этом и держется общество, какие-то культуры итд.
19:04:18 emptiness: ДжиммиДжимми нет, конечно)) Мы сами придаем смысл всему, что делаем и о чем говорим)) Только у нас в головах он реален)
19:04:24 liana: Fedor P. а я за авторитеты))))в этом есть плюсы)))
19:05:07 ДжиммиДжимми: слезы можно потрогать, нож можно потрогать. нах можно послать - слово тоже действие)
19:06:13 SportStyle: а в особенности резкое снижение популяции кентавров, в данный конкретный момент
19:07:22 emptiness: Fedor P. в том то и дело, что мы все живем по программам, которые в нас встроены авторитетами. Я говорю не о том, чтобы всех послать. А о том, чтобы не париться о том, кто прав. Посмотри по сторонам - что тебя сейчас окружает? Какие мысли в голове? Кто рядом с тобою из людей? (можно без имен)? Что для тебя важно сделать? Чем ты хочешь заниматься? Нужны ли авторитеты, чтобы сделать те простые вещи, которые для тебя важны в жизни? Примерно так)
19:08:11 emptiness: Народ, я не успеваю отвечать, если пропустила чье-то сообщение, извините))))
19:08:51 ДжиммиДжимми: emptiness а то, народ требует жертв)
19:15:05 emptiness: Народ, пока. Вы очень интересные собеседники. Fedor P. как-нибудь еще договорим.
19:15:53 Fedor P.: emptiness Ну под авторитетами я имел ввиду, может какие-то Юнговские архетипы. От них уж точно не избавиться. А в обыденности.. если сталкиваешься с проблемой выбора: поехать на метро или такси, съесть катлету или сасиску, итд. Если это вызывает дискомфорт или бездействие, так как проблема выбора усложнилась. То тут надо наверное за всеми этими обилиями вещей и возможностей, что нас окружают и не дают покоя, увидеть в них, во всех нечто схожее. Какая разница: котлета или сарделька - это просто пища. Такси или метро... Нужно как-то уметь этим управлять. И не видеть в этом проблем. Эти вещти приходящи и скоротечны и нечего париться по пустякам.
19:16:54 emptiness: Fedor P. думаю вообще нет смысла париться ни о чем. Просто жить
19:17:11 Fedor P.: emptiness Совершенно верно!
19:17:26 emptiness: Fedor P. вот и договорились))

История

Таурены - большие, звероподобные существа, живущие в пустынных областях Калимдора. Их жизнь посвящена служению природе и соблюдению баланса между дикими животными и беспокойными элементалями. Несмотря на свой рост и физическую силу, жизненный уклад тауренов очень спокоен и миролюбив. Hо, тем не менее, будучи вовлечены в конфликт, таурены становятся ужасными врагами для тех, кто дерзнул бросить им вызов. Лидер этого народа, старый воин по имени Кэйрн Бладхуф (Cairne Bloodhoof, "кровавое копыто"), который вошел в альянс с орками и помог им в уничтожении Пылающего Легиона. С тех пор эти расы стали хорошими союзниками, помогая друг другу решать проблемы и празднуя вместе победы. Как и орки, таурены ныне всеми силами пытаются сохранить свои земли и не потерять при этом честь. Большая часть истории этой расы нам пока неизвестна. Мы надеемся узнать подробнее о тауренах после релиза World of Warcraft, когда Blizzard так или иначе придется предоставить больше информации.

Легенды Тауренов

Туманы Рассвета

Перед Эпохой Памяти (Age of Memory), ещё во времена правления Старых Богов, нежная Мать-Земля (Earthmother) дышала парами золотого тумана рассвета (Mists of Dawn). Там, где коснулись земли янтарные облака, чтобы отдохнуть, появились бесконечные поля пшеницы и ячменя. Это был венец ее работ - большое поле Жизни и Надежды... Глаза Мать-Земли смотрели вниз на землю, Мать-Земля вдохнула в них жизнь. Ее правый глаз, Ан"ши - Солнце (An"she), давал теплоту и свет земле. Ее левый глаз, Му"ша - Луна (Mu"sha), давал мир и сон существам зари. И такой была мощь ее пристального взгляда, что Мать-Земля закрывала один дремлющий глаз при каждом повороте неба. Таким образом, ее пристальный взгляд любви превращал день в ночь при первой заре мира. В то время как правый глаз смотрел вниз на золотой рассвет, нежные руки Мать-Земли проходили через золотые равнины. Везде, где прошла тень ее рук, появлялись существа с щедрыми сердцами. Шу"хало (Таурены) были созданы, чтобы восхвалять их любящую мать. Там, в бесконечных полях рассвета, дети земли убедились в её всемогущество и поклялись благословлять ее имя до заключительного затемнения мира.

Горе Мать-Земли

Поскольку дети земли бродили по полям рассвета, они слушали темные шептания, доносившиеся из глубокого нижнего мира. Тихие злые голоса рассказали детям земли об искусстве войны и обмана. Многие из Шу"хало попали под влияние тени и перешли на пути преступного намерения и зла. Они отвернулись от своих братьев и, оставив своё племя, пошли кочевать по равнинам. Сердце Мать-Земли было опечалено поведением их детей, она не смогла наблюдать за их падением. В своем горе, она оторвала свои глаза и забросила их на звездное небо, вращающееся вокруг бесконечности. Ан"ши и Му"ша, стремясь ослаблять горе других, могли только преследовать друг друга, бегая поперек неба. Близнецы все еще преследуют друг друга с каждым поворотом мира, меняя день и ночь. Хотя уже слепая, Мать-Земля не могла долго оставить мир расвета. Она постоянно слушала ветер и он узнавала от него все, что происходило поперек полей рассвета. Её тёплое сердце было всегда с ее детьми - и ее мудрость и любовь никогда не покидали их.

Белый Олень и Луна

В бесстрашных сердцах ее чистых детей Мать-Земля поместила любовь к охоте. Существа первого рассвета были дикими и жестокими. Они скрывались от Мать-Земли, находя утешение в тенях и диких местах земли. Шу"хало охотились на этих животных везде, где они могли быть найдены и приручали их с благословением Мать-Земли. Один большой дух все время ускользал от них. Это был Апа"ро (Apa"ro) (известный как Малорн (Malorne) у ночных эльфов), гордый олень белоснежного меха. Его рога касались крыши небес, и его могущественные копыта при ходьбе доходили до глубоких мест мира. Шу"хало охотились на Апа"ро на краю мира расвета - и им удалось заманить в ловушку гордого оленя. Стремясь убежать, большой олень прыгнул в небо. Но когда казалось, что его спасение близко, его могущественные рога запутались в звездах. Хотя он бодался и боролся, Апа"ро не смог освободиться сам от небес. Му"ша нашла его, поскольку она преследовала своего брата, Ан"шу, вслед за рассветом. Му"ша увидела могущественного борющего оленя и сразу же влюбилась в него. Хитрая Луна заключила сделку с большим оленем - она освободила бы его из ловушки звезд, если он любил бы ее и закончил ее одиночество. Апа"ро согласился. Вскоре у Му"ша и Апа"ро родился ребёнок. Ребёнок, полубог, родился в затененных лесах ночи. Его назвали Ценариусом (Cenarius), и он гулял по звездной дорожке между бодрствующим миром и королевством небес.

Повелитель леса и Первые Друиды

Ценариус рос и все больше походил на своего гордого отца. Брат и деревьев и звезд, большой охотник бродил по далеким местам мира и пел песни гармонии зари. Все существа поклонялись перед его изяществом и красотой - не было более хитрого существа, чем сын Луны и Белого оленя. Возмужав, Ценариус помогал Шу"хало и говорил с ними о поворотах мира. Дети земли знали его как своего брата и поклялись помогать ему в заботе о полях жизни и любимых существ великой Мать-Земли. Ценариус учил детей земли говорить с деревьями и растениями. Шу"хало стали друидами и помогали здоровью земли. Многие поколения Шу"хало охотились с Ценариусом и сохраняли мир от теней, которые шептали глубоко внизу.

Нападение Кентавров

Поскольку туманы рассвета исчезли и Век Памяти окончился, полубог Ценариус пошел искать свой собственный путь через поля мира. Шу"хало (Таурены) были опечалены его уходом и забыли большую часть друидских знаний, которые он когда-то преподавал им. Поколения сменялись поколениями, и они забыли, как говорить с деревьями и лечить земли. Темные шепоты из глубины мира вновь дошли до их ушей. Хотя дети земли старались не слушать злое шептание, случилось новое ужасное проклятие. Из черных стран запада пришла орда смертоносных существ - кентавров. Каннибалы и разрушители, кентавры напали на Шу"хало как чума. Хотя войны и охотники боролись с благословением Мать-Земли в своих сердцах, кентавров невозможно было победить, так много их было. Шу"хало пришлось оставить их наследственные земли и скитаться по бесконечным равнинам как кочевники. Гонимые кентаврами, они не могли оставаться в одном месте подолгу. Но тогда уже в те времана появилось пророчество, что однажды надежда вернется - и рассеянные племена Шу"хало найдут новый дом под тенью любящих рук Мать-Земли.

Настоящее

Легенды этого мира редко ошибаются. Присоединившись к Орде, Таурены решили закончить кочевой образ жизни, с помощью новых союзников они смогли выгнать кентавров с своих древних земель Мулгора.  Не все Таурены мирные. Клан Мрачного Тотема, во главе с Магатой Мрачный Тотем, желает придти к власти, и в бескрайних землях Каимдора они готовят свой заговор, дабы лишить лидерства Керна Кровавого Копыта, Вождя Тауренов. В своих стремлениях они готовы сотрудничать даже с мертвыми. В то же самое время, Malfurion Stormrage, Ночной Эльф, был пойман в ловушку внутри Изумрудного Сна, а Зеленые Драконы начали странно себя вести, нападая на всех, кто находится рядом. Друиды Эльфов и Тауренов расследуют эти события, но не распространилось ли безумие ночного кошмара на сами эти расы?

Так, как большинство информации о Кентаврах содержится в древнегреческих мифах, именно в них можно найти историю об истреблении самых известных представителей. Царь Эврисфей отдал распоряжение Гераклу принести живого вепря огромных размеров, который наводил ужас на жителей города Профида и разрушал его окрестности. По дороге Геракл навестил своего друга кентавра Фола. Он угощал главного героя жареным мясом, а сам отдавал предпочтение сырой форме.

Геракл попросил вина, однако Фол отказался открывать бочку, принадлежащую всей стаи. Богатырь сделал это самостоятельно и тогда кентавры услышали запах, сбежавшись на защиту имущества. Анхий и Агрий были повержены горящими головнями, а другие умирали от стрел, которые Геракл смочил в яде медузы Горгоны. Он преследовал их до города Метеи, куда все существа отступили к известному кентавру Хирону. В процессе стрельбы Хирон был ранен в колено, но не умер, так обрел бессмертие.

Это ранение обернулось полуконю страшными болями. Примечательно, что сама охота на вепря описывается несколькими строками, а большинство времени легенда уделяет именно истреблению ныне мифических существ.

Кто такие кентавры

Отчего-то принято считать, что кентавры существовали лишь в Древней Греции. Между тем, русские мифы сохранили память о Марисе - получеловеке-полуконе, прожившем 123 года и дважды возвращавшемся к жизни. На одном из зеркал его изобразили мудрым старцем с тремя булавами - символом трех возрастов человека: юности, зрелости и старости.

Кентавры - плод союза небесных скакунов и богинь. Утратив божественную способность принимать любой облик, они как бы застыли в середине процесса: уже не кони, еще не люди.

Для богов все физические формы были достижимы, а все плотские создания равны: с их точки зрения человек не лучше животного, хотя и разумнее последнего. Известно, что индийская богиня Саранью бежала прочь от мужа, превратившись в кобылу.

Он же, обернувшись конем, отыскал супругу в табуне и примирился с нею, достигнув любви и согласия. Коварный скандинавский бог Локи принял образ кобылы, чтобы соблазнить тяжеловоза, который помогал своему хозяину великану строить Асгард. Древнюю аккадскую богиню Иштар, покровительницу плодородия и плотских утех, герой Гильгамеш упрекал в излишних симпатиях к коню. За эти и многие другие прегрешения боги отправили Иштар в преисподнюю. Результат же этой ссылки оказался плачевным - на земле прекратилась любовь: не рождались дети, вымирали животные, высыхали растения. Поэтому ее умолили вернуться и, закрыв глаза на былые прегрешения, именовали отныне «владычицей богов», «царицей царей» и даже «яростной львицей».

Существовал и русский кентавр по имени Китоврас. О нем писала исследовательница славянского фольклора Г.С. Белякова: «Слово «китоврас» греческого происхождения, однако истоки самого образа следует искать на Востоке, в Древней Индии. Там такое же мифическое существо называлось Гандарву, откуда, скорее всего и появилось второе имя Китовраса - Кентавр».

В апокрифических сказаниях «Палеи» XV века рассказано о царе-мудреце Соломоне и Китоврасе, который помог построить Храм: «Семь лет Китоврас оставался в его царстве. Возгордившись своей мудростью, Соломон позвал его к себе и сказал: «Вот, я хоть и человек, а сумел справиться с тобой, мощным зверем». Обиделся Китоврас и ответил: «Силу мою, Соломон, ты еще не видел. Если хочешь узнать ее, сними с меня узду и дай мне с руки твоей перстень».

Не ведая беды, Соломон так и поступил. А Китоврас, проглотив перстень, распростер крылья и закинул Соломона на самый конец земли».

Эта сцена изображена на Васильевых вратах Троицкого собора в городе Александрове Владимирской области. Мифическое существо держит за ноги маленькую фигурку царя, а высоко поднятое крыло готово нанести сокрушительный удар.

О дальнейшей его судьбе пишет Г.С. Белякова: «Введя коня-человека в число своих героев, наделили богатыря собственными достоинствами: утратив крылья и злую силу, он стал мужественным и благородным, сильным и смелым… Даже имя свое Кентавр- Китоврас сменил на Руси на более близкое русскому человеку имя Полкан («полуконь»).

К этому хочется добавить, что Полкан, все же, не полуконь, а полупес и именно таким его рисуют русские сказки: «Сильный богатырь, а имя ему Полкан, по пояс - песьи ноги, а от пояса, что и прочий человек, а скачет он каждый скок по семь верст».

И все же наиболее известны греческие кентавры - Хирон, Несс, Фол и другие. Хирон - плод тайного брака Кроноса и океаниды Филиры. Застигнутый женой Реей врасплох, Кронос принял вид коня. Сын родился получеловеком, но его физическое своеобразие компенсировалось необычайной мудростью и благожелательностью. Лучшего воспитателя для юных героев трудно было сыскать. Поэтому ему поручили воспитание Тесея, Ясона и Диоскуров. Самого бога врачевания, Асклепия, Хирон наставлял в познании секретов его будущей профессии.

Живший не по-человечески долго кентавр Хирон нянчил будущего сокрушителя Трои Ахилла. Он же обучал подросшего мальчика плаванию, игре на арфе, бегал с ним наперегонки и воспитал истинного атлета - не только сильного телом, но и благородного душой.

Хирон дружил и с другим легендарным силачом - Гераклом, который его случайно ранил стрелой в бок. Беда заключалась в том, что наконечник был смазан кровью лернейской гидры. Обычный человек от этого яда практически сразу умирал. Бессмертный, а именно таким оказался колченогий сын бога Кроноса, был награжден вечной мукой. Адская боль, не стихавшая ни на мгновение, терзала мощное тело кентавра. Хирон умолял олимпийских богов лишить его дара бессмертия, но те не спешили, ведь Хирон в обмен просил освободить Прометея, даровавшего людям огонь…

Известна внучка кентавра Хирона, Меланиппа, что переводится как - «черная кобыла». У нее был роман с повелителем коней и вод, Посейдоном. Через девять месяцев Меланиппа родила близнецов Беота и Эола. Ее отец не обрадовался прибавлению семейства: дочь велел пожизненно заключить в темницу, а бастардов выкинуть вон из дома - пусть погибают под лучами палящего солнца. Однако братья не умерли, а были подобраны и воспитаны пастухами. Возмужав, они вернулись в родное гнездо и вызволили злосчастную мать из заточения.

Соплеменники Хирона не отличались ни его мудростью, ни благожелательностью к людям. Многие сетовали, что конелюди буйного нрава, известны они были и своим коварством. Напоив Геракла, которого они заманили в гости, кентавры накинулись на него скопом, но были повержены могучим сыном Зевса. Так исчезли с лица земли конелюди.


Deer-Woman

Как мы можем видеть, слова deer и dear различаются в написании, но совпадают в звучании, различтиь их можно только по контексту употребления.

Женщина-олень - персонаж мифологии Североамериканских индейцев. Она может являться в образе старухи, молоденькой красавицы или оленя. Считается, что у неё человеческий торс на теле белохвостого оленя.


Белохвостый олень


Иногда она предстаёт в человеческом облике и её могут выдать только сторпы ног, вернее, копытца, да ещё карие глаза как у лани.



Deer-Woman


Иногда она завлекает мужчин в чащу леса, и если несчастный не опомнится вовремя и не даст дёру, она может его затоптать насмерть. Но чаще она является людям как знак беды, чтобы предупредить человека или дать ему знать, что нужно начать меняться.

Женщина-олень, или Леди-олень, как её иногда называют, непрочь потанцевать. Она может тайком присоединиться к людям, когда они все вместе празднуют, а ускользнуть также незаметно, как только утихнет бой барабана.

Старики утверждают, что её можно прогнать, если закурить табак и запеть специальные заклинания. Развеять её чары можно, если уставиться на её ноги, которые на самом-то деле - копыта. И когда она поймёт, что распознали, она убежит…

Не правда ли, сказания о Женщине-Олене -это удивительный памятник духовной культуры. Посмотрите, как содержание совпадает, например, с русскими сказками - Баба-Яга тоже может являться человеку в различных обличиях. А Кентавр в древнегреческой традиции - это и мужчина, и конь одновременно.



Пьяный кентавр на свадьбе


Впрочем, были и женщины-кентавры.


Кентаврица




Кертавр сражается


is a woman in Native American mythology , in and around Oklahoma, The Western United States and The Pacific Northwest. She allegedly appears at various times as an old woman, or a young beauitful girl, or a deer. Some say she has a human female upper body and the lower body of a white-tailed deer. Deer Woman is often said to have all the features of a normal young woman, except her feet which are shaped like deer hooves and her brown deer"s eyes.
The Deer Woman, or the Deer Lady, is said to sometimes be seen as a beautiful woman behind a bush, calling to men to come over. Men who follow her often notice too late that she is not a natural woman and are then stomped to death .
Other stories and traditions say that to see her is a sign of personal transformation or a warning.
Deer Woman is also said to be fond of dancing and will sometimes join a communal dance unnoticed leaving only when the drum beating stops.
Some say, she can be banished through the use of tobacco and chant. Others say that you can break her spell by looking at her feet, which are in fact hooves. Once she is recognized for what she is, she runs away.

Adapted from a Wike text




Deer-Woman image from

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
"В "Одиссее" Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в "Метаморфозах".

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры . Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола


Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы . Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды


Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык), керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.