Флейта окарина. Музыкальная энциклопедия Обратимся к истории ее возникновения

Как трель соловья, шум травы, крик кукушки,
нова и по-прежнему так же старинна,
из рода свистульки, но в виде игрушки –
тройная звучит на лугу окарина.
Она рождена от Любви да от Духа:
отца огневого и матери – глины.
Дыханием легче легчайшего пуха
сплетаются звуки тройной окарины.
И слышатся вздохи природы повсюду:
вздыхают высоты, вздыхают глубины.
Вздыхает свистулька, подобная чуду,
вздыхает тройная душа окарины.

Мы купили их две. Сначала альт в строе До, потом сопрано в строе Соль.

Чуть позже и наша Аннушка приобщилась к окаринам семейства Будрио.

3. В погоне за диапазоном стала я искать себе двухкамерную окарину. Итальянские инструменты хороши, но… есть один недостаток — у любых однокамерных окарин, т.е. это не упрек итальянцам — диапазон. Октава плюс кварта. Несколько раз столкнувшись с тем, что любимые мелодии не помещаются в диапазон инструмента; и что перенос кусков мелодии на октаву дает неудовлетворительный результат — я поняла, что мне нужна теперь двухкамерная окарина.
Искала на разных сайтах, в разных странах. Выбрала деревянные окарины мастера Чарли Хинда.http://hindocarina.com/ .

Они сделаны из разных благородных пород дерев. Красивые)) Они могли бы быть экспонатами в музыкальном музее (мне, как сотруднику музыкального музея это особенно греет душу)))
На сайте есть не только фотографии, но и аудиозаписи, и отзывы счастливых обладателей окарин, и они также убедили меня выбрать хинд-окарину.
Но, понятно, штуковина это… дороговастенькая… И так просто не дается.
Пришлось мне выучить для нашего ансамбля парочку непростых вещей, доказать, что «инвестиция будет рентабельна». И мне это удалось!
В конце сентября мы обсудили с мастером детали и он принял заказ. В ноябре он мне отписался, что начал стругать мою окарину. На католическое Рождество он просигналил, что инструмент готов, я его оплатила, и он отправил посылочку.
Примерно 10 января я её получила и вот осваиваю.))

Звук прекрасный. Особенно радует вторая камера, верхний регистр — звук такой чистый, легкий. Дипапазон — основной от До1 две октавы, плюс доп. отверстия для нижних си- сиb- ля.
Игра на многокамерной окарине требует определенной ловкости. Свисток не является дополнительной точкой опоры, инструмент держишь только в пальцах, ими же и играешь))) Когда мелодия скачет из камеры в камеру — окарина норовит выскользнуть из рук))
И я думаю, что эта окарина станет моим основным инструментом. Ну после сопилки, конечно))).

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

4. Аннушка играет на окаринах мастера Геннадия Козырева.


Каждая его работа стоит от 13 до 18 тысяч. Окарин его работы у нас не много. Всего две: «соловей» (до мажор) и «щука» (соль мажор), а ещё в природе существуют «петух» и «кит» (их тональности я не помню).

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Устройство и звучание

Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в специальном поперчном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонический звукоряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия.Некоторые разновидности окарины снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существуют семейства окарин (от сопрано до баса), из которых составляют ансамбли и оркестры. Окарина распространена во многих странах.
К окариновидным относят древнейшие инструменты глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб. Они имели разнообразную окраску, специальное свистковое устройство и 3—4 игровых отверстия, дающих различные звуковые комбинации.

Окарина бывает различных размеров. Основное отличие окарины от других свистковых инструментов состоит в том, что большинство флейт открыты с двух сторон, в то время как окарина представляет собой некий закрытый объем со свистком. Следует сказать что Окарина может быть из самых разных материалов: из древесины, кости, раковины, пластика,стекла или металла, однако классический (самый распространенный) вариант - глина.

История

В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали языческие обряды и праздники.
По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки.
Окарина изначально, как народный (В Перу, в Китае, на африканском континенте, в России (например, знаменитые дымковские игрушки или филимоновские свистульки) инструмент выполняло сувенирно - декоративные функции и обладало достаточно ограниченным диапазоном.
В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.


Ответ на вчерашнюю загадку.

Таки большинство ответили правильно: это разновидность флейты, называемая "окарина".
Играют на ней примерно так:

Небольшой рассказик по истории предмета, если кому интересно.

Свистульки из глины, дерева и прочих подручных материалов известны с глубокой-преглубокой древности. И похожие забавки можно найти практически у любых народов. Включая Россию.

В Африке свистульки делали из подходящих по размеру скорлупок от фруктов и орехов. И пересвист использовался в том числе и как средство коммуникации на расстоянии (ну, понятно, не очень далеко).

Некие подобия современных свистулек можно найти в Индии (с историей около 5 000 лет) и в Китае (тож примерно этой же давности). Только китайские флейты, дожившие и до наших дней, назывались "ксунь" ("xun"? - синологи, поправьте, если неверно). И были такого яйце-тыкво-образного вида.

Однако, конкретно интересующий нас сегодня предмет ведет свою историю от народов Латинской Америки, всяких там индейцев майя, ацтеков, инков и прочих. Которые развлекались такими флейтами еще 12 000 лет назад.
Если верить археологам, американские прото-окарины были сделаны из глины, терракоты, камня, дерева и черепахового панциря преимущественно в форме птиц и прочих местных животных. Видимо, активно использовались для разных магических оккультных ритуалов.

Исходные археологические варианты глиняных индейских свистулек не нашла. Может, плохо искала.
Зато нашла современные их виды, которые производят вручную потомки тех самых майя, ацтеков и инков.


Дырок в таких свистульках было 4 штуки. И "мелодии", которые на них можно было исполнять, богатством не отличались. Впрочем, симфониями десять тыщ лет назад никто особо и не баловался.

Свистульками этими заинтересовались испанцы-португальцы и прочие европейцы, когда наконец приехали покорять Америки.
Если верить легендам и россказням, группу индейцев-ацтеков в 1527 году отправили в Европу ко двору Святейшего Императора Римской Империи Чарльза V. Чтобы индейцы развлекли государя и его свиту своими танцами и музыкой. Индейцы привезли с собой свистульки.
Выступление индейцев со свистульками европейским вельможам понравилось. И индейцев отправили с гастролями по всей Римской Империи (читай - практически по всей Европе). Глиняные свистульки начали свое завоевание Европы.

Первыми обаянию простеньких игрушек поддались... итальянские пекари.
Ну, а что? В наличии практически всегда имеется очень горячая печь. Остатки жара которой, уже не нужные для выпекания хлеба, можно использовать для изготовления мелких керамических игрушек. Сувениры там, подарки постоянным покупателям, бонусы и прочие маркетинговые штучки.

Примерно такие.

Как детская игрушка-сувенир, свустулька-флейта с 4-мя дырками прожила три сотни лет, до середины 19го века. И изготовлять ее продолжали преимущественно пекари. Как побочный продукт основного промысла. Впрочем, к началу 19го века уже вовсю было налажено и промышленное производство детской свистульки.

2 декабря 1836 года в городишке Будрио недалеко от Болоньи, в Италии, в семье пекаря родился мальчик, названный родителями Джузеппе Луиджи Донати. Утверждают, что мальчик уже в начальной школе интересовался музыкой, теорией музыки и историей музыкальных инструментов. И в 1863 году, семнадцати лет от роду, Джузеппе Донати модифицировал известную ему с детства индейскую свистульку в музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями. Донати назвал свою флейту "окарина" (по-итальянски "гусенок"), потому что формой инструмент напоминал тельце гусенка, только без головы. На инструменте этом уже можно было исполнять довольно сложные мелодии.
Джузеппе Донати в последние годы жизни.

Донати же изобрел и вариации окарины, отличающиеся размером и, соответственно, высотой тона. Всего окарин известно 7 типов: пикколо (самый высокий тон), две сопрано, три альта и бас.
Первые окарины, сделанные Донати.

А вот современный набор всей гаммы итальянских окарин:


Самая здоровенная, похоже - супер-бас. Интересно, какой у нее звук?

Донати с друзьями организовал оркестрик окарин, названный Gruppo Ocarinistico Budriese , который существует и поныне.

На ЮТубе можно найти и другие их записи, если кому интересно.

Первый состав оркестра, с успехом покорявший Европу в конце 19го-начале 20 го веков.

Джузеппе Донати умер в 1925 году, в Болонье.
Сейчас в родном городке Донати, Будрио, есть Музей Окарины , где можно лично ознакомиться с историей создания этой флейты-"гусенка".

Во время Первой Мировой войны солдаты часто брали с собой окарины. Как сувенир из дома и небольшую игрушку, поднимающую настроение. И окарины разошлись по всему миру.

Примерно в это же время они проникли и в Японию. И очень быстро прижились тут. Настолько, что в 1928 году Такеши Акэтагава (明田川孝) модифицировал окарину Донати в 12-дырковую флейту. Но название осталось прежним - окарина (по-японски так и пишется катаканой オカリナ).


Оркестр 12-дырковых японских окарин.

Набор японских окарин:

Какое-то время окарина, как в европейском исполнении, так и в местном, пользовалсь популярностью, особенно у школьников и студентов. Но позже Вторая Мировая, последующее восстановление страны и появление многих других новых интересных игрушек отвлекло внимание японцев от этой флейты. О ней помнили только энтузиасты.

В 1988 году вышел мультфильм Хаяо Миядзаки "Тонари но Тоторо", где обаятельнейший герой, древнее лесное чудище Тоторо, исполняет при луне мелодии на окарине.
Тоторо и окарина.

В 1995 году вышел очередной фильм из бесконечного сериала про детского , "Анпанман и Окарина-химэ", где главная героиня - та самая принцесса Окарина - играет на одноименном музыкальном инструменте.

Справа которая - принцесса Окарина и есть.

В ноябре 1998 года фирмой "Нинтендо" была выпущена для ихней же игровой приставки игра "Легенда о Зельде. Окарина времени" (The Legend of Zelda: Ocarina of Time ), где одним из основных магических девайсов была окарина. Сыграв определенную мелодию, можно было получить магический эффект, в том числе и перемещение по времени.
"Окарина времени".

Игра оказалсь супер-популярной. И до сих пор удерживает позиции в десятке лучших игр всех времен.
И саунд-трек к этой игре тоже до сих пор считается одним из лучших.

Как видите, окарины атакуют по всем направлениям и захватывают в кольцо, начиная с самой активной, молодой категории японцев.
Теперь, думаю, вам не сложно будет понять, почему в Японии этот инструмент сейчас популярен более, чем где-либо еще.

Окарины сейчас производят не только из керамики. Есть и стеклянные модификации, деревянные и металлические. Последнее время все больше появляется пластиковых. Пластиковые недорогие, небьющиеся. Хотя и с не очень хорошим звуком. Подходят для начинающих и, конечно, для детей. Хотя профессиональными исполнителями пользуются исключительно керамические окарины.

Тоже как бы глобализация: от индейцев-ацтеков, через итальянских пекарей к японским геймерам.

Даже в России есть мастера, производящие окарины. По крайней мере, про одного из них,

), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.

Всё это - примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.

Окарина

Окарина - это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины - это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.

Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий - обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.

В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати - именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся - отсюда и современное название).

Но на самом деле окарина - обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь ». На Руси тоже была своя окарина - те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным - однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.

В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати - он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника - редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.

В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды - играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику - он создал инструмент под названием «серафим».

Более или менее современная конструкция гармоники - ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) - справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном - от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.


За неземное звучание гармонику полюбили композиторы - Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка - в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти - в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.

К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким - современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века - набором стаканов , который иногда называют «стеклянной арфой».

Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.

Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • Колёсная лира, варган и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом
  • Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
  • «Изгиб морковки жёлтой»: 8 необычных музыкальных инструментов

С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу - 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку - она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/8 февраля 2016 .
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Дата начала обсуждения - 8 февраля 2016.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Окари́на - древний духовой музыкальный инструмент , глиняная свистковая флейта . Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике , но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад . Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок .

В США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика - ABS или поликарбоната . Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащими музыкальный строй.

См. также

Напишите отзыв о статье "Окарина"

Примечания

Отрывок, характеризующий Окарина

Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.