1 имена существительные одушевленные и неодушевленные. Одушевленные и неодушевленные предметы - правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена существительные имеют постоянный признак одушевлённости и неодушевлённости, который лежит в основе разделения существительных на два разряда. Чаще всего одушевлённые существительные называют нечто живое: людей, животных, и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые существительные называют, как правило, нечто неживое: предметы, явления, и отвечают на вопрос что? Но нужно помнить, что характеристика слов как одушевлённых и неодушевлённых в грамматике не вполне соответствует характеристике живого и неживого в науках о природе. Например, существительные рябина, клён, растение принадлежат в грамматике к категории неодушевлённых, тогда как гусь (с яблоками), мертвец, покойник рассматриваются грамматически как предметы одушевлённые.

Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа: знаю студенток, преподавателей - винительный падеж (сравните: нет студенток, преподавателей - родительный падеж).

Грамматическим показателем неодушевленности является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа: вижу избы, поля, леса - винительный падеж (сравните: это избы, поля, леса - именительный падеж).

У имён существительных мужского рода (кроме слов, оканчивающихся на -а, например, юноша, папа) различение по одушевлённости/неодушевлённости последовательно проводится и в единственном числе: купил щенка - нет щенка, купил стол - это стол.

Грамматическим показателем одушевлённости/неодушевлённости несклоняемых существительных может служить падежная форма согласованного определения: видел забавных кенгуру, но разноцветные сари, забавные антраша.

У существительных женского и среднего рода, имеющих только формы единственного числа (например, студенчество, крестьянство, молодежь, детвора, треска) нет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости.

Некоторые существительные могут вести себя и как одушевлённые, и как неодушевлённые. Можно сказать изучаю микробы и микробов, запускать (воздушного) змея и (воздушный) змей. В этом случае у слова в одном значении наблюдается колебание по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Есть также слова, разные значения которых оформлены по-разному: вижу гения (человека) и ценю гений (ум), вижу дворников (людей), вижу дворники (механизм).

Таким образом, характеризуя существительное по признаку одушевлённости/неодушевлённости, нужно выбрать один из четырёх возможных ответов:

  • одушевлённое существительное;
  • неодушевлённое существительное;
  • существительное с колеблющимся признаком одушевлённости/неодушевлённости;
  • существительное не имеет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости.

Урок русского языка в 5 классе

Учебник: «Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений»
/Т.А.Ладыженская, Т.М. Баранов и др

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Цель: в результате урока ученики должны научиться:

  • понимать одушевленность и неодушевленность как грамматическую категорию существительных;
  • уметь делить существительные на одушевленные и неодушевленные, определять падеж существительного;

Формируемые УУД: регулятивное (целеполагание)

Коммуникативное (планирование)

Сценарий урока.

1. Актуализация знаний.

Перед вами имена существительные, разделите их на 2 группы и обоснуйте свой выбор.

На доске написаны слова: верба, весна, русалка, грачи, капель, заяц, лесник, труп, покойник.

Учащиеся выдвигают гипотезы, учитель фиксирует их ответы на доске. В результате учащиеся приходят к выводу, что слова надо было сгруппировать по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Они называют признаки, по которым определяется одушевлённость/неодушевлённость имени существительного (вопросы КТО? ЧТО?, одушевлённые существительные обозначают живые существа, они дышат, ходят и т.д.)

Скорее всего, учащиеся допустят ошибку при определении одушевлённости слова ПОКОЙНИК.

2. Учащиеся формулируют тему урока , которая записывается на доске и в тетрадях.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель показывает на доске (или на слайде) правильное деление имён существительных на одушевлённые/неодушевлённые. Учащихся должно удивить, что слово ПОКОЙНИК относится к одушевлённым существительным. Учитель спрашивает: «Почему это слово относится к одушевлённым существительным?» Вопроса на этот вопрос у учащихся нет.

Значит, есть ещё какой-то признак, помимо вопросов КТО? ЧТО?, который помогает определить одушевлённость/неодушевлённость существительного.

4. Формирование УУД: целеполагание.

Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

5. Изучение нового материала .

1) Чтение текста приёмом инсерт.

Вы не просто должны прочитать текст, но и отметить соответствующими знаками своё понимание текста.

\/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал», ?- не понял, есть вопросы.

ТЕКСТ, который читают учащиеся.

ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть всех на своем уроке! Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных, - этими словами начала свой урок профессор Линк в школе любителей русского языка.

А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.

Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.

Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.

Чтобы правильно определять, является существительное одушевлённым или неодушевлённым, надо запомнить несколько правил:

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО? ;

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Но есть еще исключения из этого правила. Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:

2) Что нового вы узнали из прочитанного? Как определить одушевлённость/неодушевлённость имени существительного?

Т.О. В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.

3) Давайте преобразуем наш вывод в формулу. В результате этой работы должна получиться следующая формула: Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

4) Посмотрим, как работает эта формула на примере слов ТРУП и ПОКОЙНИК.

6. Практическая работа.

Проведение небольшой исследовательской работы в паре.

Сейчас вам надо будет провести небольшое исследование. Вы должны будете определить, являются одушевлёнными или неодушевлёнными существительные, которые вам даны на карточках. В результате работы у нас на доске появится таблица «Одушевлённые и неодушевлённые существительные». А после кто-то из вашей пары защитит свою работу. Но прежде чем приступить к работе, вспомните, как надо работать в паре. Перед вами на партах памятка «Как работать на уроке в паре», прочтите её, а потом приступайте к выполнению задания.

Формирование УУД: планирование.

Памятка «Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Если твой товарищ делает ошибки, тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

МАТЕРИАЛЫ для исследования:

К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся

1 ряд

  • Названия богов и мифических существ: русалка, леший .
  • Названия шахматных и карточных фигур: дама, ферзь.

2 ряд

  • Существительные, называющие игрушки: кукла, матрёшка
  • Существительные, обозначающие совокупность живых существ: батальон, народ.

3 ряд

  • Собирательные существительные: молодежь, человечество.
  • Существительные, обозначающие растения: ромашка, берёза.

По ходу выступления двух пар от каждого ряда на доске заполняется таблица.

7. Осуществление контроля.

1) Рядом с существительным поставить букву О, если существительное одушевлённое, и Н, если неодушевлённое.

компьютер

перепелка

стая

ромашка

пешка

толпа

шпроты

медведь

Домовой

2) Самооценка: 0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-5 баллов – 3 балла

8. Практическая работа (если позволяет время).

Прочитайте стихотворение С. Есенина. Определите: одушевлёнными они или неодушевлёнными являются существительные, выделенные жирным шрифтом. Почему же о них говорится, как об одушевлённых? Как называется такой приём?

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки ,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

9. Подведение итога урока. Рефлексия

Вернемся к целям урока. Достигнуты ли они?

Ответьте на вопросы:

1. Что для меня самым полезным было на уроке?

2. Что для меня на уроке было самым интересным?

3. Что на уроке для меня было трудным?

10. Домашнее задание (дифференцированное).

Параграф 91 упр. 480, 481

ИЛИ написать рассказ или стихотворение, используя приём олицетворения.


1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Основные признаки имени существительного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Весна, школа, стена, отдых.
Б) Морфологические признаки Примеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
  • принадлежат к одному из трёх родов - мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам;
  • Океан, река, море.
  • изменяются по числам;
  • Океан - океаны, река - реки, море - моря.
  • изменяются по падежам.
  • Океан - океана, океану, океаном и др.
    Изменение по падежам и числам называется склонением . Начальная форма существительного - именительный падеж единственного числа.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. Ср.: Сестра подарила брату книгу .
    Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже. Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга.
    Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже. Ср.: школьное здание, здание школы.

    2. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

      нарицательные существительные называют класс однородных предметов;

      Стол, мальчик, птица, весна.

      собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.

      Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка».

    Обратите внимание!

    1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин»; картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    3. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    а) конкретные - называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

    Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );

    б) вещественные - называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

    Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );

    в) отвлечённые - называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

    Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );

    г) собирательные - называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

    Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы ).

    4. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

      одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто? ;

      Отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк.

      неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? .

      Страна, камень, смех, снег, окно.

    Обратите внимание!

    1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении.

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе).

    Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.).

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

    Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк □ ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб . С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб □ ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп □ ).

    В русском языке существует понятие одушевленности. Если выразиться образно, то с точки зрения русского языка, одни объекты более живые, чем другие. Такое положение вещей может показаться странным, но давайте попробуем разобраться и для начала рассмотрим термин. Если вы уже знакомы со словообразованием в русском языке, то легко найдете корень красивого слова "одушевленность". Корень -душ-. Однокоренные слова: душа, душевный.

    Душа - это жизнь. Одушевленными существительными обозначаются обозначаются те объекты, в которых есть жизнь, пульс, дыхание. Например. Человек, ребенок, кошка, птица - биологически живые объекты, стало быть, они одушевленные. Студент, музыкант, библиотекарь, политик (хотя с этим фактом многие спорят) - тоже одушевленные существительные. Дельфин, медведь, попугай - одушевленные.
    Стол, кофе, деревья, город, кирпич - неодушевленные существительные.

    К одушевленным существительным мы задаем вопрос "кто?" (кого? кому? кем?)

    - Я слышал как хлопнула дверь. Кто это?
    - Это пришла мама.

    К неодушевленным существительным мы задаем вопрос "что?" (чего? чему? чем?)

    Знание об одушевленности и неодушевленности имен существительных помогает понять падежи русского языка. Чтобы определить падеж, мы, как правило, ставим к существительным вопросы.

    Именительный падеж - кто? что? - мальчик, книга
    Мальчик катается на велосипеде, книга лежит на столе.

    Родительный падеж - кого? чего? - мальчика, книги
    Мальчика нет дома, до книги никому нет дела.

    Дательный падеж - кому? чему? - мальчику, книге
    Мальчику не интересно чтение, а книге, должно быть, очень скучно.

    Винительный - кого? что? - мальчика, книгу
    Яркая обложка привлекла мальчика, он обратил внимание на книгу.

    Творительный - кем? чем? - мальчиком, книгой
    Раньше с мальчиком такого не случалось - он увлекся книгой ни на шутку.

    Предложный - о ком? о чем? - о мальчике, о книге
    В истории о мальчике и книге многие узнают себя в детстве.

    Как видите, сразу видна разница между родительным и винительным падежами, которые часто путают.

    Основное, что стоит запомнить о понятии одушевленности, это то, что в живой речи одушевленность и неодушевленность примерно совпадают с понятиями о живом и неживом.

    Глядя на птицу, сидящую на ветке, мы скажем:
    - Кто это?
    - Это зяблик.

    Или о рыбе, которая плавает в реке:
    - Это кто?
    - Это форель.

    В то же время, животные, перешедшие из категории живых существ в категорию, скажем, еды, станут неодушевленными, и та же самая форель уже станет не "кто", а "что":
    - Что за рыба лежит в холодильнике?
    - Это форель.

    Есть не так много исключений, когда неживые объекты относятся к одушевленным. Вот они.

    Существительные "покойник" и "мертвец" (исторически это связано с верой в загробную жизнь); однако, их синоним существительное "труп" относится к неодушевленным;

    Шахматные фигуры: ладья, ферзь, пешка и остальные; они "ходят" и "бьют", названия их действий можно соотнести с действиями живых объектов, поэтому они тоже отвечают на вопрос "кто";

    То же самое касается кукол и игрушек, поскольку они имитируют живые, одушевленные объекты.

    По данной теме я хотела бы добавить кое-что в отношении грамматики. У одушевленных имен существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, то есть форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа. Вы можете взять любые одушевленные и неодушевленные существительные и практиковать падежи, используя вопросы в середине этой статьи.

    Как определить, одушевленное или неодушевленное существительное?

      Одушевленное существительное - это такое, которое наделено живым составляющим.

      Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?).

      Неодушевленное существительное - это такое, которое не наделено живым составляющим.

      Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?).

      Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, вс-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что мертвец - одушевленное, а вот труп - неодушевленное

      Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город.

      Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто - человек, лиса, собака; что - цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто - одушевленные, а на вопрос что - неодушевленные.

      В начальной школе детей учат облегченному правилу:На какой вопрос отвечает данное существительное? На кто или что?

      И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное.

      Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают... , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещ одушевленный?

      Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают - перед нами одушевленный предмет.

      Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос Кто? - существительное одушевленное , отвечает на вопрос Что? - существительное неодушевленное . Например,

      собака - Кто?

      столб - Что?

      В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос кто?. Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д.

      Неодушевленные существительные - это предметы и отвечают на вопрос что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа.

      Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на кто? приписываем его к живым (одушевленным), а если на что? к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное.

      Существительные мертвец,покойник являются одушевленным, а труп-- неодушевленным. Как это определить? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное.

      Нет мертвецов= вижу мертвецов

      Нет покойников= вижу покойников

      Но нет трупов, вижу трупы.

      Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа.

      И.п.что? ромашки= вин.п. вижу что? ромашки

      По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос кто, неодушевленное что

      Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое - это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос КТО?.

      А все неживое - это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос Что?.