Что такое нефтедоллары какую роль они играли. Нефтедоллары в российской экономике: игра в плюс или минус? Основные преимущества нефтедолларовой системы

НЕФТЕДОЛЛАРЫ НЕФТЕДОЛЛАРЫ

НЕФТЕДО́ЛЛАРЫ, образное выражение материальных средств, полученных от продажи нефти и нефтепродуктов на зарубежных рынках в 1970-1980-х годах.
В 1970-е годы со всей очевидностью выявилась неэффективность советской экономики. Национальный доход начал сокращаться. Руководством страны было принято решение об увеличении добычи нефти для продажи на экспорт. За 1970-1985 доля топлива и энергоносителей в общем экспорте страны выросла с 15% до 53%. В течение десяти лет поступления в казну от реализации нефти и нефтепродуктов колебались на уровне 16 млр. долларов, что позволяло поддерживать советскую экономику наплаву. Но ресурсы нефтедолларов из-за падения мировых цен на нефть были исчерпаны к середине 1980-х годов, источник наполнения бюджета иссяк.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "НЕФТЕДОЛЛАРЫ" в других словарях:

    - (petrodollars) Резервы в американских долларах, депонированные в банках после стремительного повышения цен на нефть в 1970 е гг. В этот период быстро росла экспортная выручка нефтедобывающих стран, что вело к формированию крупного положительного… … Финансовый словарь

    - (petrodollars) Резервы в американских долларах, депонированные в банках после стремительного повышения цен на нефть в 1970 е гг. В этот период быстро росла экспортная выручка нефтедобывающих стран. Это вело к формированию крупного положительного… … Словарь бизнес-терминов

    - (petro dollars) Средства активного сальдо платежного баланса нефтеэкспортирующих стран; инвестируются за границей, часто в ценные бумаги в долларах США. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция:… … Экономический словарь

    Доллары, получаемые в качестве оплаты за продаваемую нефть. Термин придуман профессором Джорджтаунского университета Ибрагимом Овайссом в 1973. Овайсс считал необходимым создание нового термина для описания ситуации в странах ОПЕК, которым только … Википедия

    нефтедоллары - Резервы в американских долларах, депонированные в банках после стремительного повышения цен на нефть в 1970 е гг. В этот период быстро росла экспортная выручка нефтедобывающих стран, что вело к формированию крупного положительного сальдо балансов … Справочник технического переводчика

    Государственные доходы стран экспортеров нефти от экспорта энергоресурсов; предпринимательская прибыль государственных нефтяных компаний. Н. являются основными доходами стран членов ОПЕК (Организации стран экспортеров нефти); составляют высокую… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Мн. Валютные доходы в долларах, получаемые за экспортируемую сырую нефть. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    нефтедоллары - нефтед оллары, ов … Русский орфографический словарь

    Нефтедоллары - Средства в долларах США, полученные нефтедобывающими странами от вывоза нефти и используемые на международном рынке ссудных капиталов; сосредоточены в банках промышленно развитых капиталистических стран, а также в самих развивающихся… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    нефтедоллары - мн., Р. нефтедо/лларов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • , Васильева В.М.. Учебник, который вы держите в руках, ломает устоявшиеся стереотипы о&171;государственной политике&187;и&171;государственном управлении&187;, показывает, насколько это многосоставный предмет,…
  • Государственная политика и управление. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры , Васильева В.М.. Учебник, который вы держите в руках, ломает устоявшиеся стереотипы о 171;государственной политике 187;и 171;государственном управлении 187;, показывает, насколько это многосоставный…

НЕФТЕДОЛЛАРЫ, значительные средства в долларах, полученные нефтедобывающими странами в связи с быстрым ростом цен на нефть в середине 1970-х гг. и используемые на международном рынке ссудных капиталов. В результате борьбы с англо-американскими нефтяными корпорациями нефтедобывающие страны повысили свою долю в доходах от нефти, увеличили степень собственного контроля над нефтедобычей и добились резкого повышения мировых цен на нефть. В середине 1970-х - начале 1980-х гг. доходы нефтедобывающих стран достигли огромных размеров (в 1980 г. внешние доходы стран, входящих в Организацию стран - экспортёров нефти - ОПЕК, превысили 300 млрд. долл.). Многие страны ОПЕК использовали эти доходы на нужды подъёма национальной экономики, развития образования, здравоохранения и т. п. Однако отсталость экономической и социальной структуры некоторых из них препятствовала более полному использованию средств в национальном хозяйстве. Значительная часть доходов от нефти в арабских странах досталась феодальной верхушке. Образовавшиеся таким образом огромные свободные денежные средства их владельцы стали вкладывать преимущественно в банки западных стран. Ок. 3/4 объёма вывезенных за рубеж (рециклированных) средств из стран ОПЕК приходилось на долю Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ. Только за 1974-75 гг. вклады нефтедобывающих стран в финансовые учреждения США и Западной Европы (не считая государственных займов промышленно развитым и развивающимся странам и взносов в международные организации) составили св. 60 млрд. долл. Вторая волна массового рециклирования нефтедолларов в экономику развитых стран относится к 1979-81 гг. К концу 1983 г. общий объём зарубежных нефтедолларовых вложений стран ОПЕК превысил 380 млрд. долл., из них поступили в США 23%, ФРГ 5,7%, Великобританию 3,4%. Ряд промышленно развитых стран (Великобритания, ФРГ, Франция, Япония) получили от стран ОПЕК крупные кредиты, некоторая часть нефтедолларов вложена в межгосударственные организации (МВФ, МБРР и др.). В МВФ был создан нефтяной фонд. Нефтедоллары превратились в дополнительный источник финансирования экономики промышленно развитых стран, использовались для покрытия дефицитов платёжных балансов. Доходы от зарубежных вложений стали играть заметную роль во внешних поступлениях нефтедобывающих стран. Так, в 1980-х гг. страны Персидского залива получили от своих зарубежных вложений доходы, составляющие ок. 1/4 их поступлений от экспорта. С 1986 г. резкое падение цен на нефть привело к существенному сокращению валютных поступлений нефтедобывающих стран (в 1998 г. доходы стран ОПЕК от экспорта нефти в сопоставимых ценах составили лишь 1/5 часть от доходов в 1980 г.). Некоторые из них были вынуждены использовать свои зарубежные активы для поддержания платёжных балансов и завершения финансирования строящихся объектов, что привело к сокращению объёма нефтедолларов, обращающихся на мировых рынках ссудного капитала. Тем не менее зарубежные вложения нефтедобывающих стран остаются весьма значительными. Так, в середине 1990-х гг. зарубежные частные вложения Кувейта оценивались в 120 млрд. долл., ОАЭ - 23 млрд. долл., Катара - 14 млрд. долл. И. П. Фаминский.

С начала 1970-ых доллар окончательно освободился от пут Бреттон-Вудского соглашения, полностью лишившись золотого обеспечения. Многие государства, ранее согласившиеся на использование поддержанного золотым стандартом доллара в качестве мировой резервной валюты, серьёзно призадумались. Такие страны как Франция и Германия решили, что финансовое состояние находящихся на мели и погрязших в долгах США не соответствует статусу мирового экономического лидера. Они наряду со многими другими державами стали требовать золото в обмен на свои доллары.

Несмотря на призывы иностранных государств защитить стоимость доллара путём ограничения правительственных расходов, Вашингтон не стал стеснять себя в тратах и продолжил жизнь на широкую ногу. Все ясно увидели, что утрата американцами финансовой дисциплины угрожает существованию самой американской валюты.

Подобно ряду предшественников, Америка выяснила, как можно «играть» системой глобальной резервной валюты в своих интересах, оставляя при этом другие государства в крайне уязвимой экономической позиции. После того как Америка и её граждане вкусили запретный плод сладкой жизни за чужой счёт, путь назад был отрезан.

Несправедливо, однако, было бы утверждать, будто Вашингтонские элиты не осознавали сути экономических противоречий конца 1960-ых и начала 1970-ых. Вашингтон знал, что «доллар за золото» отслужил своё. Но вместо того, чтобы искать решение проблемы несбалансированности глобальной экономики, порождённой несостоятельностью США, Вашингтон стал искать ещё более эффективную удавку для мировой финансовой системы.

В целях сохранения экономического лидерства и поддержания спроса на доллар элите Вашингтона необходимо было разработать новый план. Этот план должен был гарантировать поддержание спроса на доллар после краха Бреттон-Вудской системы посредством какого-то другого механизма.

Но в чём же её сущность?

Во-первых, давайте разберёмся, что такое нефтедоллар.

Нефтедоллар - это доллар США, который получен поставщиком нефти в обмен на нефть и депонирован в западном банке.



Несмотря на кажущуюся простоту, схема «долларов за нефть» в действительности достаточно сложно устроена. Именно поэтому её с трудом воспринимает американская общественность.

Понимание сути системы «долларов за нефть» даст вам более точное понимание мотивов экономической политики Америки (особенно внешней).

Итак, приглядимся повнимательней…

Рождение нефтедолларовой системы

Нефтедолларовая система зародилась в начале 1970-ых вслед за крахом золотого стандарта.

Президент Ричард Никсон и его товарищ-глобалист - госсекретарь Генри Киссинджер знали, что отказ от золотого стандарта ударит по спросу на американский доллар на международном рынке. Поддержание «искусственного спроса на доллары» было жизненно необходимым условием для продолжения увеличения расходов США на «благосостояние и противостояние».

В результате серии переговоров, Соединённые Штаты в лице тогдашнего госсекретаря - Генри Киссинджера и саудовская королевская семья заключили важнейшее соглашение. В число авторов, внёсших наибольший вклад в исследование происхождения нефтедоллара, входят: Ричард Дункан, Уильям Кларк, Дэвид Спиро, Шарль Гуаетт и Энгдаль.

По условиям соглашения Соединённые Штаты обеспечивали военную защиту нефтяным месторождениям Саудовской Аравии, поставляли вооружение и гарантировали защиту от Израиля.

Естественно, саудиты задавались вопросом, во сколько им обойдётся американское покровительство…

Американцы изложили свои условия. Они были простыми, и их было всего два:

1) Саудиты должны были оценивать свою нефть только в долларах США. Другими словами, они не должны были продавать нефть за какую-либо иную валюту, кроме американского доллара.

2) От Саудовской Аравии требовалась готовность инвестировать избытки прибыли от нефтяных сделок в долговые ценные бумаги США.

Один из представителей саудовской делегации на переговорах воскликнул: «В самом деле? Это - всё? Вы не хотите ни наших денег, ни нашей нефти? Вы только говорите, в чём оценивать нашу нефть, а затем поставляете нам оружие, оказываете военную помощь и гарантируете защиту от нашего врага - Израиля? По рукам!»

Однако США, таким образом, решили стоящую перед ними экономическую задачу. Заставив саудитов пойти на эту сделку, США обеспечили себе небывалый экономический взлёт на несколько последующих десятилетий.

К 1974 году нефтедолларовая система работала в Саудовской Аравии на полную мощность.

И, как и предполагали американцы, другие нефтедобывающие страны вскоре также захотели присоединиться к сделке.

К 1975 году все нефтедобывающие страны ОПЕК согласились оценивать свою нефть в долларах и держать свои избыточные нефтяные доходы в американских долговых ценных бумагах в обмен на щедрые посулы США.

Просто подвесьте перед странами третьего мира морковку в виде оружия, военного покровительства и защиты против Израиля - и всё произойдёт само собой.

Никсон и Киссинджер успешно осуществили переход от золотого стандарта к нефтедоллару. Искусственный мировой спрос на доллары США не только не поколебался, но существенно возрос, сообразно увеличению глобального спроса на нефть.

И с точки зрения империи, новая система «долларов за нефть» была гораздо более предпочтительней прежних «долларов за золото» т.к. экономические ограничения стали менее строгими. Не ограниченная фиксированным золотым стандартом, американская денежная база могла теперь расти по экспоненте.

Нет ничего удивительного в массивном военном присутствии США во многих регионах Персидского залива, включая следующие страны: Бахрейн, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Иордания и Йемен.

Хотите узнать правду - ищите, кому выгодно…

Нефтедоллар поощряет дешёвый экспорт в Соединённые Штаты

Изначально саудо-американское соглашение, возможно, и смотрелось, как жест отчаяния перед лицом снижения глобального спроса на доллар, однако сейчас эта сделка представляется одним из самых изящных и эффективных геополитических и экономических решений стратегического значения в обозримом историческом прошлом.

Сегодня, фактически все нефтяные сделки в мире заключаются в долларах США (есть несколько исключений, о которых будет рассказано в одной из следующих статей). Когда у какой-то страны нет нужного количества долларов США, ей необходима стратегия по их получению, иначе невозможно будет купить нефть.

Самый лёгкий способ получить доллары США - через валютные рынки. Но в долгосрочной перспективе такое решение обходится слишком дорого. Поэтому многие страны предпочли экспортную стратегию, предоставляя США товары и услуги за доллары, необходимые для приобретения нефти на мировых рынках. В основном это и объясняет экспортную стратегию Восточной Азии с 1980 годов. Япония, например, является островным государством с очень ограниченной сырьевой базой, которому необходимо импортировать большие объёмы природных ресурсов, включая нефть. А для этого нужны доллары. Таким образом, Япония производит «хонду», отправляет её Соединённым Штатам и немедленно получает платёж в долларах США.

Проблема решена… ситуация с экспортными стратегиями прояснена.

Основные преимущества нефтедолларовой системы

Нефтедоллар оказался чрезвычайно полезным для американской экономики. И дело не только в создании рынка импортных товаров из стран, нуждающихся в долларе.

В сущности, Америка получает двойную пользу от каждой сделки с нефтью на мировом рынке.

Во-первых, покупатели нефти обязаны приобретать её за доллары США.

Во-вторых, избыточная прибыль нефтедобывающих стран оседает в западных банках в виде ценных долговых бумаг США.

Нефтедоллар даёт США, по крайней мере, три преимущества:

- увеличивает мировой спрос на доллары США

- увеличивает мировой спрос на американские долговые ценные бумаги

Даёт Соединённым Штатам возможность покупать нефть за валюту, которую они могут напечатать по своему желанию

Давайте рассмотрим вкратце каждое из этих преимуществ: тыц!

Ценообразование на мировом рынке нефти играют важную роль в экономике многих государств. Россия – яркий пример тому. Какие последствия могут иметь скачки цен на «черное золото» для российской экономики? Какие плюсы и минусы просматриваются от роста цен на нефть?

1. Выгоды России от дорогой нефти. Очевидно, что вопросы ценообразования на мировом рынке нефти играют важную роль в экономике многих государств. Россия в этом случае - не исключение. Какие последствия могут вызвать скачки цен на «черное золото» в российской экономике? Попытаемся разобраться.

Говоря о взаимосвязи цены на нефть и российской экономики, нельзя не отметить, что благосостояние страны во многом зависит от притока нефтедолларов, и, таким образом, повышение мировых цен как нельзя более положительно скажется на экономике страны. В пользу этого тезиса можно привести несколько объективных причин:

1. Именно нефтедоллары определяют количество денег в российской экономике. Благодаря нефтедолларам пополняется и бюджет страны.
2. За счет притока нефтедолларов растет благосостояние страны. Это способствует росту уровня жизни населения в целом.
3. Вследствие рассмотренных выше причин растет престиж страны на мировой арене. Т аким образом, Россия получает возможность «вступить» на равных в мировую экономику.
4. Благодаря притоку денег от экспорта нефти появляется возможность развивать различные отрасли экономики.
5. Повышается ВВП страны. Традиционно динамику потребления нефти меряют относительно динамики реального объема ВВП. В ряде публичных дискуссий, а также в печати вполне заслуженно много внимания уделяют проблеме связи бюджета и мировых цен на нефть.
6. Повышаются доходы экономических агентов. Указанная зависимость темпов роста российской экономики от мировых цен на нефть реализуется в определенных количественных оценках формирования доходов российских экономических агентов. Расчеты показывают, что при снижении среднегодовой цены за баррель нефти марки «Urals» на 1 доллар российская экономика теряет в целом приблизительно 1,6 млрд. долларов в год (включая 0,85 млрд. долларов потери бюджета и 0,75 млрд. долларов потери предприятий).
7. Увеличиваются инвестиции, в частности в топливную и транспортную отрасль. Россия традиционно недополучает инвестиции. Стоит подчеркнуть, что именно они являются едва ли не единственным механизмом устойчивого экономического роста. Уровень иностранного инвестирования в нашу экономику не соответствует экономическим успехам России - к слову сказать, очень значительным. Это связано, прежде всего, с остаточным эффектом холодной войны: «Россия - страшное место, русская мафия, произвол чиновников» и прочее. Все эти слоганы до сих пор успешно продаются на западе. В итоге Польша, которая проигрывает России по всем параметрам (включая криминал и коррупцию), имеет в разы большие объемы инвестиционных средств.
Таким образом, каждый месяц стабильности повышает наше место в международных инвестиционных рейтингах, добавляет стране иностранных инвестиций и «продвигает» ее на Запад...
Вместе с тем, анализ инвестиционных процессов особенно важен при рассмотрении общей связи российской экономики с конъюнктурой мировых рынков нефти, поскольку инвестиции составляют один из главных элементов механизма этой связи. Учитывая, что физический объем экспорта нефти может меняться весьма незначительно, решающее значение для формирования доходов топливной отрасли имеют колебания цен. В условиях роста цен и соответствующего расширения доходов наблюдается увеличение инвестиций. В первую очередь, это касается непосредственно топливной отрасли и транспорта, доля которых составляет почти половину инвестиций в основной капитал в России. Это неизбежно порождает инвестиционный спрос и, соответственно, рост производства, приток инвестиций в машиностроение и другие отрасли. В итоге инвестиции в топливную промышленность выступают в роли локомотива для промышленности и экономики в целом. Кроме того, увеличение доходов нефтяных компаний ведет непосредственно к расширению инвестиций в других отраслях - в результате экспансии «нефтяного» капитала в эти отрасли. Таким образом, увеличение дохода нефтяных компаний вследствие роста мировых цен на нефть создает условия для роста российской экономики в целом - прежде всего, через механизм инвестиций.
8. Увеличиваются валютные поступления от экспорта. Происходит прирост золотовалютных резервов и стерилизация избыточной ликвидности.
Отмечу, что это лишь одна сторона медали...

2. Опасности для России со стороны роста цен на нефть. При всем положительном эффекте, который может дать России рост мировых цен на нефть, подорожание «черного золота» также обещает отечественной экономике и гораздо менее приятные последствия. Остановимся подробнее на тех моментах, к которым может привести взлет цен на сырье. Неблагоприятное влияние высоких мировых цен на нефть на российскую экономику выразится в следующем:

1. Высокие мировые цены на нефть вызывают инфляцию: рост цен на товары и продукты, а также на энергоносители и топливо.
2. «Сырьевая игла» мешает развитию других отраслей.
Если цены на нефть будут оставаться на высоком уровне в течение нескольких лет, то у правительства не возникнет стимула развивать другие сектора производства и проводить структурные реформы. Инвестиции обычно направляются в те отрасли экономики, доходность которых наиболее высокая. Таким образом, структурный перекос российской экономики только увеличится. Возникнет эффект «однобокой экономики»: в то время как топливная промышленность растет, в других сферах наблюдается застой и торможение.
3. Рост стоимости нефти способствует нестабильности экономики, угрожая в случае резкого снижения цен на нефть кризисом. Вся экономика России в настоящее время существенно зависит от сырьевого экспорта, доходы от которого покрывают до 40% госбюджета. В случае падения цены на нефть ниже заложенной в госбюджете, бюджет не будет выполнен, а значит, бюджетники лишатся своих зарплат, не будут профинансированы дотационные отрасли экономики и регионы... Все это в свою очередь сведет на нет экономический рост, который наблюдается в России в течение последних нескольких лет. Снижение экспортной выручки может спровоцировать экономический кризис. Например, долговой кризис конца 80-х - начала 90-х годов привел к распаду Советского Союза, а дефолт 1998 года вынудил Бориса Ельцина досрочно уйти с поста президента России.
4. Рост цен на нефть приводит к истощению сырьевых ресурсов, запасы которых ограничены. Сколько можно «поить» нефтью соседей? Пора подумать и о себе. Складывается впечатление, что США, к примеру, готовы воевать с другими странами, уничтожать детей и стариков. И все это только ради того, чтобы завладеть нефтяными скважинами и стать полновластными хозяевами «черного золота». При этом свои запасы они берегут «на черный день», чтобы, как всегда, в нужный момент заявить о непоколебимости американской экономики.
А что же делает Россия?
Истощая собственные ресурсы ради получения раздутого доллара, мы заведомо обрекаем себя на верную гибель. Возможно, ситуация наконец изменится, когда нефть начнет дешеветь, и мы не получим желаемых доходов. Может быть, тогда наш взгляд на многие вещи изменится, и мы начнем ценить ресурсы, которыми обладаем, и разумно их использовать?
5. Вследствие подобной зависимости высоки внутрироссийские цены на нефть. Даже в условиях кризиса, когда Америка снижает стоимость бензина на внутреннем рынке на 20%, российские топливные предприятия, сделав одолжение населению, понизили цены на бензин - страшно сказать - на целый 1 рубль! Выглядит это, говоря откровенно, как кощунство над российскими гражданами. Ведь, если разобраться, ресурсы в первую очередь предназначены для потребления теми, на чьей территории они находятся, и только потом для торговли.
6. Существующая экономическая зависимость ведет к зависимости от других стран и в политической сфере. Таким образом, усиливается экономическая зависимость России от других стран. Поскольку страна не имеет самодостаточной экономики, она подвержена влиянию и изменениям извне. Это в свою очередь делает нас беспомощными в некоторых ситуациях. К примеру, когда нам необходимо доказать собственную позицию, мы часто отступаем, так как отстаивание «правды» оказывается экономически невыгодным. Стоит ли при данном подходе говорить об уверенной позиции и престиже страны, которая «твердо» стоит на ногах?
7. Основная прибыль от высоких цен на нефть «оседает» в карманах олигархов. Однобокая экономика обогащает одних и обедняет других. Это закон жизни - но... справедлив ли он? Справедливо было бы высказывание, вступи оно в силу: «Кто не работает, тот не ест?» Абсурдность ситуации, когда одни богатеют только потому, что в 90-х годах вовремя «приобрели» за бесценок свой «кусок» народного достояния, а другие в это время днем и ночью работают и кое-как сводят концы с концами, очевидна.
Денег в запасниках олигархов становится все больше, а в карманах простых граждан - значительно меньше.
8. Россия упорно воспринимается многими державами как сырьевой придаток мира. Между тем потенциал страны огромен: у нас есть все факторы производства, природные ресурсы, капитал, предпринимательская деятельность, трудовые ресурсы. Почему нужно рассматривать Россию как исключительно сырьевой придаток? Как долго из страны на Запад будут продолжать «утекать» мозги? Возможно, Россия, наконец, заявит о себе, как о стране с отлаженной экономикой, работающей как часы.
9. Увеличение стоимости нефти приводит к росту издержек производства. Дорожают издержки - дорожает товар, и, как следствие, страдает конечный потребитель, то есть мы с вами.
10. Приток нефтедолларов отражается на валютном курсе. Неизбежное укрепление рубля и приток импорта отрицательно отразятся на положении российских производителей.
11. Высокая цена на нефть тормозит рост экономики.
Отмечу, что эксперты уклонились от консолидированного прогноза относительно того, какой будет цена на нефть в ближайшее время, заявив, что в ситуации мирового финансового кризиса это удел астрологов и фантазеров. Однако о возможных сценариях все-таки поговорили... Увлекательнее всех это получилось у исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии Игоря Башмакова. С помощью графиков и расчетов он, в первую очередь, пояснил главную, по его мнению, аксиому. «Цена нефти, - напомнил он - это ключевой параметр бюджетов всех государств и точка отсчета курсов валют, уровня инфляции, динамики инвестиций». Когда цены достигают верхнего порога - 147 долларов за баррель, как это случилось летом, то нагрузка на энергетическую составляющую ВВП государств растет в среднем на 14-15%, что ведет к торможению роста экономики, когда спрос на нефть начинает сокращаться. Это, по мнению И.Башмакова, стало одним из ключевых экономических факторов последующего падения цен на нефть.

3. Великая дилемма. Продолжая тему о взаимосвязи цены на нефть и развития российской экономики, отмечу, что Россия сильна своим производством, но зачастую при получении повышенной доходности от продажи нефти, нам просто некогда думать о развитии других отраслей. Пока «краник открыт и течет нефть, можно складывать нефтедоллары в сундучок, - авось, пригодятся!» Вот и настал тот час, когда все с надеждой обратились к накопленному запасу, который, замечу, также не бесконечный...

Здесь и возникает один небольшой, но весомый вопрос: готовы ли мы быстро изменить мышление спекулянтов (торговцев) на мышление созидателей и производственников? И вообще: готовы ли мы работать, не покладая рук, чтобы обеспечить себя, а может, и соседей, всем необходимым?

Что победит: мышление биржевого спекулянта или трудолюбие производственника? Вопрос остается открытым, а ответ на него, видимо, подскажет время.

Полвека тому назад, 17 октября 1964 г., первые тонны советской нефти поступили в Польшу и ГДР по нефтепроводу «Дружба». В действие он был введен двумя днями раньше, а строился с декабря 1960 г. (Планировалось, что задвижку торжественно откроет Н. Хрущев, но за несколько дней до того его отправили в отставку). В конце 1960-х – начале 1970-х г. для Чехословакии и Венгрии дополнительно построили «Дружбу-2». С тех пор роль сырой нефти в отечественном экспорте только росла. Так, если в 1965 г. на ее долю приходилось около 15% доходов СССР, то к четвертому кварталу 2014 г. эта доля в экспортных доходах России превысила 30%. Однако вернемся в недавнее прошлое.

После известных событий в ГДР (1953 г.), в Венгрии и Польше (1956 г.) перед советским руководством встала задача более широкой и долгосрочной финансово-экономической «подпитки» этих и других стран-участниц Совета экономической взаимопомощи.

По мнению бывшего посла Венгрии в СССР (в 1970-х гг.) Дьюлы Рапаи, «Москва решила экономической политикой в регионе СЭВ всячески сглаживать социально-политические последствия событий в ГДР, Венгрии и Польше. Прежде всего, этим странам гарантировались поставки разнообразного сырья по очень низким ценам и закупки их готовой продукции в широком ассортименте по завышенным ценам». Вдобавок СССР согласился платить высокие проценты за предоставляемые ему «братские» кредиты, а сам зачастую кредитовал те же страны без процентов. Всё это, заметим, продолжалось вплоть до официального прекращения деятельности СЭВ в 1991 г.

В рамках именно сэвовской экономической политики создавался и работал нефтепровод «Дружба», поставлявший Восточной Европе нефть сперва из Татарстана (г. Альметьевск) с 1964 г., а затем - и из соседних Башкортостана, Оренбургской, Самарской областей. Инициатором таких отношений, в т.ч. проекта «Дружба», был Хрущев, которому послесталинские восточноевропейские лидеры на рубеже 1950-х - 1960-х всё чаще жаловались на нехватку сырья, финансовых ресурсов, на подспудные антисоветские настроения в обществе и т.д. Остроту этих проблем требовалось сглаживать всевозможными экономическими методами, в том числе нефтяными поставками.

Естественно, спрос практически на «дармовую» советскую нефть быстро увеличивался в упомянутых странах, поскольку им в условиях советской финансово-сырьевой подпитки не нужно было развивать собственную геологоразведку, экономить топливо, снижать энергозатраты в экономике и ЖКХ. Потому в 1968-1973 гг. была построена новая магистраль «Дружбы» и увеличена мощность «Дружбы-1».

И снова по политическим причинам в руководстве СССР не обращали внимания на то, что «братские социалистические страны» нередко перепродают советскую нефть и изготовленные из нее нефтепродукты на Запад.

По разным оценкам, на этот бизнес к середине 1980-х направлялось от 25 до 30% нефти, поступавшей из СССР. Кстати, многие эксперты, в том числе российские и западноевропейские, говорят, что аналогичные операции с российской нефтью небезуспешно проводит Белоруссия.

Правда, в проекте «Дружба» была и другая цель, о которой вслух не говорили: устранить «непослушную» Румынию из сферы экспорта нефти в соседние с ней страны. Отношения СССР с Румынией стали ухудшаться, во-первых, после антисталинских решений ХХ съезда КПСС. А во-вторых, как утверждали румынские, китайские и албанские источники, Хрущев, Микоян и Андропов (тогда посол СССР в Венгрии) договаривались с Имре Надем и Яношем Кадаром о возможной передаче Будапешту части румынской Трансильвании, целиком входившей в состав Венгрии в 1940-1946 гг. (и раньше, до 1919 г.), при условии дальнейшего участия Венгрии в СЭВ и Варшавском Договоре.

Румыния, располагающая крупными запасами нефти, особенно в Трансильванском регионе, экспортировала ее в Германию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Польшу, Австрию в 1930-х – 1980-х гг. (экспортирует и сегодня).

Но важнее другое: покупателями румынской нефти в 1970-х - 1980-х были и Израиль, и садатовский Египет, даже полпотовская Кампучия, испытывавшие к СССР отнюдь не дружеские чувства.

После ввода в действие системы трубопроводов «Дружба» румынский, а также албанский экспорт нефти в Венгрию, Чехословакию, Польшу, Австрию и Югославию сильно сократился, хотя советской стороне не удалось полностью исключить нефть Румынии и Албании из системы поставок в Восточной Европе.

Что касается позиции Запада по этому проекту, то у него были планы поставлять нефть в Восточную Европу с Ближнего Востока или Северной Африки по трубопроводу через Грецию-Югославию (порт Салоники-Скопье-Ниш-Белград-Будапешт с дальнейшим ответвлением в Чехословакию). Но к концу 1960-х построили лишь участок Греция-Югославия, так как СССР смог обойти западное эмбарго на поставки в СССР высококачественных труб. Как известно, с ноября 1962 г. в рамках НАТО было введено эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Однако на Челябинском трубопрокатном заводе был налажен выпуск таких труб на созданном очень быстро «Стане 1020», на первом изделии которого рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!».

«Трубные» санкции Запада задержали строительство «Дружбы» всего на полтора года. Но челябинские трубы не смогли конкурировать с трубами из ФРГ, которые оказались более качественными.

В ходе создания «Дружбы-2» это эмбарго было отменено (весной 1969-го) и, прежде всего, с такой перспективой, чтобы СССР надолго стал зависимым от подобной западной продукции. Во всяком случае до 70% трубопроводов для экспорта нефти теперь уже экс-СССР - это трубы, ввезённые из Западной Европы.

Таким образом, значение экспорта нефти во внешнеторговой, да и в общеэкономической, политике СССР только усиливалась. Чему способствовала также перекачка углеводородного сырья по ответвлениям «Дружбы» в ФРГ, Австрию, Югославию, Западный Берлин со второй половины 1960-х. Впоследствии «Дружба-1» и «Дружба-2» были состыкованы с нефтепроводной сетью стран Центральной и Западной Европы.

Дело в том, что Запад после арабского нефтяного эмбарго (1973-1974 гг.) согласился наращивать импорт нефти и газа из СССР, но в обмен на котировку советского нефтегазового сырья в основном в долларах США и западноевропейские трубы для советских экспортных трубопроводов.

Экономическая ситуация вынудила руководство СССР согласиться на такой, с позволения сказать, бартер. И когда к середине 1980-х в повестке дня «мировой закулисы» встал вопрос о развале Советского Союза, Запад вместе с некоторыми нефтегазовыми монархиями Аравийского полуострова быстро обвалил мировые цены на нефть, и особенно на советскую. Как утверждают многие авторитетные эксперты, именно этот фактор за считанные годы привел СССР, а также Румынию и неосталинистскую Албанию к экономическому краху.

И что имеем сегодня? Нефтяная «игла» стала для экономики нашей страны жизненно важной. Несмотря на многочисленные декларации о необходимости реиндустриализации России (включая нефтепереработку и нефтегазохимию), по сей день от мировых цен на нефть зависит валютный курс российского рубля. А экспорт нефти теперь уже в постсоветской России является главным критерием устойчивости и выживаемости экономики. Достаточно сказать, что практически все бюджетные расходы и доходы рассчитываются на основе прогнозных оценок минфина и/или минэкономразвития РФ относительно мировых цен на нефть, в том числе и российскую.

Алексей Балиев