Татары и евреи. Евреи — это татары? Фатих сибагатуллин татары и евреи читать

Депутат Госдумы пишет уже пятый по счету исторический труд

В союзе писателей (СП) Татарстана вчера прошла презентация новой, уже четвертой исторической книги депутата Госдумы России Фатиха Сибагатуллина. Книга, которую написал бывший министр сельского хозяйства и глава Нурлатского района, называется «Татары и евреи». Если бы автор написал и попробовал издать нечто подобное, резко противоречащее официальной истории татар, в Советском Союзе, он точно получил бы срок, говорили с трибуны СП. Речи (и песни) на трех языках с интересом слушали корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на презентации.

.

«ЧТОБЫ НЕ ОБИДЕТЬ ТАТАР И ЕВРЕЕВ, Я ПРИГЛАСИЛ РУССКОГО»

На вчерашнюю презентацию в союзе писателей РТ книги «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина народу собралось очень много. По словам организаторов, в зале находилось не меньше двух десятков докторов наук и не меньше трех десятков кандидатов наук. Свободных мест не осталось вовсе, и кому-то пришлось подпирать стенку. Такой ажиотаж наверняка связан с громким именем автора, известного в республике человека, экс-министра сельского хозяйства РТ, экс-главы Нурлатского района, ныне депутата Госдумы России. Однако не меньше внимания, конечно же, привлекло название книги и в целом необычный, причем объемный (500 страниц!) труд. Автор посвятил его истории тюрко-татар и созданных ими государств, а также хазарам - тюркскому народу, который принял иудаизм и сыграл существенную роль в истории Евразии.

Вел презентацию москвич, генерал-полковник - милиции, юстиции и прокуратуры - Владимир Колесников . Что тоже интересно - Владимир Ильич. Сибагатуллин, улыбаясь, так объяснил несколько неожиданный выбор ведущего:

Мы обсуждали, кто будет вести сегодняшнее наше собрание. Можно было попросить наших татарских ораторов, поэтов. Или кого-то еврейской национальности. Но, получается, нужен один человек - или еврей, или татарин. Чтобы никого не обидеть, я решил пригласить своего друга - русского человека, заслуженного, из Москвы...

Это признание зал встретил смехом и аплодисментами. А Фатих Саубанович заметил, что генерал историю знает намного лучше, чем он.

ТРИ ЕВРЕЯ И ЧЕТЫРЕ ТАТАРИНА

То, что Владимир Ильич, действительно, знаток истории, он доказал и во вступительном слове, и когда вел презентацию. А проходила она весьма интересно, тем более что состав и аудитории, и выступавших был разнородным. Так что с трибуны звучали речи и время от времени со сцены - песни на татарском, еврейском и русском языках. А знаменитый ансамбль «Симха» не только порадовал живой музыкой и песней, но еще и показал свой давнишний видеоролик под названием... «Татарин и еврей». Вот именно! Руководитель ансамбля Эдуард Туманский , ужасно довольный тем впечатлением, которое произвел на зрителей неожиданный ролик, пошутил:

Это была музыкальная версия книги «Татары и евреи»...

Чего уж там, в бане между нами вообще нет никакой разницы...

ЭТА КНИГА НАПОЛНЯЕТ ТЕБЯ ЧУВСТВОМ ГОРДОСТИ ЗА ПРОШЛОЕ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» записала высказывания присутствующих о книге Сибагатуллина «Татары и евреи».

Ислам Ахметзянов - депутат Госсовета РТ, кандидат исторических наук:

В 2008 году Фатих Саубанович раскрылся перед нами как писатель, как публицист, как историк, как исследователь... В книге «Татары и евреи» подробно и аргументированно описана история тюрков, история татар, сыгравших огромную роль в защите суверенных интересов России на мировой арене. Автор отметил также поистине выдающуюся роль в этих процессах евреев и иудаизма. Автор предельно четко изъясняет и проводит красной нитью свою мысль о том, что евреи всегда являлись и поныне являются основополагающей движущей силой мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев...

Вахит Имамов - председатель набережно-челнинского отделения союза писателей РТ:

Когда я приезжал в Нурлат и заходил в кабинет главы района Фатиха Саубановича, он доставал из шкафа книги и показывал их. Там везде были отметки карандашом. И что меня поражало, он любую цитату, которую вспоминал, тут же находил в книге, открывая нужную страницу. Это какую феноменальную память надо иметь...

Владимир Колесников - генерал-полковник милиции, юстиции и прокуратуры в отставке:

Спасибо Фатиху Саубановичу за его труды - в них анализ прошлого, позволяющий судить настоящее и будущее. Время неразрывно - вчера продолжится сегодня и будет жить завтра... Книга «Татары и евреи» преследует благородную цель восстановить историческую справедливость...

Гарай Рахим - поэт:

Я очень подхожу для сегодняшней презентации... Потому что татары меня зовут Гарай Рахим, а евреи - Григорий Родионов. Так что я здесь свой человек! Я прочитал полностью и с большим вниманием книгу «Татары и евреи». Книга очень интересная, очень информационно насыщенная... Она будет интересна любому читателю: и простому человеку, и ученому, и студенту... Эта книга по жанру не только историческая, это литературно-художественная публицистика...

Равиль Файзуллин - поэт:

Фатих Саубанович - личность выдающаяся во всех отношениях. Если ли бы он жил в те далекие времена, наверняка был бы ханом, предводителем... В наше время он показал себя как великий сын своего народа, как патриот... Выход его книг - это большое событие... Открываешь его книгу «Татары и евреи» - и захватывает! Эта книга, когда ее читаешь, наполняет тебя чувством гордости за прошлое, ты как бы выпрямляешься. Это наша история, мы не безродные!


Справка

«Татары и евреи» - книга, в которой автор Фатих Сибагатуллин, опираясь на знание первоисточников и исследований ученых, пишет об истории тюрко-татар и созданных ими государствах. Серьезное внимание уделено хазарам - тюркскому народу, принявшему иудаизм и сыгравшему существенную роль в истории Евразии. В книге 500 страниц, она издана в «Идел-Пресс», богато иллюстрирована.

Рафаэль Хакимов: «Кто такие булгары?»

ВСЕ РАЗГОВОРЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАР ОТ БОЛГАР ОТ ЛУКАВОГО ЛИБО ЯВЛЯЮТСЯ ПРОПАГАНДИСТСКИМ ПРОЕКТОМ, СЧИТАЕТ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АН РТ

Страсти, давно кипящие в спорах «булгаристов» и «татаристов», сильно раздуты и на самом деле ничего не прибавляют к действительному выяснению происхождения татар, пишет директор Института истории академии наук РТ, академик Рафаэль Хакимов в материале, подготовленном специально для газеты «БИЗНЕС Online». По мнению ученого, в таких спорах больше политики, чем науки. Действительная же история куда сложнее… Во всяком случае, о татарах было известно задолго до того, как появилась Волжская Булгария.


ПСЕВДОДИСКУССИЯ МЕЖДУ ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ «БУЛГАРИСТАМИ» И «ТАТАРИСТАМИ»

«Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, - они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом от других. Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами».

Псевдодискуссия между так называемыми «булгаристами» и «татаристами» сильно ангажирована и никак не связана с выяснением происхождения татар. Ее политизация – это застарелая (со столыпинских времен) болезнь, цель которой – поделить татар на отдельные народы: мишар, кряшен, нагайбаков, сибирских, крымских, астраханских татар, булгар, и отдаления татар от башкир, ногайцев, балкар, карачаевцев, кумыков, казахов. Во время переписи 2000 года была сделана очередная попытка расчленения татар на множество этнографических групп, всех и не перечислить. Параллельно в татарском языке старательно на «научной» базе выискивается немыслимое, вернее, бессмысленное число «диалектов».


КАКОВА ЖЕ СУДЬБА ЭТНОНИМОВ «БУЛГАР» И «ТАТАР»?

Чувашский исследователь Н.И.Егоров пишет: «До начала эпохи просвещения никакой булгарской идентичности не было ни у татар, ни у чувашей. Этноним или, вернее, этнополитоним булгар начинает занимать в истории народов Поволжья особое место во второй половине или даже в конце XIX века. Булгарская идентичность, несомненно, имеет книжно-литературное происхождение, о чем можно догадаться уже по внешнему фонетическому облику этнополитонима булгар. Установлено, что уже в языке волжских булгар домонгольской эпохи этнополитоним bulgar претерпел некоторые фонетические изменения (bulgar >*buljar > bülär) и принял фонетический облик bülär/бюлер». Уже из этой цитаты видно, что о самоназвании "булгар" или "биляр" для IX - XII веков можно говорить весьма условно, с оговорками, точно указывая, о каком племени идет речь. Письменные источники, по которым мы судим о языке, не дают нам возможности решить вопрос этнического происхождения современных татар.

Не вдаваясь в фонетические тонкости произношения болгар/биляр/бюлер, будем называть средневековые племена, жившие на Волге, Азове, Северном Кавказе и Дунае, болгарами. Следует учитывать, что население Волжской Булгарии было полиэтничным, там жили баранджары, савиры, барсилы и т.д. Иначе говоря, имя «болгар» не было этнонимом, это политоним. Если пытаться делить население Волжской Булгарии на какие-то лингвистические группы, то не ясно, на что опираться при такой оценке. Литературные, эпиграфические памятники, другие надписи свидетельствуют лишь о «книжном» языке. Из этого нельзя точно определить, каков был на самом деле разговорный язык и какое племя говорило на каком наречии. Определенно можно утверждать, что существовала как кыпчакская, так и огузская группы.

Язык в средние века не выполнял таких политических функций, как сегодня, а потому переносить наше понимание на IХ - ХII века - значит заведомо запутать и без того сложную тему. В те времена литературный, а также государственный языки носили характер жаргона для узкого круга лиц, а фольклор как образец народного языка редко фиксировался в источниках, и, во всяком случае, он не носил общенародного характера, а отражал особенности этнографических групп. О языке тех времен мы можем рассуждать только в плане лингвистической, но не этнической реконструкции, поскольку «книжный» и народный языки не совпадают. Вообще, наше понимание языка, народа, гражданства несет иной смысл, чем в прошлом. Слова звучат одинаково, а по сути это различные термины.


ТАТАРЫ ПРОИЗОШЛИ ОТ БОЛГАР РЕШЕНИЕМ ЦК КПСС

Все разговоры о происхождении современных татар от болгар (bülär/бюлер) от лукавого, ибо являются пропагандистским проектом. В 1944 году ЦК КПСС приняло постановление, по которому запрещалось изучать историю и культуру Золотой Орды, Казанского ханства, а также издавать эпос «Идегей». Обращает на себя внимание год выхода постановления – 1944. Во время войны посчитали, что вопросы истории не менее значимы, чем победа на фронтах. Татары отличились на войне самым лучшим образом, авторитет народа начал расти. С другой стороны, в это же время выселяли с исконных территорий крымских татар, балкар и других. Возник вопрос о казанских татарах… С ними поступили иначе, решив расправиться не физически, а идеологически. Булгарская концепция происхождения современных татар послужила этой цели, которую «утвердили», не откладывая в долгий ящик, в 1946 году на специально созванной всесоюзной конференции. Вопрос происхождения татар рассматривался руководством СССР как важный политический шаг наряду с послевоенным восстановлением народного хозяйства.

Болгарская цивилизация, конечно же, существовала, о чем свидетельствует замечательный археологический материал, опираясь на который можно достаточно уверенно говорить о быте племен, их расселении и перемещении. Болгарский культурный (археологический) слой прослеживается по всей Волге, на Кавказе, в Крыму, Болгарии, Венгрии. Нетрудно следы болгарских племен найти в Баварии и Северной Италии. О различных болгарских племенах можно утвердительно говорить в связи с продвижением западных гуннов с Волго-Уральского региона на Дунай и дальше. Если кутригур и утигур считать болгарскими племенами, то их упоминание относится к VI веку. Великая Болгария на Азове возникла в VII веке. До этого времени татары уже имели многовековую историю, причем создали ряд государств. Возникновение Волжской Булгарии относится к IX веку. Задолго до этого на Волге уже существовал Тюркский каганат, причем не только с кочевым, но и оседлым населением. Например, основание Тетюш как военной крепости можно отнести к 558 - 559 годам. Иначе говоря, задолго до упоминания болгарских племен на территории современного Татарстана предки татар уже строили города-крепости.

Этноним «тюрк» сложился вследствие этнического смешения племен на базе общности языка и культуры в конце V века. В китайских исторических хрониках «Суйшу» записано: «Предками туцзюэ [тюрков] были смешанные ху [гунны] Пинляна. Их родовое прозвание было ашина. Когда североэйский император Тай У-ди уничтожал Цзюйцюй , Ашина с пятьюстами семей бежал к жужу [жужаням]. Они жили из рода в род у гор Цзиньшань [Алтай] и занимались обработкой железа». Группа племен, возглавляемая Асянь-шадом, «великим ябгу» Туу и Бумынем, в 551 - 555 годах нанесла сокрушительный удар Жуаньжуаньскому каганату, что можно считать временем возникновения Тюркского каганата во главе с родом Ашина.

Когда татары оказались в орбите более сильного Тюркского каганата, они уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей. В VIII веке татары упоминаются в источниках как союз племен. В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена – о мой хан! – то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 год). Иначе говоря, татары уже находились в составе каганата. Последующая запись уточняет, что Элетмиш Бильге-каган (видимо, в 742 году) «опять подчинил и восьмиплеменных татар», а чуть ниже утверждается, что «в год Свиньи (747 год), трехплеменные карлуки и девятиплеменные татары… почтительно просили стать ханом». Татары изначально были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в формировании тюркского народа.

А НЕ РОДНЯ ЛИ ТАТАРЫ ЕВРЕЯМ?

После распада Западнотюркского каганата в 658 году на исторической арене появляются хазарские и булгарские племена в районе Приазовья и на Кавказе. Возникает Великая Булгария во главе с Кубрат-ханом. В середине VII века к хазарам бежал «царевич» из тюркского рода Ашина, что давало право на объявление территории хазар каганатом. Вслед за этим хазары захватили Великую Булгарию. Сыновья Кубрата бежали на Дунай и Волгу, где объединили жившие там племена. Волжская Булгария попадает под вассальную зависимость от Хазарского каганата и платит дань.

В результате арабо-хазарских войн в 737 году хазарская знать была вынуждена принять ислам, но ненадолго. При кагане Булане(Болан – «олень» по-тюркски) аристократия начала исповедовать иудаизм. Вскоре Хазарский каганат стал одним из самых влиятельных государств в Восточной Европе. В письме хазарского кагана Йосифа еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шапруту, советнику правителя Кордовского халифата (середина Х века), описаны огромные размеры государства и многочисленность населения. О народах, живших у реки Итиль (Волга), он пишет: «Их 9 народов, которые не поддаются (точному) распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Г-ргана [Каспия]. Все живущие по берегу (этого) моря на протяжении одного месяца пути платят мне дань. С южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до Баб-ал-Абвада [Дербента]… С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по морю Кустантинии [Черного]…». Из этого отрывка видно, что политоним хазар относился ко многим вассальным народам, говорившим на разных языках и исповедовавшим разные религии. Такой конгломерат трудно было удержать в повиновении. В 922 году Волжская Булгария перестала платить дань каганату, приняла ислам в качестве официальной религии и была признана Багдадским халифом в качестве самостоятельного государства, что подтвердило посольство ибн-Фадлана. В 965 году князь русов Святослав разгромил ослабевшую Хазарию.

Сегодня обсуждается вопрос об общих генетических корнях татар и евреев, в частности, со ссылкой на времена Хазарского каганата. Трудно определить этническую принадлежность населения Хазарии, ведь даже каган Йосиф не мог дать точных сведений. Сами хазары в своей массе были тюрками, кроме разве что правящей верхушки. По свидетельству летописей болгарские и хазарские племена говорили на родственных языках. Караимы Крыма до сих пор говорят на языке, близком к крымско-татарскому, на котором идут и службы в синагоге. Однако из всего этого трудно делать далеко идущие выводы по поводу сегодняшней близости тех или иных народов.

В последнее время во всем мире повышенный интерес вызвали генетические исследования, которые позволили определить прародину всех народов. Опираясь на полученные данные, некоторые исследователи пытаются сопоставить гаплогруппы (группы, имеющие общих предков) с этническими признаками. Y-хромосомные гаплогруппы – это статистические маркеры, позволяющие понять происхождение человеческих популяций, но в большинстве случаев такой маркер ничего не говорит об этнической или расовой принадлежности отдельного человека. Любой современный этнос состоит из представителей нескольких, как минимум двух-трех, гаплогрупп. Не трудно найти по генетическим таблицам общих предков у евреев и татар, но это, видимо, следует отнести к более раннему периоду, нежели времена Хазарского каганата. Вопрос интерпретации гаплогрупп сложен и несовершенен. Однозначно можно утверждать, что как среди евреев, так и среди татар встречаются самые разные гаплогруппы. У татар их можно сопоставить с арийской, скандинавской, финской, еврейской (особенно ашкенази) группами. Моя гаплогруппа и вовсе стоит особняком и относится к району Алтая. Что это означает пока сказать трудно.

КОГО ТОЛЬКО НЕ ПРИЧИСЛЯЮТ К ТАТАРАМ

У этнонима «татар» довольно сложная судьба. В письменных источниках, рунических надписях татары упоминаются в связи с важнейшими историческими событиями в Евразии. Британский историк Эдуард Паркер, опираясь на китайские хроники, называет татарами хуннов и гуннов, авар, тюрков, сяньбийцев. Китайские исторические хроники связывают родину татар с «Дешт-и-Татар» – «Землей татар», расположенной на севере от Великой китайской стены между Ганьсу и Восточным Туркестаном. В силу влияния татар китайцы начали называть все народы, жившие севернее Китая, татарами, используя как собирательный термин, то есть политоним. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, однако такие авторитетные средневековые летописцы, как Рашид ад-Дин и Махмуд Кашгарский, прекрасно осведомленные о тюркских языках, однозначно относили татар к тюркам. Монголы в исторических хрониках упоминаются на несколько веков позже татар.

«Белыми татарами» назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты. «Черные татары», в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных центров. Они на ночь огораживались кольцом телег, то есть создавали курень. «Дикие татары» Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, управлялись старейшинами, у них не было ханов. Поскольку возникали различные татарские государства (китайские и арабские хроники насчитывают их 6), то этноним «татар» распространилось на многие монголо- и тюркоязычные племена. Даже впоследствии, когда Чингизхан прославился на весь мир как монгольский завоеватель, некоторые из историков называли его татарином, а Монгольскую империю – Татарией. Мунали, наместник Чингизхана в Северном Китае, сам себя называл «мы, татары», что соответствовало китайской традиции, но не соответствовало этнической принадлежности. Со временем вся Евразия стала отождествляться с «Тартарией», что и зафиксировано на европейских картах.

Не должно смущать то обстоятельство, что порой татары на исторической арене появлялись под другим именем. Например, кимаки, основавшие в 840 году вместе с кипчаками (половцами) Кимакский каганат, были одним из татарских племен. По иронии судьбы кипчаки, чей язык стал доминирующим среди значительной части тюрков, сами как народ перестали существовать. Аль-Омари о «Дешт-и-Кипчак» пишет: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто одного рода». Кыпчакские корни можно найти у татар, казахов, узбеков, ногайцев, башкир и даже русских (прежде всего казаков).

«Еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами. Тех татарских племен, что известны и славны, и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, - шесть».

Рашид ад-дин. «Джами ат-таварих». 1300 - 1311 годы

Связывать появление татар на Волге только с завоевательными походами Бату-хана - значит намеренно укорачивать историю нашего народа. Кстати, руины Болгар, которые мы можем видеть сегодня, – это первая столица Улуса Джучи (Золотой Орды), построенная Бату-ханом. До этого Болгар был похож на поселение. Легенды о разрушении города войсками Бату-хана сильно преувеличивают грандиозность событий. Точно так же рассказы о героической защите Болгарского государства от экспедиционного корпуса Субудая неверно трактуют события. Субудай не намеревался завоевывать Волжскую Булгарию, он собирал информацию о народах, пастбищах, географии, дорогах, местах брода. Это была разведка боем, подготовка будущего похода Бату-хана. Любая защита территории овеяна легендами, что имеет самостоятельное значение, независимо от победы или поражения.

ЭТНОНИМЫ ЖИВУТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Их содержание меняется с веками, хотя имя народа остается. Мы хотим сегодняшние нации увидеть в древних народах, не учитывая, что в те стародавние времена к самоназванию относились не так строго, как сегодня. Этнонимы появлялись и исчезали в силу обстоятельств, а в реальности могла идти обычная перетасовка одной и той же колоды, в которой доминировало то одно, то другое племя или даже отличившийся выдающимися способностями вождь, чье имя и получал народ и государство. Доминирующее имя попадало в хроники или выбивалось на камне. Остальные ждали своего времени. Этнонимы «он-огуз» или «докуз-огуз» означают 10 или 9 племен. Этноним «уйгур» происходило от имени соответствующего рода, «карлук» – по названию местности. Ногайцы получили самоназвание по имени бека Ногая. В русских летописях их называют «ногайскими татарами». В некоторых источниках Улус Джучи в ХIV веке называли «Узбеково государство», «Узбекский улус», «Узбекистан». На этом основании было бы неправильно называть татар узбеками.

Фанатичные мусульмане Золотой Орды в ХIV веке приняли новое имя – «узбеки» – в честь хана Узбека. В 1428 году Тюмень отошла от Орды, где хан Абуль-хайр и его улус стали называться «народ и улус узбекский». Их использовал Тимур в своей борьбе с Золотой Ордой. В самой Средней Азии в те времена под узбеками подразумевали кочевое население восточного «Дешт-и-Кипчака» (нынешний Казахстан). Исфахани об этом в начале ХVI века писал следующее: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно (из них) – шибаниты… Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты…» Сам Шейбан - сын Джучи, по свидетельству его историка, подразумевал под узбеками кочевые племена улуса Шейбана (Западная Сибирь), а под казахами - кочевников улуса Орда-Ичена, которые в этническом отношении мало отличались друг от друга. Лишь в XVI веке шейбаниды покорили государство тимуридов, захватив Самарканд, Бухару и распространили имя «узбек» на среднеазиатских тюрок. Тогда и начинают складываться различия между татарами, узбеками и казахами. Судьба этнонима порой весьма загадочна.

Любой народ является сложносоставным и зачастую связан многими нитями с другими этносами. Татар и чуваш объединяет наличие болгарской генетической линии. Башкир отделить от ногайцев сложно (после распада Золотой Орды башкиры управлялись ногайцами до 1570-х годов), в то же время в их формировании немалую роль сыграли отатарившиеся мадьяры. Плано Карпинидаже отождествлял башкир с мадьярами: «Башкиры – это великие венгры» (bas­gard id est Magna Hungaria). Гийом де Рубруксообщает, что население Башкирии еще в XIII веке сохраняло свой язык, который был понятен венграм. Знаменитые средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин «башгирдами» называли венгров Восточной Европы. «Царевичи завоевали все области башгирдов, маджаров и сасанов и, обратив в бегство государя их, келара [короля], провели лето на реке Тиса», – пишет Рашид-ад-Дин о покорении венгров и саксонцев. Но порой летописцы башкирами называли как венгров, так и тюркоязычные племена.

ТЮРКИ – ВСЕ РОДНЯ

Татар и ногайцев стали считать разными народами только в советское время, но до сих пор в Центральной Азии по традиции татар продолжают именовать нугаями. Известный российский историк В.В.Трепавлов пишет: «Ногаями именовали северную группу крымских татар, населявшую степи вне полуострова; для казахов нугай – это башкиры и поволжские татары; для башкир и казахов в прошлом ногай – сибирские татары; для калмыков иштиг мангад (т.е. иштяки-мангыты) – башкиры, а уулун мангад (горные мангыты) – балкарцы и карачаевцы и т.п.». Сегодня мы не сомневаемся в различии ногайцев и татар, но в средние века их считали одним народом. В одной из русских книг тех лет записано: «Сам же [Мухаммед-Гирей] кримьских татар не любити начат, но паче начат любити ногайских татар, их же бяше множество у него, и близь себя держаше их и яко доброхоты себе вменяя их». Как видим, здесь ногайцы воспринимаются как татары, живущие в степях. Даже в XIX веке крымца-садовода и хлебопашца называли татарином, а заперекопского чабана – ногаем. Кстати, царица Сююмбеки была ногайской принцессой из того же колена, что и князья Юсуповы, а ее муж Сафа Гирей был крымским царевичем.

С распадом Золотой Орды и появлением многочисленных тюрко-татарских ханств территориальные различия становятся более выраженными. На базе Белой Орды формируются казахи, в Центральной Азии тюркский язык испытывает влияние фарси, и появляется современный узбекский язык на базе чагатайского диалекта, крымские татары долгое время находятся под протекторатом Османской империи, усваивая многие элементы турецкой (огузской) культуры, а другие этнические группы оказываются в ситуации относительной изоляции и развивают свои локальные особенности. Сегодня их называют азербайджанцами, кумыками, балкарами, карачаевцами и т.д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской «крови», а у кого-то сильнее влияние финнов, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то - угорская. Все существующие сегодня тюркские народы – своеобразный сплав этих племен. Но по большему счету все они наследники общей культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Скандальный британский ученый выдвинул версию о тюркских корнях евреев Центральной Европы

Публикация «Реального времени» о возрасте Казани вызывала бурную дискуссию, как в соцсетях, так и в комментариях к статье . В ходе полемики читатели вспомнили и о древнем тюркском народе хазар, жившем в Поволжье в средневековье. Недавно ученый Эран Элхаик из Шеффилдского университета, наделавший шума в научной среде серией публикаций о тюркских корнях евреев-ашкенази, порадовал новой публикацией на тему хазарского происхождения этой еврейской этнической группы. Корреспондент «Реального времени» связался с ученым и побеседовал о новых открытиях.

С помощью GPS найти прародину хазар

- Расскажите подробнее о вашем последнем исследовании?

Мое исследование связано с изучением истории человечества при помощи генетических инструментов. Для этого я создаю свои собственные генетические методы, способные захватить самые интересные мутации в наших геномах, которые могут рассказать нам о нашем прошлом. Я также создаю подходы, которые могут рассказать нам с точностью о происхождении ДНК. Наша последняя разработка - географическая популяционная структура (GPS) - может определять географическое происхождение той или иной ДНК в некоторых случаях вплоть до родного села. Изучение происхождения отдельного взятого человека и народов важно для медицинских исследований, чтобы узнать, как наше происхождение влияет на наше состояние и реакцию на лекарственные препараты. Понимание происхождения людей поможет нам улучшить эффект лекарств. Это и есть сфера работы персонализированной медицины.

- Почему выбрали в качестве предмета исследования происхождение ашкенази?

Идиш является одним из последних европейских языков, чьи лингвистические и географические классификации остаются неясными даже после трехсотлетних исследований. Кроме того, происхождение евреев-ашкенази остается спорным вопросом. Точность GPS помогла нам применить этот инструмент к геному евреев-ашкенази, говорящих только на идиш, которые никогда не были изучены ранее как определенная группа, и к мультилингвальным евреям-ашкенази.

«Мы смоделировали ДНК соседних народов и столкнулись с высокой степенью схожести со смоделированным признаком хазар, которые жили в южно-кавказском регионе». Репродукция с сайта histrf.ru

«Народы, проживающие вдоль южных границ каганата сегодня, показали наивысшую степень схожести с ашкенази»

Вы говорите, что они имеют тюркское происхождение? К какому из ныне живущих тюркских народов это имеет отношение?

GPS привела евреев-ашкенази на северо-восток Турции, где мы нашли четыре древних деревни, чьи названия могут происходить от слова «ашкеназ». Мы также обнаружили генетическую близость между евреями-ашкенази и турками, как и между народами региона, в качестве подтверждения общего турецко-иранского происхождения. Затем мы смоделировали ДНК соседних народов и столкнулись с высокой степенью схожести со смоделированным признаком хазар, которые жили в южно-кавказском регионе.

- Есть ли в крови евреев-ашкенази кровь тюрков?

Если вы имеете в виду ДНК, тогда ответ, скорее всего, положительный. Турция и Кавказ очень разнообразны, и у многих народов есть определенное общее происхождение.

- Вкратце расскажите о том, кто такие ашкенази и вашей версии их происхождения?

Это сложные вопросы. Согласно нашему недавнему исследованию, геном евреев-ашкенази пережил значительную примесь в «Древнем Ашкеназ» на северо-востоке Турции. Однако это не объясняет, откуда евреи-ашкенази пришли изначально. Но, соединяя генетические, исторические и лингвистические доказательства, мы думаем, что геномы евреев-ашкенази могут быть конгломератами греческих, романских, турецких, иранских, славянских и, возможно, иудейских геномов, которые направились в сторону Ашкеназ из-за доступных им коммерческих возможностей.

- Коммерческие возможности, которые предоставляла Хазария?

Хазария - это государство, которое существовало в VI - XI веках и чья элита и определенная часть народа были обращены в иудейство в VIII веке. Хазария была основана на важной коммерческой артерии между северной Европой и юго-западной Азией и была одной из передовых торговых империй Средневековья. Она контролировала западные походы Шелкового пути и играла ключевую коммерческую роль, будучи перекрестком между Китаем, Средней Азией и Киевской Русью.

Изучали ли вы генетическую информацию других народов, которые жили на территории бывшего Хазарского каганата?

Да, я сравнил генетическую схожесть многих народов с евреями-ашкенази. Народы, проживающие вдоль южных границ каганата сегодня, показали наивысшую степень схожести с ними.

Хазарский каганат. Карта по С.А. Плетневой. Фото stepnoy-sledopyt.narod.ru

«Но это не наука, это Гарри Поттер»

- В то же время в вашем исследовании получается, что предки ашкенази жили не на Волге, а в Турции.

Верно. У нас есть исторические и антропологические доказательства того, что евреи-ашкенази берут свое начало в Турции.

Гаркави (Авраам Яковлевич Гаркави, - прим. ред .) писал в 1867 году, что «первые евреи, которые пришли в южные регионы России, происходили не из Ашкеназа [Германии], как полагают многие писатели, а из греческих городов черноморского побережья и Азии через Кавказские горы».

Наши находки также поддерживают доклад Рабиновича (Льюис Исаак Рабинович, - прим. ред. ) о том, что европейские еврейские сообщества часто селились вдоль континентальных торговых путей, что определило предпочтенное ими место обитания. Мы также знаем, что на этой территории располагается большое сообщество греко-романских и смешанных между собой иранских, турецких и славянских народов, которые поддерживали иудейство во многих местах на протяжении первого тысячелетия н.э. на территории «Ашкеназа» между Черным и Каспийским морями (Сало Уитмайер Барон, 1937) и частично обратились в иудаизм. Эти сообщества были достаточно большими для создания первых переводов Танаха (принятое в иврите название еврейского Священного Писания - прим. ред .) на греческий язык. Доказательством того, что идиши произошли из славянской группы и что евреи-ашкенази были славянами, являются лингвистические свидетельства, поскольку в идише есть большое количество иранских, турецких и греческих слов. Евреи-ашкенази также приняли много славянских обрядов - как разбивание бокалов на свадьбе или обычай класть камни на могилу.

- Какие теории происхождения ашкенази еще существуют?

Альтернативной теорией является Рейнская гипотеза, которая предполагает две массовые миграционные волны, которые не имеют абсолютно никакого исторического подтверждения. Первые евреи сначала отправились из древнего Израиля в Римскую империю, позднее - из нынешней Германии на славянские земли при помощи какого-то чуда, которое нужно, чтобы объяснить широкое присутствие евреев в Западной Европе. Но это не наука, это Гарри Поттер.

«Альтернативной теорией является Рейнская гипотеза… Первые евреи сначала отправились из древнего Израиля в Римскую империю, позднее - из нынешней Германии на славянские земли при помощи какого-то чуда… Но это не наука, это Гарри Поттер». Фото russian7.ru

- Знаете ли вы про казанских татар?

Я хорошо знаком с историей этого региона. Предполагается, что татары являются одними из предков евреев-ашкенази. Я соглашусь, что существует доказательство того, что эти народы имеют общее происхождение.

- Есть ли в идише следы тюркизмов?

Профессор Векслер (Пол Векслер,- прим. ред. ) отметил, что идиш не обладает типичными тюркскими лингвистическими чертами (например, сингармонизмом). Но у него есть небольшое количество турецко-иранских лексем и, возможно, спряжение при помощи вспомогательного глагола для образования причастий мужского рода единственного числа в древнееврейском языке. Ключом в классическом иврите и ассирийском языке, связывающим многих предков говорящих на идиш людей с турецко-иранским Кавказом, является их имя. По крайней мере в течение последнего тысячелетия североевропейские евреи используют идиш и древнееврейское слово «ашкеназ» (aškenaz) для обозначения средневековых евреев и нееврейских жителей немецкоязычных земель, а «ашкенази» (мн.ч. aškenazim) определяло еврея из Центральной и Северной Европы и его потомков. Эти термины взяты из библейского топонима «ашкеназ» из Бытия 10:3 в первой части Паралипоменона и Иеремия 51: 27, у которого есть связи со словами aškuza, ašguza, išguza в древнееврейских надписях VII века до н.э. В Библии этот топоним обозначает иранский народ «рядом с Арменией», предположительно, скифов. В классическом иврите присутствие звука [н] в этом термине является ошибкой, возможно, потому что буквы нун и вав имели сходство.

Айгуль Зиятдинова

Справка

Эран Элхаик – генетик, доктор и преподаватель Шеффилдского университета.

  • 1999 – защитил степень бакалавра естественных наук в Открытом университете, Израиль.
  • 2009 – получил степень доктора в Хьюстонском университете, США.
  • 2009-2011 – постдокторат в Медицинской школе в университете Джонса Хопкинса, США.
  • 2011-2013 – постдокторат в Школе общественного здравоохранения в университете Джонса Хопкинса.
  • 2013-2013 – научный сотрудник в Школе общественного здравоохранения в университете Джонса Хопкинса.
  • 2014 – преподаватель в Шеффилдском университете, Великобритания.

"...В то же время резко возросло могущество Волжской Булгарии со столицей Биляром (Великий город русских летописей), которая стала контролировать Великий волжский путь. Остатки разгромленных хазар довольно быстро растворились среди народов Восточной Европы. Исчезновение хазар в бурномисторическом пространстве, упоминания о которых исчезли в источниках уже в XIIвеке, породило немало догадок, псевдоисторических и романтических гипотез о наследниках — караимах Крыма, исповедующих иудаизм, горских евреях Кавказа и т.д. Есть и современные литературные мистификации, среди которых следует отметить знаменитый «Хазарский словарь» сербского писателя Милорада Павича. Роман, стилизованный под свод исторических сведений о хазарах, насыщенный сказочными образами и псевдоисторическими событиями, ввел в заблуждение даже некоторых маститых ученых... "

Большего внимания заслуживает гипотеза англичанина Артура Кестлера видеть в хазарах бежавших из Восточной Европы предков европейских евреев — ашкеназов. Эта его концепция строится на благородном побуждении доказать, что антисемитизм лишен каких бы то ни было исторических оснований — ведь хазары были не семитами, а тюрками. В действительности потомками хазар являются чуваши и татары, многие народы Кавказа.После гибели оседлых поселений каганата в огне печенежского и русского нашествий значительная часть земледельческого хазарского населения бежала вСреднее Поволжье, где жили родственные им по происхождению, языку и образу жизни булгары и буртасы. Именно в это время в Среднем Поволжье возникает значительное количество новых оседлых поселений, в чем велика роль беженцев-хазар.Есть данные, которые позволяют по-новому представить связь хазар с современными татарами, а заодно подтвердить гипотезу вышеупомянутого мною Артура Кестлера. В последнее время развитие науки дает в руки историков новые методы исследования, в том числе и генные. Анализы ДНК, проведенные в ряде естественно-научных институтов Российской академии наук (в частности, доктором биологических наук Ариадной Филипповной Назаровой), показали, что ДНК татар имеет довольно близкое схождение с ДНК евреев. А.Ф. Назарова, В.О. Асланишвили и С.М. Алхутов пишут: «Татары и евреи Ближнего Востока образуютдве ветви кластера, также рано отделившегося от остальных популяций, что можно объяснить общим происхождением татар и евреев; значительная часть последних является мигрантами из Восточной Европы, а до того из тюркских азиатских популяций: известно, что в VIII — X вв. н.э. евреи жили в одном государстве, Хазарском каганате, с тюрками-хазарами и после гибели в X в. этого государства мигрировали с Нижней Волги в более западные районы ВосточнойЕвропы. Ранее жители Хазарии вытеснили с Нижней Волги и Прикавказских степей древних булгар в более северные районы Поволжья и Прикамья, в результате чего обитающие там в настоящее время татары несут в себе значительную древнебулгарскую компоненту. Во время этих процессов могла иметь место метисация древних булгар с жителями Хазарии, часть которых была этническими евреями. Однако большая часть жителей Хазарии была тюрками, принявшими иудаизм; часть евреев Восточной Европы является их потомками» (!).Этот поразительный факт удивил многих ученых. Однако, как отметили Назарова, Асланишвили и Алхутов, разгадка генных загадок лежит на поверхности: и предки татар, и предки европейских евреев когда-то жили вместе в Хазарском каганате, возможно, — под одной крышей. После распада Хазарской державы они (эти предки) частично переселились в Волжскую Булгарию, в города Биляр, Казань и т.д., где позднее стали частью татарского народа, а частично — в Крым, на Ближний Восток и Русь, где позднее стали частью еврейского народа.Другого объяснения анализов ДНК просто не существует.Иными словами, история хазар — это неотъемлемая часть нашей татарской истории, история одного из важнейших этнических элементов татарского народа.

Ф. СИБАГАТУЛЛИН. (Из книги «От Аттиллы до президента")

Особенно остро вопрос встает, когда дело касается не только межнациональных, но и межрелигиозных союзов.

Брачующиеся, принадлежащие к разным национальностям и вероисповеданиям, сталкиваются на своем пути с невероятным множеством разногласий, конфликтов и сомнений. Такие браки сопровождает ореол предрассудков и домыслов окружающих, ложащийся тяжелым бременем на плечи молодоженов.

Как один из наглядных примеров брака, смешанного в аспектах как национального, так и религиозного характера, рассмотрим союз еврея (исповедующего иудаизм) и татарки (исповедующей мусульманство). Где жить: на родине еврея или татарки? Как вести семейный уклад: руководствуясь традициями и обычаями иудеев или мусульман?

Как прийти к компромиссу в праздновании религиозных праздников? Какую религию будут исповедовать дети? Эти и еще миллион животрепещущих вопросов встречают на своем пути брачующиеся! Но на начальном этапе их совместной жизни не менее важными оказываются вопросы: Как отпраздновать свадьбу? Согласно чьим традициям и обычаям?

Традиции и порядок заключения брака у иудеев

Заключению брака у иудеев предшествует сватовство (шидух), на котором знакомятся не только потенциальные жених и невеста, но и их родители.

Если сватовство прошло удачно, то заключается официальный документ (тнаим), в котором оговариваются все необходимые формальности вплоть до материальных обязательств.

Подписание тнаима происходит в присутствии свидетелей, сопровождается символической церемонией передачи платка (киньян) и завершается разбитием тарелки. В субботу, предшествующую дате свадьбы, жених читает в синагоге Тору, а невеста проводит дома встречу с подругами. Перед днем свадьбы молодожены, как правило, постятся.

Еврейская свадьба проходит под хупой (балдахином на шестах, символизирующим будущий дом) и начинается с подписания брачного договора (ктубы), который традиционно защищает в первую очередь права женщины. Обряд бракосочетания необязательно проводится в Синагоге. Церемония может проходить в присутствии раввина в любом месте, главное — под хупой.

После подписания ктубы следует обряд обручения (эйрусин), проходящий в несколько этапов:

  1. молодожены отпивают из бокала вино, благословенное раввином;
  2. жених одевает невесте на указательный палец обручальное кольцо;
  3. раввин зачитывает ктубу;
  4. жених передает ктубу невесте (копия документа будет храниться в раввинате);
  5. раввин произносит семь благословений;
  6. молодожены вновь отпивают благословенного вина;
  7. жених ногой разбивает бокал.

По завершению обряда обручения молодожены на несколько минут уединяются в специально приготовленной для них комнате, после чего начинается праздничное застолье. Во время застолья евреи традиционно употребляют только кошерную пищу.

Пиршество обязательно разбавляется зажигательными танцами, традиционным из которых является хора. Празднование продолжается в течение семи дней.

У иудеев нет специальных свадебных нарядов, но невесте следует быть осторожной в выборе свадебного платья и отдать предпочтение более скромному и закрытому фасону.

Татарские обычаи и особенности бракосочетания

также предшествует сватовство, в ходе которого родственники одной и другой стороны обмениваются подарками.

В ходе сватовства проходят смотрины невесты, родственники жениха пристально наблюдают за характером ее поведения. Если смотрины прошли успешно, у невесты спрашивается официальное согласие выйти замуж.

В случае получения утвердительного ответа родственники договариваются о выкупе невесты (калыме). Скрупулёзно обговаривается его размер, срок и способ передачи. Договор о калыме и согласие невесты подтверждаются муллой, после чего объявляется помолвка.

Между помолвкой и днем свадьбы зачастую проходит достаточно долгое время. Жених за это время обязуется выплатить калым. День бракосочетания у татар начинается с выкупа невесты, требующего от жениха существенных материальных затрат.

После выкупа следует специальный исламский обряд (никах), который имеет несколько особенностей:

  • жених и невеста молятся стоя;
  • согласие на брак у невесты спрашивается трижды, и отвечает она только в третий раз, сохраняя молчание в предыдущие два раза;
  • после брачного обета новоиспеченная жена вправе попросить у мужа свадебный подарок абсолютно любой ценности, а мулла назначает срок его вручения.

Никах, как правило, проводится в мечети, но возможно его проведение и в домашней обстановке в присутствии муллы. Мулла регистрирует брак в специальной книге, где помимо того фиксирует количество и стоимость украшений, подаренных женихом. С этого момента это собственность исключительно невесты.

После никаха начинается череда праздничных застолий (туй). На столах преобладают блюда традиционной татарской кухни, спиртное строго запрещено, поэтому пьют гости только соки, воды и морсы, а завершается пиршество чаепитием с чак-чаком.

У татар есть традиционный свадебный наряд, который может быть любого цвета, но лучше, если невеста отдаст предпочтение красному или зеленому цветам, символизирующим любовь и достаток.

Само празднование свадьбы длится несколько дней и начинается с дома невесты. Затем происходит переезд невесты из дома родителей в дом жениха, где и продолжается пир.

Насколько распространены браки татар и евреев?

Евреи по праву считаются одними из самых консервативных в вопросах выбора спутника жизни.

Вероисповедание ребенка у евреев передается по материнской линии: у матери-еврейки дети могут быть только евреями вне зависимости от вероисповедания отца.

У мусульман же наоборот передается по отцовской линии, они очень строги и набожны в вопросах наследия.

В связи с этим принципиальным отличием браки татар и евреев распространены очень редко.

В современном мире молодое поколение является более толерантным в выборе партнера иной национальности и веры. Одним из самых удачных примеров прекрасного союза между евреем и татаркой являются Алсу Сафина и Ян Абрамов.